Попрощаться со своим земляком пришли ветераны войны, поисковики, волонтёры, представители общественных организаций и различных религиозных конфессий. Братский сад в этот день был переполнен благодарными потомками.
Гроб с останками Максима Ажикурбановича пронесли по территории Братского сада и установили на время прощания у Вечного огня. «Символично, что церемония проходит в канун празднования Великой Победы на святом для каждого астраханца месте - Братском саду», – сказал губернатор Астраханской области Александр Жилкин. Он напомнил, что в 1941-1945 годах на фронт ушли более 154 тысяч астраханцев, половина из них не вернулись домой. И поиски останков погибших солдат продолжаются до сих пор. Глава региона выразил искреннюю признательность бойцам Брянского поискового отряда, а также нашим астраханским поисковикам.
Теперь, благодаря поисковикам, известны все детали жизни и смерти астраханского солдата. Как ранее писал «МК в Астрахани» он родился в 1916 году. По национальности татарин. Получил пять классов образования. Жил со своей мамой Фатимой Алиевой и работал слесарем. Семью завести не успел, ушел служить в армию в 1937 году.
По сообщению пресс-службы губернатора, отслужив положенный срок, Максим Ажимуллаев остался на сверхсрочную службу. Он участвовал в освобождении Западной Украины и Западной Белоруссии, в советско-финской войне, а в 1941 году его направили в Баку для обучения молодых солдат. Когда началась Великая Отечественная война, старшина 118-го кавалерийского полка 23-й кавалерийской дивизии Максим Ажимуллаев принял участие в операции по вводу советских войск в Иран. Летом 1943 года 391-й стрелковый полк, где проходил службу Ажимуллаев, был переброшен на Центральном фронте в наступление в район деревни Дерюгино Комаричского района Орловской (ныне Брянской) области. Солдаты смогли отбить у немцев железную дорогу и заняли деревню. 16 августа в ожесточённом бою в восьми метрах от железнодорожного полотна старшина Ажимуллаев погиб от взрыва разорвавшейся рядом мины.
Спустя 75 лет останки астраханца обнаружили брянские поисковики. Сразу установить его имя было сложно. Записка, которую нашли в гильзе к винтовке Мосина рядом с останками, с годами сильно испортилась. Она была написана на обёрточной бумаге и свёрнута полосками. Изгибы сильно истлели, а края подверглись окислению от ржавой гильзы. Но бумагу удалось расслоить на небольшие фрагменты и по отдельным обрывкам установить имя и данные солдата.
Сначала было несколько вариантов имени солдата. По одним документам он был записан как Аджамулаев Мухсин Аджикурбанович, по другим - Аджимуллаев Муксын Аджи Курбанович, другие сведения указывали, что его зовут Ажмуллаев Максим Аджикурбатович. В итоге после проведенного расследования и опроса родственников было озвучено настоящее имя – старшину из Астрахани зовут Ажимуллаев Максим Ажикурбанович.
Когда брянские поисковики сообщили о своей находке коллегам из Астрахани, наши бойцы, в том числе, с помощью СМИ нашли двоюродного брата красноармейца. В рамках проекта «Дорога домой» останки старшины Ажимуллаева были доставлены на Родину. На траурной церемонии в Братском саду двоюродному брату погибшего солдата Гумару Рамазанову передали личные вещи Максима Ажикурбановича. «Мы часто вспоминаем Максима, храним его фотографии и передаём из поколения в поколение рассказы о той страшной войне: ведь в нашей семье три участника Великой Отечественной», – рассказал он. Гроб с останками старшины Аджимуллаева из Братского сада был отправлен на мусульманское Рождественское кладбище Астрахани. Солдат войны был похоронен рядом со своей матерью.