Портал «ТОП Тверь» продолжает свой просветительский проект «Добро пожаловать в Церковь», в рамках которого читатели получают ответы на волнующие вопросы непосредственно от митрополита Тверского и Кашинского Амвросия.
На этот раз один из читателей задал глубокий и актуальный вопрос о самопознании: как понять, добрый ты человек или злой?
Митрополит Амвросий подчеркивает, что одним из самых трудных, но и важнейших вопросов для человека является честное самопознание – умение увидеть себя без самооправдания и ложной скромности. Он отмечает, что человек способен обмануть кого угодно, и особенно легко – самого себя, даже собственную совесть. Владыка Амвросий называет обман и самообман величайшим злом, которое стало прямым следствием грехопадения.
Размышляя о том, каковы люди на самом деле, митрополит Амвросий задается вопросом: можно ли доверять мнению ближних? Он тут же отвечает, что это необъективно, ведь одни люди испытывают к нам любовь, другие – отторжение или неприязнь. Это естественная человеческая реакция, поскольку люди по своей природе необъективны. Нельзя полагаться и на собственное представление о себе, считает владыка. Зачастую люди придумывают для себя некий образ, которому, по его словам, «увы (или к счастью), не соответствуют».
Единственным, кто видит и знает человека объективно и непредвзято, является Бог. Именно Он, по словам митрополита, служит мерилом истинной сущности каждого. Чтобы по-настоящему понять, добрый человек или злой, необходимо не ориентироваться на мирские оценки, а постараться взглянуть на себя глазами Бога.
Митрополит Амвросий подчеркивает, что добро и зло – это не столько внешние поступки, сколько внутреннее состояние сердца. Человек может совершать правильные действия, но при этом оставаться холодным и равнодушным. И наоборот, он может ошибаться, но при этом иметь в сердце любовь и искреннее стремление к исправлению. Поэтому, по его мнению, первый признак доброго человека – это внутреннее сострадание, способность радоваться за других, переживать чужую боль и умение прощать. Злое же начало проявляется в равнодушии, зависти, жесткости и нежелании видеть в каждом человеке образ Божий.
Для объективного самопознания необходима смелость быть честным перед Богом. Именно с этой целью, как объясняет владыка, дана исповедь – она служит не только формой покаяния, но и своеобразным зеркалом, в котором душа учится видеть себя такой, какова она есть на самом деле. Он считает очень важным научиться наблюдать за собственными реакциями: что вызывает раздражение, что приводит к осуждению, в каких ситуациях теряется внутренний мир. Эти точки боли, по его словам, и указывают на те уголки сердца, где скрывается зло, еще не исцеленное любовью.
Объективность по отношению к себе, по мнению митрополита Амвросия, рождается из двух ключевых составляющих: молитвы и дел добра по отношению к другим людям. Молитва дает возможность увидеть себя в свете Божием, избегая самообмана. А взаимоотношения, особенно с близкими, учат человека смирению. Ведь именно в этих отношениях и повседневных делах проявляется истинная природа человека – не на публике, а дома, среди тех, кто знает его лучше всех. Добрый человек, по определению владыки, – это не тот, кто никогда не злится и не ошибается, а тот, кто способен видеть в себе зло и не мириться с ним, кто ежедневно стремится стать мягче, внимательнее, человечнее. Злым же человек становится тогда, когда перестает замечать в себе зло, начинает оправдывать его и воспринимать как норму.
Таким образом, путь к доброте начинается с честного взгляда внутрь себя и искренней молитвы о том, чтобы Бог помог увидеть правду о себе и не испугаться ее.