Жители Астрахани с нетерпением ждали начала реализации транспортной реформы, необходимость которой правительство региона обсуждало еще с 2021 года. Малогабаритные маршрутки, преобладавшие в городе, не справлялись с пассажиропотоком, рано заканчивали работу и не обеспечивали должного комфорта для пассажиров.
1 января 2023 года в Астрахани стартовала долгожданная транспортная реформа. На тот момент мало кто мог представить, насколько сильно изменится жизнь астраханцев с появлением в городе новых «синеньких» автобусов. «МК в Астрахани» проанализировал, как проходила реформа, чего удалось достичь и какие перспективы ждут город в будущем.
«Синенькие» вышли на дороги Астрахани
Транспортные перевозки в Астраханской области всегда были сложной проблемой. До начала реформы отрасль практически полностью контролировалась маршрутками, о манере вождения водителей которых до сих пор ходят легенды. Тарифы практически не регулировались, на дорогах преобладали частные перевозчики, устанавливавшие цены на проезд по своему усмотрению. О комфорте поездок не приходилось и мечтать, особенно в утренние часы, когда люди пытались втиснуться в переполненные маршрутки, нередко оставаясь на остановках или же стоя в салоне, плотно прижавшись друг к другу.
12 января 2023 года на улицы Астрахани вышли первые автобусы большой вместимости, ознаменовав начало нового этапа в развитии общественного транспорта города. Первым стал магистральный маршрут «М1», соединивший улицу Латышева и Аэропортовское шоссе. Перед каждым выходом на линию автобусы проходили тщательный осмотр механиками, а водители – обязательный медицинский контроль. С помощью специального компьютерного оборудования и под наблюдением медработника у водителей проверяли давление, пульс, температуру тела и наличие алкоголя в организме. Подобные нововведения вызвали удивление у тех, кто привык к поездкам в переполненных и не всегда исправных маршрутках, где водители нередко находились в сомнительном состоянии.
Вскоре количество новых автобусов на маршрутах Астрахани увеличилось. К концу 2023 года, по данным министерства транспорта и дорожной инфраструктуры, в областном центре и прилегающих сельских районах действовали 23 маршрута, на которых курсировали 247 автобусов большой, средней и малой вместимости. За 2023 год они совершили 309 тысяч рейсов и перевезли 9,5 миллиона пассажиров.
Сейчас городе и близлежащих сельских районах функционируют 48 маршрутов, обслуживаемые 477 автобусами различной вместимости. С начала 2024 года автобусы выполнили 1 миллион 131 тысячу 74 рейса и перевезли 31 миллион 326 тысяч 510 человек.
Дорожные войны
Нововведения в общественном транспорте Астрахани, связанные с появлением новых автобусов, были восприняты неоднозначно. Хотя большинство пассажиров оценили комфорт и удобство новых автобусов, владельцы маршруток, многие из которых также являлись водителями, не были рады уходящей монополии. Это привело к «дорожным войнам» на городских улицах. В первые месяцы после запуска новых автобусов социальные сети наводнили видеоролики, на которых были запечатлены споры между водителями разных видов транспорта, доходившие порой до драк. Маршрутчики блокировали подъезды автобусов к остановкам, перехватывали пассажиров, не понимая, что автобусы являются муниципальным транспортом, цель которого — перевозка людей, а не погоня за прибылью. Однако, когда напряжение достигло пика, водители маршрутных такси стали приносить извинения в министерстве транспорта, а затем начали устраиваться на работу водителями тех самых автобусов.
Несмотря на позитивные изменения, реформа не решила всех проблем. Межмуниципальных автобусных маршрутов по-прежнему недостаточно, и жителям области приходится пользоваться маршрутками для поездок в свои села и поселки, поскольку другого транспорта не предусмотрено. В некоторых случаях даже маршрутки отсутствуют, и единственными вариантами остаются частные перевозчики и такси, стоимость услуг которых зачастую непомерно высока. Кроме того, регулярность движения транспорта в сельской местности по выходным и праздникам остается далека от идеала. Очевидно, что в этой сфере предстоит проделать еще значительную работу, чтобы обеспечить качественное и доступное транспортное сообщение для всех жителей региона.
«Выделенки», отмена «выделенок» и снова «выделенки»
Введение выделенных полос для общественного транспорта в Астрахани вызвало широкий общественный резонанс среди всех участников дорожного движения. Попытки внедрения выделенных полос предпринимались неоднократно, однако каждый раз сопровождались критикой со стороны горожан. Объективные сложности, такие как узкие улицы в центре города, затрудняющие передвижение больших автобусов, усугублялись субъективными факторами — недостаточной подготовкой дорожной инфраструктуры к изменениям.
На первых экспериментальных выделенных полосах не были опилены деревья и кустарники, что мешало проезду крупных транспортных средств. На дорожном полотне оставались ямы, местами сохранялась парковка, что сводило на нет смысл нововведения, а разметка, обозначающая выезды из дворов, была нанесена некорректно. В первую попытку внедрения выделенных полос водителей даже не оповестили о грядущих изменениях, что привело к хаосу на дорогах.
Когда летом 2024 года было объявлено о возвращении «выделенок», многие восприняли это как очередной провал. Однако, на этот раз к изменениям подготовились более тщательно: опилили деревья, нанесли разметку, установили дорожные знаки и оповестили горожан о штрафах за проезд по выделенным полосам. Тем не менее, несмотря на предпринятые меры, главные проблемы не были решены: улицы и путепроводы остались преимущественно узкими, водители — по-прежнему агрессивными, а выводы из предыдущих неудачных попыток — сделанными не в полной мере.
Остановки на остановках
Еще одним неоднозначным аспектом транспортной реформы в Астрахани стала установка новых остановочных пунктов. Транспортная реформа предполагает не только запуск новых автобусов, но и создание соответствующей инфраструктуры. На эти цели были выделены субсидии из федерального бюджета.
В 2024 году в Астрахани планировалась установка более 500 остановочных павильонов. Администрация города заключила контракты на обустройство посадочных площадок и установку павильонов, а также начала демонтаж старых остановочных комплексов. Помимо стандартных, хоть и современных остановок, в городе решили установить «умные» и «полуумные» остановки, которые обещали сделать противовандальными. «Умные» остановки оборудованы мониторами, показывающими расписание автобусов в реальном времени, камерами видеонаблюдения и USB-входами для зарядки гаджетов, а также имеют ночную подсветку.
Однако эта часть реформы, как и эксперимент с выделенными полосами, столкнулась с астраханской реальностью. «Антивандальные» остановки оказались не такими уж неуязвимыми: вандалы разбивали их, пока те не превращались в осколки. Мусорные баки на остановках не предусмотрели, поэтому мусор валялся вокруг и под скамейками. Дизайн новых остановок также вызвал критику: астраханцы писали в соцсетях, что узкие и тонкие остановки не защищают от ветра и дождя, а летом прозрачные стекла едва ли укрывают от солнца.
Ситуацию усугублял тот факт, что новые остановки ставили по адресам, даже там, где уже были добротные и качественные остановки, которые можно было бы просто отреставрировать. В результате в некоторых районах Астрахани появилось по две, а то и по три остановки, в то время как в других не было ни одной. Старые остановки демонтировали, а новые поставить не успели, из-за чего люди вынуждены стоять посреди дороги, без укрытия от непогоды. Почему ответственные за этот аспект транспортной реформы не провели предварительное обследование города, остаётся загадкой.
Смотрим в светлое будущее
Спустя два года с момента начала активной фазы реализации транспортной реформы в регионе, правительство обнародовало свои дальнейшие планы и видение развития системы общественного транспорта. Одним из ключевых направлений на 2025 год станет разработка и запуск новых межмуниципальных маршрутов, призванных соединить различные населенные пункты области более удобным и эффективным образом. При этом акцент будет сделан не только на привычных автобусных перевозках. Планируется расширение сети водного транспорта, в том числе запуск новых маршрутов с использованием водных трамвайчиков. Это позволит не только диверсифицировать транспортные потоки, но и предложит пассажирам новые возможности для путешествий и перемещений. Кроме того, власти обещают провести модернизацию существующих паромных переправ, чтобы сделать их более современными, комфортными и эффективными.
В целом, власти оценивают результаты проведенной транспортной реформы как положительные. Действительно, по их мнению, ситуация с общественным транспортом в Астрахани стабилизировалась, и горожанам стало легче добираться до нужных мест. Этот прогресс, правда, сопровождается ощутимым ростом цен на проезд. Власти, в свою очередь, намекают на взаимосвязь улучшения качества жизни и повышения стоимости услуг: «жизнь стала лучше - пора и добавить ложку дегтя», - и вводят резкое увеличение тарифа с 31 до 45 рублей за поездку.
Однако, несмотря на положительные оценки, остается ряд проблем, которые требуют немедленного решения. Одной из самых острых является дефицит общественного транспорта. Автобусов, запущенных в рамках реформы, явно не хватает, чтобы обеспечить комфортную перевозку всего населения. В часы пик переполненные автобусы, заменившие привычные маршрутки, стали обыденностью. Кроме того, не всем пассажирам удалось быстро освоить новую систему оплаты проезда посредством карты «Каспий». Проблемы с ее использованием возникают как у пенсионеров, так и у более молодых людей, что заставляет многих вновь прибегать к услугам маршруток, которые несмотря на свою переполненность и хаотичность, кажутся более простым и понятным решением.
Надеемся, что 2025 году власти уделят больше внимания не только городским пассажирам, но и тем, кто проживает в отдаленных районах. Ожидание единственной маршрутки на продуваемой всеми ветрами остановке в течение длительного времени – это совсем не то, что можно назвать качественным и комфортным общественным транспортом. Одним из ключевых вопросов, который волнует жителей региона, является: откуда будут взяты автобусы для новых межмуниципальных маршрутов? Будут ли это новые транспортные средства или их снимут с городских рейсов? В последнем случае регион вполне может столкнуться с новым транспортным коллапсом, и это вызывает серьезные опасения.
Надежда на лучшее, конечно, остается. А пока остается только держаться за поручни и оплачивать проезд.