Как обезопасить своего ребенка

С началом учебного года у родителей прибавилось тревог

Каждый родитель озабочен безопасностью своего ребенка, особенно по достижении возраста, когда его сложно контролировать. Школа — один из главных тревожных пунктов. Это касается и дороги к учебному учреждению. Ведь ребенок должен добраться до своего «второго дома» в полной безопасности. В этом родители вполне могут ему помочь, утверждают сотрудники регионального ГИБДД. Нужно всего лишь уделить время для составления маршрута безопасности. О том, что это такое, мы поговорили с инспектором  ДПС  ОБ ДПС ГИБДД №1 УМВД России по Астраханской области Ириной Родченковой.

С началом учебного года у родителей прибавилось тревог

Начался очередной учебный год. Школьники на добрую половину дня оказываются практически самостоятельными. Да, в стенах школы за ними можно уследить, но за ее пределами дети беззащитны. Это в особой мере касается дорожной безопасности. От того, насколько внимателен ребенок по пути в школу или домой, зависит его здоровье. В 2013 году в Астраханской области появилось новое требование безопасности: школы обязали составить свой паспорт дорожного движения. Он включает  схему, на которой указаны улицы, прилегающие к территории школы, и знаки дорожного движения, установленные на них.  Как отметила инспектор ДПС ОБ ДПС ГИБДД №1 УМВД России по Астраханской области Ирина Родченкова, такие меры отчасти помогли, и травматичность детей на дороге снизилась. Однако она считает, что в этом вопросе нужно идти дальше. Поэтому сотрудники ГИБДД вот уже несколько лет внедряют в школах индивидуальные маршруты безопасности. 

«Такой маршрут должен разрабатываться родителями совместно с детьми. Есть маршруты безопасности образовательных учреждений, где указана территория вблизи школы. Они разрабатываются самой школой или детским садом и тому подобное. Если этот маршрут безопасности индивидуальный, то разрабатываться он должен, скажем, на внеклассных занятиях с учителем, но тогда преподаватель должен знать, где ученик живет, по какой дороге его водят и какие знаки дорожные есть на пути следования. Если в классе около 30 человек, это не всегда возможно. Соответственно, эта работа делается родителями», — поясняет Ирина Родченкова. Часто дети живут довольно далеко от школы, и каждый день им приходится преодолевать большое расстояние. Тогда маршрут безопасности школы им не поможет. 

«Общая схема образовательного учреждения включает только дороги, примыкающие к образовательному учреждению. А если ребенок живет через две улицы?  Образовательное учреждение не обязано весь район охватывать. Если у образовательного  учреждения есть желание, они могут сделать схему на 2–3 улицы. Или если проведена работа по выяснению, с каких улиц  больше детей  посещают школу, они могут включить эту улицу. Но мы ратуем за индивидуальный безопасный маршрут».  Как составить такой маршрут безопасности, должны решать родители. Специальные знания для этого не нужны. Если возникают вопросы, можно обратиться к Правилам дорожного движения, которые есть в свободном доступе.

«В первую очередь это работа по обеспечению безопасности ваших детей, это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Это определенная работа родителей с ребенком. Родители, когда отдают детей в школу, иногда даже начиная с первого класса, ответственность за безопасность ребенка возлагают на учителей; да, на территории школы — пожалуйста, но не за ее пределами. Администрация школы не может физически уследить, что делает ребенок и как он переходит дорогу за территорией образовательного учреждения. Для этого мы предлагаем делать такую работу с ребенком, чтобы ему стало интересно самому, то есть в творческом виде. Сначала надо родителям определиться самим, какой маршрут до образовательного учреждения будет самым безопасным. Взять ребенка, пройти с ним этот маршрут, показать ему, какие знаки установлены, существуют ли какие-либо дорожные ловушки, их тоже надо учитывать и рассказывать ребенку. Здесь надо вообще все убрать из рук, все гаджеты, чтобы ничего не отвлекало, не мешало перейти ребенку проезжую часть. После того как вы вернулись после такого путешествия, зарисуйте совместно этот безопасный маршрут», —  советует Ирина Родченкова.  Также она добавила, что индивидуальный маршрут безопасности может иметь любую форму, как ребенку будет удобно выразить свою мысль, важна суть, для чего он это делает. Соответственно, когда он самостоятельно пойдет из школы, он пойдет именно так, как родители ему покажут. Его зрительная память будет работать, и ребенок тем самым будет в безопасности в части дорожных аварий.

По данным ГИБДД, количество ДТП с участием детей в этом году уменьшилось. Так, за 7 месяцев этого было зафиксировано 56 случаев, за аналогичный период прошлого года — 69 случаев. Самыми травматичными районами города остаются Ленинский (здесь произошло 25 ДТП в этом году и 26 — в прошлом) и Советский (здесь количество ДТП уменьшилось на 5 случаев по сравнению с 2014 годом — 14 против 19). 

«Мы рекомендовали внедрять индивидуальные маршруты безопасности еще несколько лет назад, когда были введены общешкольные маршруты безопасности. С конца 2014 года по настоящее время это пошло в массовость. И результаты налицо.  Все-таки начали родители задумываться о необходимости создания с ребенком такого маршрута», — отмечает Ирина Родченкова.

Другие способы безопасности на дороге

В некоторых регионах находят и другие способы бороться за безопасность дороги в школу. Так, в Кургане даже открыли горячую линию, куда каждый желающий может сообщить пожелания по организации дорожного движения вблизи образовательных учреждений. В случае необходимости обещают организовать выезды сотрудников дорожной инспекции в проблемные места, требующие принятия соответствующих решений по организации дорожного движения. Частые жалобы — отсутствуют либо повреждены знаки «Дети», «Пешеходный переход» и «Ограничение скорости», местами изношена дорожная разметка «зебра», нет тротуаров или пешеходных дорожек. Однако такой способ связи не нужен, родители всегда могут обратиться в Госавтоинспекцию, если видят опасность для своих детей.

Уроков не будет

Уже несколько лет идет разговор о включении в школьную программу уроков безопасности дорожного движения. На таких занятиях дети бы получали знания о дорожных знаках, поведении на улице, важности повышенного внимания при переходе дороги.  Однако всё это остается на долю внеклассных занятий. Как и другие инициативы — антикоррупционные уроки, уроки безопасности на водном транспорте и другие. В школьную программу они включены не будут. Об этом заявила директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ Анастасия Зырянова на II Каспийской образовательной ассамблее в Астрахани. Она отметила, что количество желающих ввести те или иные уроки в школе беспредельно, но это компетенция образовательной организации, которая на основе государственных стандартов с учётом примерной образовательной программы разрабатывает свою школьную программу. Тем более что многие из этих инициатив уже учтены в федеральном образовательном стандарте. Это касается и отдельного предмета по основам нравственности и духовной культуры для старших классов: дети не увидят его в своём расписании. Знания из этой области, как и раньше, будут распределены между различными предметами, как например, история, МХК, музыка и другие. Такой предмет останется  только в четвёртых классах.

Однако, например, второй иностранный язык в школах будет введен.  Пока он будет вводиться в школах по мере готовности образовательных организаций. «Уже сегодня 5% школ изучают два иностранных языка, и в них обучаются порядка 10% детей. По нашим экспертным оценкам и по данным регионов, 10% школ уже к концу этого года перейдут на преподавание второго иностранного языка. Подчеркну: школы должны вводить второй иностранный язык по мере готовности», — отметила  Анастасия Зырянова. 

Какие бы изменения ни вводились в школьную программу, главным остается здоровье ребенка. И администрация школы не должна об этом забывать. Важна роль и родителей — в их силах защитить  своего ребенка от многих факторов. Это касается и пожарной, и экологической безопасности. И конечно, личной — недавний эксперимент одного из центральных каналов показал, что дети очень доверчивы по отношению к незнакомым людям. Стоит удостовериться, что ваш ребенок не пойдет на поводу у злоумышленников.  Начало учебного года — прекрасный повод провести такую работу и поговорить с ним таким образом, чтобы ребенок вас услышал и понял.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру