Недавнее исследование, проведённое Высшей школой экономики (ВШЭ), вызвало бурные обсуждения, так как поставило под сомнение достоверность высоких результатов сдачи ОГЭ девятиклассниками в Астраханской области. В отчёте регион был отнесён к так называемым «потёмкинским» областям с подозрительно низким уровнем пересдач и невыполнения экзамена.
Сообщество «Магистратура «Социальные науки в школе»» ВШЭ опубликовало данные, охватывающие все регионы России. В рамках исследования утверждается, что в некоторых субъектах страны широко распространена практика списывания во время экзаменов.
Астраханская область оказалась в числе регионов с чрезвычайно низким процентом тех, кто пересдавал или не сдал ОГЭ вообще. В списке также числятся Оренбургская, Чеченская, Ставропольский край, Бурятия, Ленинградская и Нижегородская области, а также Карачаево-Черкесия. В этих регионах доля выданных аттестатов после пересдачи не превышает 2,5%, а число тех, кто не справился с экзаменом, составляет менее 1,5%.
В Астраханской области лишь 3,36% девятиклассников не смогли сдать экзамены с первого раза. Аналогичные показатели отмечены ещё в 18 регионах России. Согласно опубликованной инфографике, среднегодовая доля школьников с неудовлетворительными результатами, пропусками или неявками на экзамены в Астраханской области составляет 4,73%. Для сравнения, в соседних регионах показатели варьируются: в Оренбургской области — 0,92%, в Ставропольском крае — 2,04%, в Чеченской Республике — 1,47%, в Дагестане — 19,11%, на Сахалине — 17,27%.
Среди регионов с наибольшими долями таких учащихся выделяются Магадан (31,68%), Тыва (32,57%) и Чукотка (27,89%). Также заметны высокие показатели в Северной Осетии (8,08%), Калмыкии (7,95%), Мордовии (4,22%), Иркутской области (7,64%) и Хабаровском крае (4,73%).
В крупных городах также наблюдаются различия в уровне неудовлетворительных результатов и проценте неявок: Москва — 6,12%, Санкт-Петербург — 6,95%, Новгородская область — 9,69%, Ленинградская область — 3,28%. Таким образом, данные показывают существенные региональные различия в показателях сдачи экзаменов.