Насколько в Астрахани доступна «Доступная среда»

Маломобильные астраханцы рассказали об удобстве городской среды

Уж сколько раз твердили миру, что все категории граждан должны иметь возможность свободно передвигаться и так же свободно пользоваться любыми услугами. В 2008 году Россия подписала конвенцию «О правах инвалидов». В мае 2012 года ее ратифицировали. А уже с 2011 года стартовала федеральная программа «Доступная среда». «МК в Астрахани» узнал, действительно ли передвижение по городу стало доступнее.

Маломобильные астраханцы рассказали об удобстве городской среды

Кстати

«Доступная среда» – это государственная программа, которая призвана обеспечить маломобильным категориям населения равные с другими гражданами возможности во всех сферах жизни.

К маломобильным людям законодатель относит инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, нарушением слуха и зрения, лиц преклонного возраста (от 60 лет и старше), временно нетрудоспособных граждан, беременных женщин, людей с детскими колясками и детей дошкольного возраста.

В идеале государственная программа – это не только установка многострадальных пандусов, кнопок вызова и съездов с тротуаров. Это еще и возможность пользоваться дистанционными услугами, консультации родителей ребят с инвалидностью, выезд специалистов на дом и еще много чего.

Мы решили проверить, работают ли кнопки вызова в астраханских учреждениях. Работников лицея №1 мы ждали около пяти минут, однако никто так и не вышел. Кто должен помогать людям с инвалидностью, охранник объяснить не смог. Секретарь лицея также ответа не дала. Нас направили к работнику, который отвечал за установку кнопки, но на момент публикации материала на звонки никто не ответил.

В отчете министерства социального развития и труда Астраханской области за 2017 год сообщается, что в поликлинике «Областного наркологического диспансера» установили поручни и сигнальные ленты, в ТЮЗе – полноцветную вывеску шрифтом Брайля, кнопку вызова и тактильные пиктограммы, а на станции Астрахань-1 теперь есть мобильный гусеничный подъемник, кресла-коляски, подъемная вертикальная платформа и телефон для слабослышащих. Все хорошо. Более того, из отчета видно, что в первую очередь в регионе оборудуют специальные учреждения. Другой вопрос в том, что до этих учреждений людям необходимо добираться. Любопытно, что в графе «в сфере транспорта» в этом же отчете значится, что показатели отсутствуют.

Мы поговорили с представителями маломобильных астраханцев и узнали, насколько легко им добираться до нужного объекта и вообще передвигаться по городу.

Дороги

Молодая мама Ольга Корженко почти каждый день гуляет с годовалым ребенком по астраханским улицам. «Возить ребенка на коляске, если оценивать по пятибалльной шкале, то на «тройку», – делится девушка. Передвижение родителей с маленькими детьми ограничивает отсутствие в магазинах пандусов.

Состояние самих дорог, по словам Ольги Корженко, также оставляет желать лучшего: «Если мы гуляем на площади Ленина или в Братском садике, то там все хорошо. Но если идти от Жилгородка до центра города, то дороги ужасные. Везде рытвины, кочки, выбоины, дорога разбитая». Даже переход по, казалось бы, безопасной «зебре» для мамы с коляской в Астрахани сродни испытанию. «Меня поражает, что нет съездов с тротуаров. Там, где пешеходные переходы, тоже. По идее, главный съезд быть должен, но не везде. Странно», – удивляется молодая мама.

Другая группа населения – пенсионеры. Валентина Новокрещенова, врач с 47-летним стажем, рассказывает, что пешком она ходит постоянно. Вот только больше, чем на качество дорог и пешеходной зоны, Валентина Петровна сетует на грязь и мусор.

«Недавно с бульвара Победы до «Айсберга» шла пешком. Шла и сначала радовалась, потом стала злиться. Шла по улице Савушкина, смотрела: нигде ни соринки, ни пылинки, душа радовалась. Все чистенько, хорошо. Дошла до Анри Барбюса, до Ляхова, там вдоль забора, знаете, как грязно? От Анри Барбюса до парка «Аркадия» грязь, не говоря уже о том, что на Больших Исадах. Власти говорят о туристах. Какие туристы? Если кто-то из них появится у нас на Больших, то скажет: «Что это за Средневековье? Ничего нет: ни дорог, ни чистоты».

Пенсионерка живет рядом с «Айсбергом». По ее словам, между домами постоянно скапливаются вода, грязь и растет камыш ростом с человека.

Мы прошли по этому месту. На небольшом участке между многоэтажкой и сгоревшими частными домами по разбитой дороге едут автомобили. Чтобы пропустить маму с коляской, нам приходится сойти на проезжую часть. За домами целая плантация камыша, огромная замерзшая лужа, бегают бездомные собаки. Одна из них радостно несет что-то подозрительно напоминающее мясо. Еще одна собака лежит в кустах мертвая. От домов к небольшой дорожке приходится идти по грязи.

Маршрутки

Еще один насущный вопрос – транспорт. Мало кто может часто пользоваться такси, личный автомобиль тоже есть не у каждого. Остается один выход – общественный транспорт. Его проблемы известны всем, и перечислять их снова почти бессмысленно, но представьте, что в переполненной маршрутке в час пик стоя едет не здоровый молодой человек, а 80-летняя пенсионерка или мама с коляской.

«В общественном транспорте не все водители отличаются вежливостью, если это можно так назвать, человечностью, – рассказывает Ольга Корженко. – Ты только заходишь, еще не успела сесть с ребенком, а водитель уже дает по газам. Соответственно, можно упасть, поранить ребенка. Некоторые водители курят. Если делаешь замечание, они начинают огрызаться, хотя это в принципе не только не этично, но и незаконно».

«МК в Астрахани» вместе с молодой мамой, ребенком и коляской попробовал проехать на маршрутке. Мы осилили ровно одну остановку. Места поставить коляску, естественно, не было, она закрыла проход. Уже на следующей остановке возник коллапс: заходящие люди не могли пройти к сиденьям. Занести коляску в маршрутку нам помогла пожилая женщина, а вот выходить пришлось самим. На остановке говорил по телефону и спокойно смотрел на наши мучения молодой парень. Он помог только после второго намека. «В троллейбусах и больших автобусах было гораздо удобнее, там места достаточно и войти легче», – говорит Ольга Корженко.

Валентина Петровна тоже не считает современные маршрутки комфортными: «На остановке "Площадь Карла Маркса" стоит светофор. Если горит красный свет, то маршрутки останавливаются перед светофором, тогда бежишь за него. Если зеленый, то летят быстрее. Никакой фиксированной остановки нет. В моем возрасте, когда я пробегу каких-то десять метров, то мне уже будет очень плохо. Если мест нет, то хорошо, если кто-то подвинется, – едешь на корточках, чтобы не стоять».

В редакции «МК в Астрахани» работает замечательный корректор Евгений Бикмаев. У молодого человека первая группа инвалидности, однако это не мешает ему работать сразу в двух федеральных изданиях. По его словам, компьютер и интернет дают возможность учиться и работать. Куда сложнее, если Евгению нужно куда-то поехать. «Чаще я бываю дома, чем на улице, — рассказывает мужчина. — Доехать до нужного места можно на такси, но этим бы не получилось пользоваться пять дней в неделю, если бы столько мне было нужно. Раньше было социальное такси. Это маршрутка с возможностью даже въехать в неё на коляске. Есть ли сейчас такое, я не знаю. На улице еще часто нужны скамейки, которые есть не везде».

Какая помощь нужна?

Было бы слишком просто, если бы доступность среды сводилась к банальным пандусам. Дело еще и в людях. Мы спросили у наших героев, как часто им помогают незнакомцы.

«Охранники или вахтёры обычно помогали подниматься на этаж. Один раз охранник в возрасте, услышав просьбу, стал искать более молодого. – делится наш корректор Евгений Бикмаев, – Один охранник отказывал потому, что нельзя отлучаться с поста (и отлучался по другим поводам). Такого не было в АГУ-АГТУ, где часто по два человека на посту. К прохожим я редко обращаюсь, но они иногда сами предлагают помощь. Обычно помогают не чужие люди, а те, к кому ты едешь. Они же знают о тебе».

«Ой, какие помощники? Не надо мне никаких помощников. Я сама себя обслуживаю», – смеётся 77-летняя Валентина Новокрещенова.

А вот по словам молодой мамы Ольги Корженко, астраханцы помогают всегда: «Недавно нам помог сотрудник, который чистил дорогу. Тут же дедушка из припаркованной рядом машины открывает окно, дает ему отвертку. У нас очень отзывчивые люди».

Получается, чем тяжелее состояние человека, тем меньше вероятность, что ему помогут незнакомцы. Поднять коляску по лестнице более энергозатратно, чем уступить место в транспорте. И здесь дело уже не в отсутствии пандусов и подъемников, а в нас с вами. Очень не хочется, чтобы молодые парни стояли и смотрели, как мама пытается вытащить детскую коляску из маршрутки.

Нашим героям сочувствие не нужно. Куда важнее банальное уважение. Если у маломобильных людей будет возможность свободно передвигаться, помощь посторонних им уже вряд ли понадобится.

Однако государственная программа в одночасье не сделает город комфортным. А пока несовершенная система пытается достичь доступной среды, наша задача — не отворачиваться от тех, кому нужна помощь. Сейчас в Астрахани сталкиваются безграничность и предел. Безграничность того, что нужно менять, и предел человеческих возможностей.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Безграничность и предел

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру