Взимание денег с большегрузных фур отразится на астраханцах

Некоторые известные в Астрахани ритейлеры уже не скрывают, что по их расчетам, к лету они поднимут в нашем регионе цены на 5–7%

С 15 ноября начали действовать новые правила проезда по федеральным трассам для грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн. Теперь перевозчику, прежде чем выйти на маршрут, необходимо зарегистрироваться в системе взимания платы «Платон», утвердить там маршрутную карту и заплатить дорожный сбор, чтобы компенсировать вред, нанесенный тяжелыми машинами федеральным дорогам.

Некоторые известные в Астрахани ритейлеры уже не скрывают, что по их расчетам, к лету они поднимут в нашем регионе цены на 5–7%

Дешевле, чем в Белоруссии, но вот лучше ли?

Изначально создание системы взимания платы с крупных грузовиков планировалось по итогам конкурса, однако позднее премьер-министр Дмитрий Медведев его отменил, а единственным исполнителем проекта назначил ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС). Российские власти рассчитывают собирать за проезд 12-тонников до 50 млрд рублей ежегодно. Часть этих средств — порядка 10 млрд рублей, или сразу 20% — будет уплачиваться РТИТС за управление системой «Платон», а остальные планируется расходовать на софинансирование дорожного строительства в регионах.

Тариф на проезд многотонных грузовиков в Россия самый низкий в Европе, к примеру, в Австрия в пересчете с евро километр трассы стоит почти 33 рубля, а в соседней Белоруссия — 10 рублей. Минтранс считает, что данная новация сможет простимулировать развитие дорожной сети, улучшит качество федеральных дорог, что скажется на скорости доставки грузов и снизит аварийность. А компании-перевозчики, в свою очередь, получат мотивацию для оптимизации логистических схем. Правда, новые правила, а изначально тариф подразумевал сбор 3,73 рубля за 1 км пути по федеральным трассам, вызвали негативную реакцию дальнобойщиков и автовладельцев, занимающихся межрегиональными перевозками.

11 ноября на трассы вышли тысячи людей, занятых в этом бизнесе, и федеральному правительству пришлось смягчить условия оплаты. Тариф за проезд, уже уменьшенный на тот момент, был снижен ещё почти в два раза — с 3,06 рубля до 1,53 рубля за 1 км пути. Кроме того, Минтранс решил не штрафовать перевозчиков до марта будущего года, чтобы у них было время оснастить свои машины необходимым оборудованием.

Кстати, получение оборудования — ещё одна головная боль дальнобойщиков. В офисах компании-оператора, которой Правительство РФ дало право заниматься сборами с многотонников, ажиотаж был даже в эти выходные — владельцы авто спешили успеть зарегистрировать свои транспортные средства, но даже это их не спасало: из двух миллионов «тяжеловесов» в базу пока внесено примерно 400 тысяч, а это меньше четверти от всех 12-тонников страны. При этом бортовых устройств для оплаты проезда, которые должны стоять на каждой из машин, по некоторым данным, выпустили пока лишь около 200 тысяч штук. Несмотря на то что выдают их бесплатно, всем приборов не хватает, а это грозит проблемами как самим перевозчикам, так и обычным людям.

Если система взимания платы установит, что бортового устройства в кабине большегруза нет или что собственник грузовика не приобрел маршрутную карту, то ему придет письмо с квитанцией о штрафе от ГИБДД на 40 тыс. рублей для индивидуальных предпринимателей при первом нарушении (при повторном штраф составит 50 тыс. рублей), для юрлиц — на 450 тыс. рублей и 1 млн рублей соответственно.

Для этого оператор создал более 100 филиалов по всей стране с общей базой учета, собственными приемными и службой контроля. Это самая большая система по сравнению с подобными системами в других странах мира: 50 тысяч километров, почти два миллиона пользователей, включая внутренний рынок и транзитных перевозчиков. Система мобильного контроля чем-то напоминает ту, что у дорожной Полиция: при помощи двух камер госномера сначала считываются, затем фотографируются, а затем все это отправляется в специальную базу.

Как значится на официальном сайте «Платона», в Каспийской столице России пока открыт один терминал и центр обслуживания — на улице Боевой. При этом стоит напомнить, что через Астраханскую область проходит международная трасса Е-40 (из Казахстана в Европу через Украина) и две автодороги федерального значения: М-6 (в Москву) и Р-215 (Астрахань — Махачкала).

Убийство малого бизнеса?

Ситуацию прокомментировал наш земляк, работающий юристом в одной из транспортных фирм Москва, Олег Солин: «Поблажки, выдаваемые со скрипом правительством, носят временный характер. Например, в Министерстве транспорта решили не штрафовать водителей и собственников автомобилей массой более 12 тонн за неоплаченный проезд за границами Московской области, но лишь до 1 мая 2016 года. А ныне установленный «льготный» тариф с 1 марта поднимают до 3,06 рубля. Даже если брать Белоруссию, где тоже ввели подобную практику и с которой сейчас так любят сравнивать чиновники, то и она, прежде чем ввести сборы, тестировала систему в отличие от нас в течение года».

И действительно: оператор системы «Платон» должен был начать выдавать бортовые устройства еще в октябре, но многие перевозчики начали получать их только с 10 ноября. Новые устройства были доступны лишь в центральных офисах «Платона», а за Уралом они ожидаются не раньше конца ноября — начала декабря. Даже в Астрахань их выдача началась только в субботу, 14 ноября, то есть за день (!) до начала действия новых правил.

Эксперты прогнозируют временный, до конца декабря, уход с рынка примерно 20% транспорта с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн. Это произойдет из-за неготовности системы «Платон» и нехватки бортовых устройств фиксации маршрута. Отмечается, что введение сбора повлечет рост тарифов на автоперевозки на 5–10%, что негативно скажется на общем уровне инфляции в стране. А перераспределение даже части перевозок с большегрузного на малотоннажный или другие виды транспорта приведет к значительному удорожанию конечного продукта.

При этом перевод каких-то грузов на железную дорогу рассматривается многими лишь как крайняя мера, так как стоимость доставки железнодорожным транспортом грузов на расстояние менее 1,5 тыс. км выше, чем по автодорогам, из-за высоких тарифов в сочетании с накладными расходами. Другое дело, дальние маршруты: здесь РЖД сможет получить часть трафика. Но это актуально для какой-нибудь Сибири, но не Астрахани, транспортные компании в которой имеют по 5–20 машин.

Возможно, намерения у властей были и благие, но вот то, как закон стали реализовывать, сразу оттолкнуло от него большую часть бизнес-сообщества. Некоторые отмечают, что в первую очередь бортовые устройства для 12-тонников выдаются крупным федеральным компаниям, а вот тем, у кого имеется максимум 10–15 фур, приходится отказываться от заказов и проплачивать штрафы за задержку поставок уже имеющимся клиентам. «Ничем другим, кроме как убийством малого бизнеса это назвать нельзя!», — негодуют астраханские дальнобойщики, страдающие из-за новых правил.

Провокаторы от торговли

Таким образом, как отмечают сами дальнобойщики, с них одномоментно просто решили содрать огромные деньги. Многие из автовладельцев уже решили не выходить на маршруты. Другие заявили о 30%-м повышении цен на свои услуги. Торговые сети тоже отреагировали на эти пертурбации, заявив о возможных штрафах своим перевозчикам, которые в бессилии предупреждают их о возможных задержках в поставке товаров. Все это традиционно отразится и на нас с вами путем повышения цен в магазинах. К примеру, такие известные в Астрахани ритейлеры, как Окей и Лента, уже не скрывают, что по их расчетам, к лету они поднимут в нашем регионе цены на 5–7%.

Более того, участники продовольственного рынка заявляют, что ждут также перебоев с поставками продукции. А подорожать, мол, должны в первую очередь хлеб, макаронные изделия, соль и крупы. Правда, министр промышленности и торговли Денис Мантуров сразу же поспешил успокоить россиян: «Трудно сказать, сколько новый дорожный сбор добавит к общей динамике роста цен, но вряд ли его влияние будет определяющим. Можно с уверенностью сказать, что это не приведет к дефициту продуктов питания и иных потребительских товаров».

Мы решили пообщаться с ещё одним экспертом, директором одной из транспортных компаний Астрахани, Виктором Алымовым. Со слов нашего земляка, его компания заблаговременно зарегистрировалась в системе и получила на руки необходимое количество бортовых приборов. А ажиотаж, связанный с этим, с одной стороны, по его мнению, был вызван из-за нежелания самих перевозчиков начать игру по новым правилам, а с другой — из-за технической недоработки начала их ввода в действие.

При этом, как отмечает Виктор Алымов, с появлением новых статей расходов компании-перевозчики просто перекладывают это бремя на своих заказчиков, тем самым подстраховывая свой бизнес. И если брать наш регион, то при основном маршруте доставки из Астрахани в Москву товар с теми же консервами стоимостью 1,7 млн рублей — приводит пример эксперт — вряд ли поднимется намного в цене, если на него сверху накинут сбор порядка 5 тысяч.

Что из этого следует? Возможно, недобросовестные сети и ангажированные журналисты просто играют на чувствах нас с вами, обычных россиян. Ведь если говорят, что из-за транспортных сборов цены вырастут на 5%, то это явно не те 5 тыс. рублей, которые придется заплатить за фуру с астраханской продукцией, которую везут в столицу. Таким образом, цены уже заранее завышают — в десять и более раз (!) — и спекулируют на теме экономической нестабильности, тем самым увеличивая в регионах социальную напряженность.

А вот сколько и когда собираются перечислить из собранных денег в дорожные фонды регионов, пока непонятно. Хотя основная причина более трети ДТП в Астраханской области, по мнению ГИБДД, — плохие дороги. Из-за увеличения внешнеторговых перевозок со странами Прикаспия, Центрально-Азиатского региона интенсивность движения транспорта по нашей территории значительно выросла и составляет более 10 тысяч автомобилей в сутки. И к 2017 году, как предполагает губернатор Александр Жилкин, трафик должен удвоиться. К слову, дорожный фонд Астраханской области на 2015 год составит 1,6 млрд руб., что почти на 600 млн меньше в сравнении с 2014 годом. И компенсировать эту сумму власти надеются за счет федеральных субсидий из Росавтодора. Вот только, сколько до нас дойдёт этих денег, неизвестно.