Ахтубинский район Астраханской области уже не первый раз становится эпицентром громких скандалов, связанных с коррупцией и уголовными делами в отношении высокопоставленных чиновников. Недавняя информация о задержании главы района Владимира Михеда по подозрению в получении взятки, распространившаяся в социальных сетях и СМИ, хотя и без официального подтверждения, вновь обратила внимание на эту тревожную тенденцию.
Пока правоохранительные органы воздерживаются от комментариев, стоит подробно рассмотреть историю, которая доказывает, что Ахтубинский район, и в особенности город Ахтубинск – второй по величине в области, часто становится ареной для таких неприятных событий.
Возбуждение громких уголовных дел в отношении руководителей муниципалитета, является, к сожалению, нередким явлением. Примером может служить история Виктора Ведищева, избранного главой Ахтубинского района в 2009 году. В 2011 году против него было возбуждено уголовное дело о превышении должностных полномочий, которое, впрочем, впоследствии нигде не упоминается.
Несмотря на это, в 2014 году он был переизбран на пост главы района. Несколько позднее Ведищев занимал специально созданную для него должность «представителя губернатора», прежде чем уйти на пенсию. Возможность повторного избрания после возбуждения уголовного дела, которое в итоге не получило развития, вызывает серьезные вопросы.
История Ахтубинска, второго по величине города Астраханской области, омрачена также чередой коррупционных скандалов, в которые вовлечены его бывшие мэры. Список чиновников, ставших фигурантами уголовных дел, значительно длиннее, чем может показаться на первый взгляд. Рассмотрим три ярких примера.
Аманга Нарузбаев. Занимавший пост мэра с 2009 по 2019 год, Нарузбаев стал участником нескольких коррупционных скандалов. Его обвиняли в превышении должностных полномочий, связанных с предоставлением земельного участка его супруге по заниженной цене — с 1,7 млн рублей до 235 тысяч. Это привело к условному приговору в два года лишения свободы.
Дальнейшее расследование выявило незаконную продажу 10 муниципальных земельных участков без аукциона, что закончилось для Нарузбаева реальным сроком – 1 год и 4 месяца лишения свободы.
Сергей Заблоцкий. Сменивший Нарузбаева в 2019 году, Заблоцкий поначалу внушал жителям надежду на улучшение ситуации. Однако эти ожидания быстро развеялись. После непродолжительного руководства городом в 2019-2021 годах, неудачной попытки избраться главой района, и работы в качестве заместителя министра строительства и ЖКХ Астраханской области с последующей отставкой «по собственному желанию» весной 2023 года и назначением директором ГАУ АО «МСЦ «Содействие», Заблоцкий был признан виновным в мошенничестве в крупном размере.
Суд установил, что во время командировок он незаконно получил 757 тысяч рублей из бюджета, предоставляя ложные сведения о расходах на проживание. Вместо аренды жилья, он пользовался бесплатным размещением, но отчитывался о затратах на аренду, получая компенсацию. В итоге, наказание оказалось сравнительно мягким: 500 тысяч рублей штрафа.
Дмитрий Шубин. Трижды участвовавший в выборах мэра, Шубин, наконец, добился успеха в 2021 году. Однако его пребывание на посту оказалось недолгим. В декабре 2023 года он был задержан сотрудниками ФСБ по подозрению в злоупотреблении должностными полномочиями.
Следствие установило, что Шубин передал своей матери нежилое здание и земельный участок в центре города для организации магазина, минуя конкурсные процедуры. Для этого он, по версии следствия, дал указание подчиненному не выставлять объект на конкурс в период с февраля 2022 по декабрь 2023 года. Кроме того, Шубину инкриминируется отказ местной предпринимательнице в оформлении части этого же земельного участка под строительство автостанции под предлогом планов благоустройства Привокзальной площади, которые, как выяснилось, не планировалось осуществлять.
В итоге, суд приговорил Дмитрия Шубина к трем годам лишения свободы в колонии общего режима, с дополнительным запретом на занятие должностей, связанных с организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями в государственных и муниципальных органах на три года.
Ахтубинский район, как проклятое место, похоже никак не может укомплектоваться хоть сколько-нибудь новыми ресурсными и адекватными кадрами. Остается надеяться, что при подборе новых сотрудников на высокопоставленные должности будут учитываться ошибки прошлых лет.