Как за астраханскими автобусами следят 24/7

Полный контроль - неотъемлемая часть нормальной работы общественного транспорта.

Полный контроль - неотъемлемая часть нормальной работы общественного транспорта.

Полный контроль - неотъемлемая часть нормальной работы общественного транспорта. В Астрахани в рамках транспортной реформы заработал Единый диспетчерский центр. Он начал функционировать 12 января, когда в областном центре на маршрут вышли первые магистральные автобусы «М1». Что из себя представляет астраханский «большой брат» и за что он отвечает - в материале «МК в Астрахани».

Работа в две смены, смотря в мониторы

Единый диспетчерский центр в Астрахани открылся на Чехова, 20. В фойе исторического здания расположен колл-центр и диспетчерская. На входе нас встречают две девушки, одетые в белые рубашки, а также большая надпись: «Каспий». Именно здесь идет подключение к транспортной карте, работа которой в настоящий момент стартовала в тестовом режиме.

График работы ЕДЦ - круглосуточный. Как признается исполнительный директор оператора единой службы управления общественным транспортом Астраханской области Дмитрий Хицков, команда небольшая, но дружная. Так перед открытием они своими руками собрали стол - ресепшен, не дожидаясь сборщика мебели. График работы работников центра с 8 утра до 8 вечера, в две смены.

Дневная смена начинается с диспетчерского регулирования. Это те вопросы, которые касаются движения транспорта. Ночная смена подхватывает работу дневных. А когда все автобусы заехали в парк, то дело доходит до каждого наряда, журналов и подготовки разнарядки на следующий день. С документацией, как признается Дмитрий Хицков, приходится работать много.

«Нужно загнать машины, выгнать, сделать выпуск. В четыре утра уже начинается выпуск. Водитель приходит на работу в четыре утра, получает путевой лист, проходит медицинский осмотр. После отправляется к своей машине и отправляется на конечную остановку. Это так называемые машины «открывашки», которые открывают маршрут, делают первые рейсы и выполняют работу в течение дня. Потом как раз идут очередная пересменка, как прошло открытие, были ли переключения. ВСК передается и рассказывается. Эта работа диспетчерской в течение суток», — рассказал «МК в Астрахани» Дмитрий Хицков.

Диспетчеры следят за движением автобусов и анализируют ситуацию, в какой момент необходимо выпустить на линию резервную машину. В большом зале здания расположены четыре стола, на которых установлены по два монитора. На экранах отображается вся актуальная информация. Дмитрий Хицков рассказал, что в скором времени штат диспетчеров будет увеличен, так как транспортная реформа в Астрахани только набирает обороты.

Наблюдать за происходящем позволяет программное обеспечение, на котором работают во многих российских регионах. Хицков пояснил «МК в Астрахани», что программа - полная отечественная разработка, аналогов которой пока нет. Расположены в зале и большие экраны, на которых виден процесс подготовки машин для выхода на линию. Весь - от мойки до заполнения путевых листов. Ведется трансляция на экран ЕДС и с ремонтной зоны автобусного парка, расположенного на Энергетической.

«Если какая-то машина зашла в ремзону, то мы ее ждём, чтобы ее вернуть на линию. Мы отслеживаем, в каком состоянии. Нам нужны машины, перевозчик должен дать их нам. Они же заинтересованы в выполнении транспортной работы, и они дают нам полное управление», - рассказывает Дмитрий Хицков.

Алло, девушка …

Кроме того, диспетчерам приходится общаться с астраханцами по телефону. Помните же, что в составе есть колл-центр. А звонков за день довольно много. По словам сотрудницы ЕДЦ Елены Айзатулиной, люди уточняют маршруты, спрашивают о времени прибытия автобусов на ту или иную остановку. А также благодарят за запуск автобусного движения и работу «синеньких» до позднего вечера. И это далеко не полный список.

«Звонят люди разного возраста. Студенты забывают свои вещи, наушники в основном, спрашивают, как их найти. Люди среднего возраста чаще благодарят. Звонят с предложениями удлинить маршрут. Есть и негативные отзывы, например, кого-то не устроило, что водитель быстро проехал или не остановился на остановке, хотя его не пустили маршрутчики. Но таких случаев крайне мало, единицы», - рассказала Елена Айзатулина.

Одно из самых частых обращений пассажиров связано с оплатой. В частности, как пользоваться валидатором, где получить и пополнить транспортную карту «Каспий».

Кстати, о валидаторах. Журналистам нашего издания уже не раз приходилось ездить на автобусах. И они наблюдали, с какими трудностями сталкиваются некоторые пассажиры. К примеру, сообщение об оплате за проезд в размере 31 рубля чуть ли не мгновенно пропадает с дисплея. Люди просто не успевают заметить, что у них произошло списание. Начинают прикладывать карту снова. И теряются, когда «аппарат» сообщает им о невозможности совершения такой операции. И порой передают деньги наличными водителю.

«Мы передаем инструкцию перевозчику, как правильно пользоваться валидатором. Все проверяется и все зависит от человека непосредственно, как он эту инструкцию воспримет и как дальше это будет все работать. На самом деле мы не видим там больших проблем с оплатой. Если человек приложит к тому же валидатору карту, то на экране будет написано, что до следующей оплаты еще 60 минут», - отметила Елена Айзатулина.

Может, конечно, и правда все так просто. Но пассажирам, к сожалению, этих нюансов не объяснили. Впрочем, это претензии уже не к диспетчерам. У них – другие обязанности.

«У диспетчера хорошая мотивация работать. Я им говорю вы помогаете человеку добраться до дома, поликлиники или другого нужного им места», - подчеркнул Дмитрий Хицков.

Развод по прямой связи

Сейчас в городе работает 94 автобуса большой класса, обслуживающие магистральные маршруты. В скором времени в регион прибудут еще 250 автобусов средней вместимости. Справится ли ЕДС с таким количеством подвижного состава? Дмитрий Хицков уверено заявил, что да. И добавил, что в компании есть люди, которые справляются и со 120 единицами одновременно.

Работа диспетчера - это не просто следить за экраном, где один за другим идут автобусы. Человек, работающий в этом месте, должен продумывать решения и выходы из внештатных ситуаций. Одно из таких, к примеру, скучивание «синеньких». В этом случае диспетчер звонит оператору перевозок и докладывает о сложившейся ситуации. Параллельно ведет переговоры с водителем, которому дается установка «поднажать» или «оттянуться». Связь с рулевым происходит по нажатию одной кнопки. Звонят в ЕДЦ и водители автобусов, которые сообщают, что с их с участием произошло ДТП. В этот момент диспетчеру нужно «выдернуть» на линию резервную машину и наладить график движения так, чтобы пассажирский транспорт вовремя подходил к остановкам.

Ничто не вечно под луной

Как известно, новую маршрутную сеть разрабатывали специалисты РОСДОРНИИ. В этой работе, в том числе, принимал участие и Дмитрий Хицков. В феврале прошлого года он был приглашен для обследования существующих маршрутов. В итоге такого совместного труда и родились те самые шесть магистралок, которые уже запущены. Но все еще может измениться. Если, конечно, региональный минтранс и перевозчик увидит в этом необходимость.

О необходимости изменения магистралок на некоторых участках говорят и сами астраханцы. К примеру, жители поселка Советский Советского района хотят продления маршрут «М1». У жителей Трусовского района - аналогичная просьба по маршруту «М6». И в этом могут помочь, в том числе, и сотрудники ЕДЦ. Нет, принятия таких решений не в их компетенции. Но представить статистику по перевозкам, пробкам и прочими моментами эксплуатации автобусов вполне возможно. Так уже понятно, что самой востребованной улицей в Астрахани является Жилая. По ней проходит маршрут «М4». И «синенькие» уходят с конечной остановки заполненными пассажирами почти полностью. То есть, маршрут востребован. 

Также сотрудники диспетчерской выезжают на обследование маршрута и фиксируют проблемные места. Эта информация впоследствии доводится до организатора перевозок.

Проблемы пока не теряют «прописки»

Конечно, проблемных моментов еще достаточно. Вот, скажем, не все так просто с созданием выделенных полос для движения общественного транспорта. Запустить это новшество в Астрахани пока не получается. А тестовый эксперимент, проведенный минувшим летом ГИБДД совместно с горадминистрацией, провалился. Он длился всего 20 минут, после чего на улицах Адмиралтейская и Свердлова образовались огромные пробки. Дмитрий Хицков уверен, тест был проведен не так как нужно.

«Такие тесты надо делать под надзором РОСДОРНИИ. Люди, возможно, не поехали бы по Свердлова или по Адмиралтейской, если бы знали, что там есть выделенная полоса, которая для них является, так сказать, помехой. Опять же, может на Адмиралтейской надо делать определенные места, которые будут предусмотрены для выделенных полос. Например, участок дороги от поворота на Экспланадную и в другую сторону до Татар-Базар, до Боевой. Тогда может она сработает», - предположил Хицков.

Добавим, что выделенные полосы для общественного транспорта планируется ввести на улицах Савушкина, Анри Барбюса, Победы, Адмиралтейской, Б. Хмельницкого, Соликамской, Бабаевского и Яблочковой.

Парковки – еще одна «болевая точка». В одних местах города их явно не хватает. А там, где они есть, не всегда удобно для транспорта. Например, парковочный карман на Адмиралтейской возле здания министерства образования. Из-за него автобусы не могут беспрепятственно подъехать к остановке.

«Я, как транспортник с большим опытом, вижу, что именно из-за этой парковки приходится делать дополнительный маневр автобусу, это затрудняет движение. В принципе парковка возле Кремля с Адмиралтейской вообще не нужна нигде», - считает Хицков.

К старту реформы оказалась не готова и транспортная инфраструктура. Обустройство остановок и разворотных колец идет с запозданием. Но будем надеяться, что в текущем году все эти планы все же воплотятся в реальность.

Маршрутки остаются еще на трехлетку

Непростой вопрос и с маршрутками. Большинство из них пока продолжат ездить по городским улицам. Во всяком случае, до 2026 года. Но синхронизации маршрутов между новым и старым астраханским транспортом не было. Отсюда и многочисленные проблемы. В том числе и серия ДТП с участием «синеньких» и «ГАЗелей». Особенно в первые дни запуска шестерки «М».

Такие аварии в диспетчерской службе тоже отслеживают. А также попытки маршрутчиков помешать движению автобусов, подрезать, затормозить на подъезде к остановке, чтобы первыми «захватить» пассажиров. И диспетчера, в случае ЧП, регулируют движение.

«Водители маршруток выполняют свою работу в рамках своих обязательств, которые они взяли на себя, и они «бьются» за пассажиров, а мы бьемся за выполнение транспортной работы. Это кардинально разные вещи. Мы должны выполнить транспортное обслуживание, перевезти пассажиров по расписанию. Они должны заработать денег вне зависимости от расписания. Поэтому и существуют эти трудности и проблемы», - поделился своим мнением Дмитрий Хицков.

Особенно проблемная в этом плане улица Савушкина. «Серебро» в этом антирейтинге, по мнению гендиректора, достаётся району рынка Большие Исады. Далее следуют Новый мост, улицы Яблочкова и Победы, округа железнодорожного вокзала с ТЦ «Ярмарка». Сложности с последним участком удваиваются еще и потому, что здесь выезжают и въезжают автобусы междугородних рейсов.

А знаешь, все еще будет

До завершения транспортной реформы еще очень далеко. К транспорту большой вместимости, который уже во всю курсирует по магистральным маршрутам, должны присоединиться и автобусы средней и малой вместимости. Поэтому сотрудникам ЕДС еще предстоит работа по регулированию расписания и «отточке» работы с новыми диспетчерами из числа астраханцев. Плюс – взаимодействие с региональным министерством транспорта и перевозчиками.

Предстоит отладить и интернет-приложение, позволяющее отслеживать движение автобусов. Сегодня такие «большие братья» запущены в Яндекс и 2ГИС, а также на портале одного из астраханских изданий. Но чтобы все работало как часы, нужно больше статистики, понимания поведения транспортного средства и прогнозирование вероятности возникновения пробок. Но это, как говорится, вопросы лишь времени и практики.

Кстати, запускать транспортную реформу для Дмитрия Хицкова не впервой. Ему уже приходилось работать в данном направлении и в ряде других регионов. Поэтому, как говорится, есть с чем сравнить. И Астраханская область здесь выгодно отличается от других городов.

«Преимущества Астраханской реформы в том, что запуск плавный. Не надо выводить 400 машин в один день. Мы запускали по одному маршруту, вы видели это прекрасно. И добавляли по одному маршруту и выводили туда все машины. Это позволяет спокойно отрабатывать и все шероховатости, которые возникают, в том числе, у перевозчика», - отметил Дмитрий Хицков.

В качестве примера глава ЕДЦ привел ситуацию в одном из регионов, который, впрочем, не стал называть. Там на линию вышли сразу все машины. Люди не понимали, куда ехать. Без транспортного коллапса не обошлось. Подобное могло произойти, в том числе, и потому, что местные органы не смогли подготовиться к реформе. Вместо того, чтобы искать решение проблемы, предпочли свалить вину на перевозчика. Между тем организация конкурсов на перевозки – это как раз задача чиновников.

Другое дело, Астраханская область. В наших пенатах реформу ждали и к ней готовились. А острые углы – ну так они обязательно сгладятся. Даже Москва, как говорится, не сразу строилась. Так что просто наберемся терпения.

Как в Астрахани выглядит место, где круглосуточно следят за автобусами

Как в Астрахани выглядит место, где круглосуточно следят за автобусами

Смотрите фотогалерею по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру