В России создан значимый судебный прецедент, который существенно изменит правила игры на рынке онлайн-торговли и защитит права родителей. Второй кассационный суд вынес решение, позволяющее отменять покупки, совершенные детьми в интернет-магазинах.
Это постановление стало результатом рассмотрения необычного дела москвички, чья полуторагодовалая дочь умудрилась оформить заказ на 102 товара из корзины на одном из крупных маркетплейсов.
Инцидент произошел, когда маленькая дочь жительницы Москвы, играя с гаджетом, случайно или намеренно купила более сотни позиций из уже сформированной корзины. Осознав произошедшее, женщина незамедлительно попыталась отменить заказ. Однако маркетплейс отказал ей, мотивируя это тем, что товары сразу после оформления были направлены в сборку. Более того, после отказа от выкупа товара, интернет-площадка потребовала от москвички оплатить расходы на доставку и хранение.
Не согласившись с требованиями маркетплейса, женщина обратилась в суд. Однако в первой инстанции ей было отказано. Суд мотивировал свое решение тем, что претензия была направлена не на официальную электронную почту площадки, а в службу технической поддержки – что было расценено как нарушение установленного порядка.
Москвичка не сдалась и обжаловала решение. Второй кассационный суд, рассмотрев дело, встал на сторону истицы и отправил дело на пересмотр. Суд подчеркнул, что женщина действовала незамедлительно, отказавшись от товара, и направила претензию в установленном порядке, несмотря на формальные нюансы с адресом получателя.
Теперь, когда дело возвращено на пересмотр, женщина намерена добиться признания действий интернет-площадки незаконными, а также взыскать с маркетплейса понесенные убытки, компенсацию морального вреда и штраф.
Данное решение Кассационного суда является важным сигналом для всех онлайн-ретейлеров о необходимости учитывать особенности сделок, потенциально совершаемых несовершеннолетними, и пересмотреть свои правила отмены заказов, чтобы не ущемлять права потребителей.