А был ли буллинг: что известно о расследовании шокирующей гибели камызякского школьника

А был ли буллинг: что известно о расследовании шокирующей гибели камызякского школьника

Журналисты «МК в Астрахани» решили пролить свет на эту печальную историю и узнать, что могло привести к гибели 10-классника и какие официальные данные на данный момент могут предоставить специально созданная комиссия и следственные органы

А был ли буллинг: что известно о расследовании шокирующей гибели камызякского школьника

Смерть 16-летнего подростка в городе Камызяк Астраханской области 19 ноября 2024 года, найденного с серьезными ожогами недалеко от своего дома после занятий в школе, вызвала широкий общественный резонанс. Трагический инцидент привлек внимание не только региональных, но и федеральных органов власти. Председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин лично запросил доклад о ходе расследования, а по факту произошедшего была инициирована процессуальная проверка региональным управлением СК России с целью установления всех обстоятельств.

Министерство образования и науки также оперативно отреагировало на трагедию. По поручению министра Марии Шалак была сформирована специальная комиссия для «выявления обстоятельств, повлекших за собой несчастный случай со смертельным исходом» в Камызякской средней общеобразовательной школе №4. В социальных сетях даже появилось видеообращение от министра, в котором она заверяла общественность в проведении тщательного расследования причин трагедии и принятии мер для предотвращения подобных ситуаций в будущем. Однако, это видео, после публикации в телеграм-каналах и местных сообществах, исчезло из официальных источников, а о дальнейшей работе комиссии на протяжении более двух месяцев информации не поступало, порождая вопросы о ее результативности и прозрачности расследования. Оставалось неясным, были ли в школе сигналы о возможных проблемах у подростка, в том числе о буллинге, и были ли они должным образом рассмотрены.

Журналисты «МК в Астрахани» решили пролить свет на эту печальную историю и узнать, что могло привести к гибели 10-классника и какие официальные данные на данный момент могут предоставить специально созданная комиссия и следственные органы.

Трагедия после уроков

Инцидент зафиксировали вечером 18 ноября на берегу реки в микрорайоне Табола, на окраине Камызяка. Живший по соседству мужчина заметил горящего подростка и немедленно бросился на помощь, начав тушить пламя, однако, к сожалению, он уже успел серьёзно обгореть. По словам очевидца, школьник находился в сознании и успел сказать, что это был его выбор, и он сожалеет о случившемся. По неподтвержденным данным, находясь в больнице, подросток попросил прощения у своей матери за свой поступок.

Мотивы, ставшие причиной случившегося, остаются неясными. Официальные комментарии о возможных причинах и признаках преступления отсутствуют. Несмотря на то, что к расследованию подключились все профильные ведомства, результаты проведенных проверок так и не были преданы огласке. Общественность оставалась в неведении относительно обстоятельств, приведших к трагическому исходу, и выводов, сделанных компетентными органами.

Буллинг или «ничего особенного»?

После гибели подростка в Камызяке в социальных сетях распространилась информация о том, что причиной трагедии могла стать травля в школе, в которой якобы участвовали как одноклассники, так и учитель. Сообщалось, что жертву буллинга могли высмеивать за подростковые усы, дав ему прозвище «Таракан», а также из-за проблем со здоровьем, связанных с заболеванием почек. Некоторые пользователи заявляли, что травля продолжалась на протяжении четырех лет, и в ней участвовали даже преподаватели. В качестве доказательств в сети появилось видео, на котором подросток, сгорбившись, отворачивается от одноклассников, а один из них показывает ему средний палец.

Впрочем, есть и противоположные мнения: утверждается, что сильным издевательствам парень не подвергался, а школьники «одинаково шутили друг над другом», и погибший не был изгоем. Знакомые характеризуют семью подростка как благополучную и культурную. Сообщается, что он активно участвовал в школьной жизни и юнармейском движении, имел друзей.

Именно тогда министр образования и науки Астраханской области Мария Шалак заявила о создании специальной комиссии для расследования всех обстоятельств трагедии. Она отметила, что в школе недавно проводилось социально-психологическое тестирование детей, результаты которого не выявили никаких поводов для беспокойства. Министр подчеркнула, что школа №4 известна своей активностью и хорошими результатами, а погибший подросток был активным участником школьной жизни. Она не опровергла напрямую слухи о травле, но подчеркнула, что все обстоятельства предстоит выяснить.

Как «МК в Астрахани» сообщили в министерстве образования и науки Астраханской области, куда мы направили соответствующий запрос, «по результатам проведенных в рамках компетенции министерства мероприятий по выявлению обстоятельств, повлекших за собой несчастный случай со смертельным исходом, произошедший в городе Камызяк с обучающимся 10 класса МКОУ «Камызякская средняя общеобразовательная школа № 4», фактов отклонения от реализации образовательного процесса в части соблюдения законодательства не выявлено, фактов буллинга не выявлено».

Тем не менее, сложно судить о ситуации по одному видео, учитывая специфический юмор и манеру общения современных подростков. Однако, как отмечают многочисленные комментаторы в социальных сетях и личные наблюдения, буллинг в той или иной форме присутствует в школах всегда. То, что для одного – безобидная шутка, для другого может стать причиной глубокой психологической травмы. Вопрос в том, почему никто не заметил, что состояние подростка приближается к критической отметке. Едва ли 16-летний юноша был настолько сдержан, чтобы даже самые близкие люди не заметили, что с ним что-то не так.

Несмотря на все предположения о возможных причинах трагедии, известно, что подросток рос в благополучной семье. Администрация Камызякского муниципального района Астраханской области сообщила, что не было никаких оснований для проведения органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений индивидуальной психологической работы с семьей. После трагического происшествия семье была оказана психологическая помощь.

В настоящее время реализуется комплекс мер, направленных на оказание антикризисной помощи и минимизацию негативных последствий среди свидетелей трагедии и близкого окружения погибшего. Эти меры включают консультационную и воспитательную работу, профилактику безнадзорности и правонарушений, систематизированную работу с педагогами, методическую, психологическую и организационную поддержку обучающихся, их родителей и педагогов.

Что касается ответственности за произошедшее, в связи со смертью подростка уполномоченные органы проводят следственные мероприятия, а прокуратура Астраханской области осуществляет процессуальную проверку. В этой связи преждевременно говорить о чьей-либо персональной ответственности до завершения проверок и установления всех обстоятельств произошедшего.

Предотвратить подобное

При подготовке материала редакция учитывала не только официальную информацию, но и личный опыт многих людей, столкнувшихся с буллингом в школьные годы. Опрос показал, что большинство респондентов так или иначе сталкивались с травлей в школе. Даже те, кому удалось избежать буллинга, отмечали наличие негативных событий, хотя и не оставивших неизгладимых травм. Астраханцы подчеркивают важную роль педагогов, которые не только пресекали публичные насмешки над более «слабыми» учениками, но и способствовали объединению класса во внеурочное время, направляя лидерские качества учеников в позитивное русло.

После трагедии министерство образования активизировало работу по профилактике буллинга. Проводятся выездные обучающие семинары для руководителей образовательных организаций и классных руководителей, а также районные родительские собрания в очном и онлайн-форматах, посвященные профилактике деструктивного поведения обучающихся. В течение года подобные мероприятия планируется провести во всех районах Астраханской области. Первое мероприятие состоялось в Ахтубинске 2 ноября 2024 года, а второе, посвященное «Рискам современного детства и безопасности образовательной среды», прошло 24 января 2025 года в Лицее №1 им. А.П. Гужвина в Камызяке.

Эффективность принятых мер и их достаточность для исключения повторения подобных трагедий в астраханских школах в будущем покажет только время.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру