Астраханец создал компьютерную программу, вышедшую на рынок России и ближнего зарубежья

Корреспондент "МК в Астрахани" встретился с Борисом Коломиным - программистом, который «написал» свой бизнес с нуля. О том, как астраханский программист создал востребованную по всей России систему, и какие подводные камни встречались на его пути к успеху

Астраханец создал компьютерную программу, вышедшую на рынок России и ближнего зарубежья

Как часто вы слышите: «Хватит работать на дядю. Пора открывать собственный бизнес!». Но, зачастую, эти советчики не дают даже примерных установок, как это правильно сделать. А якобы успешные бизнесмены на проверку оказываются мошенниками или удачно родившейся золотой молодежью. Но существуют и обратные примеры.

Корреспондент МК в Астрахани встретился с Борисом Коломиным - программистом, который «написал» свой бизнес с нуля. О том, как астраханский программист создал востребованную по всей России систему, и какие подводные камни встречались на его пути к успеху, мы и поговорили с Борисом. Нашему собеседнику 39 лет, он женат, воспитывает двоих детей.

- Здравствуйте, Борис. Давайте начнем с истоков. С чего все начиналось?

- Здравствуйте, родился я в Астрахани. До девятого класса учился в обычной школе. Старшие классы прошли уже в Астраханском техническом лицее. С детства мне нравилось программировать. Первое знакомство с компьютером случилось как раз в АТЛ, в десятом классе. Программировал тогда еще на Turbo C++, дома компьютера не было, и я часто засиживался в компьютерном классе допоздна. После лицея я поступил на бюджет в АГТУ на специальность АСОИУ (автоматизированные системы обработки информации и управления). Получил диплом.

- Сложно было трудоустроиться молодому специалисту?

- С четвёртого курса стал работать с 1С. Сначала штатным программистом в средней торговой компании, потом, когда все задачи в фирме оказались сделанными, ушёл на вольные хлеба. Основал фирму-франчайзи 1С "Первая система”. Сначала мы занимались автоматизацией всего подряд. Среди наших клиентов был даже Экосервис (который занимался вывозом мусора). Я для них разработал программу учёта и выставления договоров клиентам-организациям.

- Но это все еще не было работой мечты?

- В какой-то момент, примерно в 2012 году, ко мне пришло понимание, что нужно выделять некоторую специализацию. Когда все клиенты из одной области, в их проблемах и задачах разбираешься глубже. У нас примерно половина клиентов были связаны с торговлей. В ней мы уже тогда чувствовали себя довольно уверенно. Поэтому стали заниматься только ею, раздав остальных своих клиентов конкурентам.

- В чем заключалась специфика работы с представителями торговли?

- Торговые компании испытывают примерно одинаковые потребности. Мы создали разные решения для них (по работе с должниками, по проведению инвентаризаций). И вот одно из решений оказалось наиболее востребованным и успешным. Это было решение по автоматизации закупок. Примерно в 2014 году вышла его первая версия. В апреле 2018 года я продал “Первую систему” другому человеку, а сам стал заниматься только решением по автоматизации закупок, которое назвал min-max.pro.

- Расскажите понятным для обывателя языком, в чем заключается созданное вами решение?

- У торговых предприятий (неважно розничных или оптовых) есть запасы. В рознице они лежат на полках, в оптовых фирмах - на складах. Они распродаются, и их нужно вовремя пополнять от поставщиков. Наша программа делает прогноз продаж, проверяет остатки товаров на полках и, если их недостаточно, предлагает сделать заказ поставщику. Либо, при работе в сети магазинов, предлагает переместить товары в магазин из центрального склада.

- Что это дает вашему потенциальному клиенту?

- Во-первых, повышается производительность труда сотрудников. Помощник закупок собирает и анализирует множество данных и выводит их в понятном виде в одном месте. Человек будет это делать в разы дольше, либо вообще не сможет сделать. Во-вторых, при работе с такими объемами данных, люди неизбежно ошибаются. Заказывают слишком много (и товар зависает на полках) или невовремя (и тогда на полках дефицит, заходишь в магазин, а нужного тебе товара нет). Это прямые денежные потери. В итоге, чистую прибыль можно увеличить на 10-30%. Для большинства покупателей программа окупается в первые месяц-два. Причём основные затраты наших покупателей это не цена программы, а время, которое их сотрудники должны потратить на освоение правильных методик работы.

Кстати, на нашем сайте min-max.pro доступна демо-версия помощника. Можно попробовать.

- С чего вы начали?

- Так как мы занимались автоматизацией только торговых компаний, то стали получать однотипные заказы. Одним из них был поиск неликвидных товаров на складе. Руководитель в какой-то момент понимает, что денег (чтобы заплатить очередным поставщикам) становится меньше, хотя предприятие и работает в прибыль. Путём анализа отчётов, он понимает, что деньги "закопаны" в товарных остатках. Чтобы выяснить в каких именно, он обращается к программистам - к нам. Поэтому первоначально я сделал отчёт, который показывал список залежавшихся товаров. Клиенты оставались довольны, но я пошёл немного дальше и задал себе вопрос. А почему, собственно, неликвиды появляются? Выяснилось ,что основная причина в человеческом факторе (люди ошибаются) и отсутствии удобных инструментов (в 1с есть свои инструменты, но они с одной стороны переусложнены, а с другой недостаточно функциональны, полезны и информативны). Так я пришёл к пониманию того, что потребность в решении существует. Одновременно, общаясь с нашими клиентами, торговыми фирмами, стал находить тех, кто также понимал проблему и был готов заплатить за инструмент, который её решает. Так появилась первая версия “min-max.pro” - собрал пул предварительных заявок, продумал структуру и написал программу. Первая версия программы была довольно простая, но даже с ней эффективность работы закупщиков значительно выросла.

- Была ли у вас какая-то команда, или вы сделали все в одиночку? Как тяжело было найти первых клиентов?

- Программа создавалась в свободное время, затрат особых не было, поэтому особой нужны искать клиентов я не испытывал. Предложил своим текущим, кто-то из них проникся и согласился. Сделал описание на нашем основном сайте, поэтому большая часть клиентов приходила с поиска. В 2014 году у нас было 3 клиента в месяц, и это казалось довольно много. Всё это время я был единственным разработчиком программы. Но продукт растёт, один программист его уже не осиливает. Поэтому примерно полгода назад в команде появилось ещё два человека.

- С какими проблемами сталкивается индивидуальный предприниматель или бизнесмен в Астрахани и в России? Иными словами, с какими проблемами сталкивались лично вы?

- Никаких особенных проблем не встречал. Клиенты есть, сотрудники есть, затраты (аренда, налоги, реклама) вполне приемлемые. Основная сложность — быстро бежать, чтобы обогнать конкурентов, предложить лучший сервис, цены, возможности, стать полезными для клиентов. Постоянно нужно придумывать новые идеи, воплощать их. Это сложно, но не проблема, и даже не сложность, а нормальный режим работы для любого честного бизнеса. Все так работают, а у кого не получается - уходят с рынка.

- А с бюрократией не сталкивались?

- Мы практически с государством не пересекаемся, потому что наша бухгалтерия работает на аутсорсе. Я в налоговой за последние года 3 был может быть пару раз - неправильно зачислились платежи. Единственный важный момент - это работа на экспорт в валюте. У нас есть несколько клиентов из Казахстана, Украины и Беларуси. С ними вообще нет проблем. Но, однажды, программу купили из Эстонии. Мы выставили счёт, клиент перевёл деньги. Вроде бы все довольны, но нет. Позвонили из банка, чтобы провести валютный контроль, хотя оплата была на рублёвый счёт. Пришлось составлять договор, счёт, отсылать в Эстонию, просить подписывать и делать сканы. И это при том, что была небольшая сумма, примерно 25 000 рублей. При больших суммах контрактов, бумажной работы ещё больше. И ещё сложнее, если клиент будет платить не в рублях, а в валюте своей страны. Это затрудняет работу на экспорт. То есть покупка из-за рубежа электронных программ, сделанных и распространяемых из России, это дело довольно сложное именно из-за бюрократии.

- Вы начали рассказывать про клиентов, а они только из Астрахани?

- Клиенты у нас со всей страны, есть в Сахалине, в Калининграде, в Мурманске и в Дагестане. Есть небольшое количество (пару десятков) из ближнего зарубежья. В основном, с Украины, Беларуси, Казахстана. И единичные клиенты из Эстонии и Грузии. Дальнее зарубежье с 1С пока не работает.

По размерам клиенты тоже сильно отличаются. Есть и небольшие магазины, где закупками занимается предприниматель лично. Есть крупные, где отдел закупок из десяти человек и сложная иерархия принятия решений.

- А бывали какие-то накладки или курьезные моменты?

- Был случай, клиент из Бурятии приобрёл программу, и она ему, видимо, так понравилась, что он сделал под неё небольшой сайт, разместил видео на Ютубе, открыл офис в Москве и начал искать клиентов. И всё это в тайне от нас. Очередной клиент сказал нам, что видел нашу рекламу в Инстраграм. Я удивился, так как в Инстаграм заходил всего пару раз в жизни. Это было первым звоночком. Ещё один клиент также увидел рекламу, но смог вспомнить, где именно и показал её мне. Я вычислил, какой именно это был клиент, написал ему письмо с обещанием подать в суд. Он перезвонил, очень возмущался, что я не вижу перспектив сотрудничества с ним, но вроде свою деятельность свернул. После этого ещё два клиента вышли на нас, которые приобрели программу через него. Им пришлось купить её ещё раз.

Несколько пользователей помощника утверждали, что смогут продать наше решение гораздо дороже. В 3 раза минимум. При этом они просят себе вознаграждение примерно в 30-40% от цены. Мы им отказываем, конечно, так как это не очень честная схема, и нам удобней работать с клиентами напрямую. Благо, интернет это позволяет. Мы сами производим установку программы, обучение и дальнейшее сопровождение.

- А сколько клиентов у вас уже было?

- Сейчас продано почти 300 копий.

- Есть ли какие-то планы по расширению бизнеса? Новые идеи?

- Идей много, но я намеренно ничем больше не занимаюсь, только этой программой. Пока вижу потенциал здесь. С одной стороны, это неправильно, так как "все яйца в одной корзине", а с другой, если не вложить много сил и работы в продукт, он не станет лучшим.

- Конкуренты наступают на пятки?

- Да, наступают, хотя их у нас не сильно много. Есть большой и крупный, у них средняя стоимость программы - 2 млн рублей. Очень много возможностей, но они, естественно, только для очень крупных торговых компаний. Есть несколько решений нашего уровня, но из них только два активно поддерживаются своими создателями. Остальные, видимо, не взлетели и заброшены.

Первый, не имеет демо-версии, с очень плохой техподдержкой и стоит в полтора раза дороже нашего помощника, но с очень активным и агрессивным маркетингом. Второй уже интересней, не сильно дороже, с интересными решениями, но он сделан не на 1с и требует настройки выгрузки данных из 1с в их систему. Эта выгрузка работает долго и нестабильно и, в итоге, перекрывает остальные их достоинства.

Но главный наш конкурент - это сами пользователи. Автоматизация, цифровизация активно шагает по планете, но не все компании психологически к ней готовы. Многие предпочитают работать по старинке (вручную или в Excel) и пока не собираются меняться, переучиваться.

- Два миллиона - это и правда дороговато, а сколько стоит ваша программа?

- У помощника три версии: для мелких, средних и крупных торговых предприятий. Соответственно, 14500, 29500 и 69500 руб. И это действительно самое дешёвое решение на рынке. Дешевле только Excel и ручная работа.

- Расскажите, как вы отвлекаетесь от работы, как проводите досуг? Какое у вас хобби?

- Сначала помощник закупок был моим хобби, теперь превратился в работу. Пока другого хобби не нашёл. Сейчас в свободное время занимаюсь детьми, хожу на рыбалку, иногда что-то мастерю по дому или во дворе.

- Рыбалка - это очень по-астрахански. Что вам нравится в нашем городе, а что нет? Не задумывались о переезде?

- Я коренной астраханец, и больше всего в Астрахани мне нравится теплая зима, отсутствие пробок и свой небольшой садик. В Москве, конечно, больше развлечений, но по всем остальным моим пунктам она проигрывает. Возможно, если “min-max.pro” станет ещё больше, и будут проблемы с поиском высококлассных программистов в Астрахани, то придётся переехать в Москву. Но пока я такого желания не испытываю.

Астрахань - небольшой уютный городок. У него много плюсов, а все минусы связаны с плачевной экономикой и низкими зарплатами. К примеру, у нас в частном секторе плохая грунтовая дорога. Мы с соседями каждые два года скидываемся по 10 000 рублей и засыпаем щебнем. А вот скинуться по 100 тысяч, чтобы заасфальтировать дорогу, уже никто позволить себе не может. Поэтому грязь на улице навсегда, и это печалит.

Также хотелось бы побольше парков, но для этого нужен бюджет города, а он наполняется с налогов на заработную плату. Пока зарплаты низкие, налогов на грамотную урбанистику не наберётся.

Это самое главное. Но такая ситуация во всей стране, кроме Москвы. Но там холодно, пробки и дикие цены на жильё, от этого никуда не убежишь.

- Знаю, вы приготовили какой-то сюрприз для наших читателей?

- Да, читателям “Московского Комсомольца” дарю разработку для 1С, с которой все началось – «Помощник работы с неликвидами» (ссылка будет действовать ограниченное время). Она поможет торговым компаниям избавиться от симптомов неправильных закупок.