Вячеслав Темников: «Надо честно относиться к самим себе»

«ЛУКОЙЛ-ТТК» готовится к новому отопительному сезону

Состояние бесхозяйных теплосетей, неизолированные трубы, повышение цен на горячую воду и отопление —казалось бы, эти проблемы годами не решаются в городе. Однако это не так.

Директор астраханского филиала ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» Вячеслав Николаевич Темников рассказал, почему нельзя в короткие сроки заменить надземные сети на подземные, во сколько обходится замена изношенных труб и как астраханцам сэкономить на отоплении.

«ЛУКОЙЛ-ТТК» готовится к новому отопительному сезону
Директор астраханского филиала ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» Вячеслав Темников

О тарифах

— Стоит ли астраханцам в ближайшее время ожидать повышения цен на горячую воду?

— Сложный вопрос. Законодательство поменялось в прошлом году, и теперь повышение стоимости тарифа в ресурсоснабжающих организациях происходит с 1 июля, а не с начала года. Соответственно, июльское повышение этого года уже имеет место быть. Но, к счастью, оно не такое большое, как в прошлом году, а соответствует инфляции. В этом году мы хотим предложить региональной службе по тарифам выйти на долгосрочное регулирование стоимости. Мы бы хотели для стабильности компании и для спокойствия наших абонентов выстроить отношения таким образом, чтобы тариф менялся только с учетом стоимости инфляции. Это понятные правила игры, которые устроят и компанию, и, я думаю, всех астраханцев.

Об ответственности

— Кто несет ответственность за порчу имущества от аварий на теплосети? Например, если под прорвавшейся трубой стоит машина, и ей нанесен ущерб вследствие порыва?

— Если под трубой стоит машина, то виноват в первую очередь сам водитель. Причина банально проста. Есть ГОСТы, СНиПы (строительные нормы и правила), которые говорят о том, что санитарно-защитная зона тепловых, водяных сетей составляет три метра от края трубы в каждую сторону. Но люди, к сожалению, не всегда в курсе и узнают об этом, когда уже слишком поздно. Конечно, плохо, когда труба рвется неожиданно, причем наносит кому-то или чему-то ущерб. Мы стараемся это предотвратить. Однако бывают случаи, когда наши сотрудники даже не могут приблизиться к проблемной трубе, потому что она с одной стороны заставлена машинами, с другой — гаражами. И краны, техника к ней подъехать не могут, а они в данном случае нужны, ведь трубу на себе не унесешь. К слову, с начала нашей деятельности мы сократили общее количество дефектов и порывов в три раза: с 750 до 230. Это хороший результат за пять лет работы компании «ЛУКОЙЛ-ТТК» в нашем регионе.

О работе

— Тем не менее многие теплосети города все еще находятся в ненадлежащем состоянии. В чем причина?

— Конечно, в нашем мире все упирается в деньги. В первую очередь, не хватает финансирования. Кроме того, состояние труб еще зависит от того, как их эксплуатировали до нас. 90-е годы были сложным периодом для нашей страны. Десятилетиями сети выпадали из надлежащей эксплуатации, надлежащего ремонта. А сейчас мы пожинаем плоды такого использования. Компания стала заложником ситуации 15-летней давности. Чтобы все наладить, нужны средства, причем немалые. Наша организация на 100% регулируется тарифом, а его бесконечное повышение будет иметь негативные последствия как в части оплаты, так и с точки зрения экономической привлекательности региона. Вместе с тем у нас есть некоторые наработки, которые мы сейчас активно обсуждаем с органами власти всех уровней, со службой по тарифам. Эти наработки позволят нам в течение 5–7 лет сделать более понятной работу самих тепловых систем.

— Какие-то инновационные технологии используете в своей работе?

— С 2009 года мы начали активно использовать материал изопрофлекс. Это полимерная труба, которая позволяет увеличить эффективность сети до 100%. К сожалению, технология достаточно дорогая, поэтому мы не можем использовать ее повсеместно. Плюс ко всему, есть определенные технические ограничения на ее использование по температуре, давлению. В настоящий момент на ул. Адмиралтейской кладут такую трубу. В микрорайоне Бабаевского мы меняем все сети на изопрофлекс. Ее использование дает нулевые показатели в плане потерь от наших центральных тепловых пунктов (ЦТП), т. е. показания по узлам учета на ЦТП и показания у потребителя сходятся на 100%. На этот микрорайон мы в 2014 году потратили порядка 30 млн рублей, а по инвестиционной программе нам было выделено 70 млн рублей. Видите, насколько дорога технология? Однако мы идем на эти затраты, потому что в районе Бабаевского наблюдаются самые большие потери, и наша компания старается их снизить. В следующем году наши коллеги из «Лукойл-Астраханьэнерго» планируют начать работу по выводу четырёх котельных из схемы теплоснабжения и переводу этой нагрузки на ТЭЦ-2. Данные работы предусматривают перекладку большого количества теплосетей. Кроме того, учитывая, как компания «ЛУКОЙЛ» использует современные материалы и оборудование, антикоррозийное покрытие для труб, более эффективные теплоизоляционные материалы и т. д., после проведённых мероприятий всё это позволит увеличить надежность и энергоэффективность сетей, снизить потери.

О нерешенных вопросах

— Все так же актуальным остается вопрос о бесхозяйных сетях…

— Да, это самый больной вопрос в Астрахани. Если бы законодательство позволяло забирать эти сети сразу в компании, мы бы, пожалуй, так и сделали. Но закон «О теплоснабжении» гласит, что при обнаружении бесхозяйных тепловых сетей, собственник которых не определен, муниципалитет обязан в течение 30 дней передать эти сети ресурсоснабжающей компании, к которым они присоединены. Но статус бесхозяйности определяется в соответствии с другими законами. Чтобы его определить, проходит не менее года: муниципалитет должен сделать запросы в различные инстанции, потом обратиться в суд, а уж он определяет статус их бесхозяйности. До этого решения региональная служба по тарифам затраты на такие сети в тариф не включает. Для сравнения: наших собственных сетей насчитывается почти 500 км, а бесхозяйных — 56. Это те, которые уже выявлены, а есть еще те, которые стоят на очереди, — их примерно столько же. Представьте, насколько должен увеличиться тариф, чтобы перейти к полноценному обслуживанию таких сетей: ремонтной программе, инвестиционной и т. д. Проблема год за годом между тем наращивается, сети ведь не улучшаются сами по себе. Их состояние все хуже и хуже, а обслуживать их просто так никто не будет. Я согласен, как житель я не хочу ходить в ту инстанцию, другую, третью, чтобы добиться ремонта сети. Есть трубы, и все они должны иметь собственника, который будет их обслуживать. Это нормальная ситуация. К сожалению, во многих городах России все по-другому. Бывает, что и новые сети попадают в разряд бесхозяйных, потому что законодательство позволяет строителям уйти от оформления собственности на тепловые сети при строительстве недвижимости. То есть сети проводят и их бросают. Как только акт ввода в эксплуатацию подписан, сеть автоматически становится бесхозной.

— В городе все теплосети только надземные?

— Нет, у нас 70% надземных тепловых сетей и 30% подземных. В 90-х годах не было технологии, которая позволяла бы сберечь тепловые сети от наружной коррозии. В Астрахани агрессивно кислые подземные воды, а сети пролегают на глубине 70 см и глубже. Соответственно, все подземные тепловые сети, которые были построены тогда, постоянно находились в зоне подтопления, причем в агрессивной среде. Наружная коррозия происходила гораздо быстрее, чем внутренняя. Сеть, которая должна была эксплуатироваться 25 лет, «доживала» в лучшем случае до 17 лет. Поэтому предыдущим собственником было принято решение сети из-под земли поднять наверх. Сейчас уже эта сфера шагнула вперед, есть возможность сберечь тепловые сети под землей. Но чтобы закопать эти сети обратно, надо 10 млрд рублей. При этом на данный момент разницы в эффективности подземных и надземных сетей нет. Способ прокладки влияет только на эстетический вид города. К примеру, изопрофлекс проводится только под землей. Я был бы счастлив, если бы Астрахань был избавлена от дворовых распределительных сетей, а они были бы заменены изопрофлексом. У этого материала 50 лет гарантии. Как говорится, проложили и забыли.

О подготовке к сезону

— Впереди зима, готовы ли сети к ней? По-вашему, количество аварий сократится или увеличится?

— К зиме мы готовимся. Запланированный ремонт почти везде проведен (ул. Яблочкова, Селенского, Ульяновых, Татищева, Савушкина, Началовское шоссе и т. д.), ведутся работы на участках, которые решили привести в порядок по согласованию с городской администрацией. В этом году на ремонт основных средств тарифом предусмотрено 24,7 млн рублей и около 70,7 млн на модернизацию оборудования за счет амортизационных отчислений. Работы в микрорайоне Бабаевского мы закончим к концу августа, и до начала отопительного сезона завершим работы по ул. Н. Островского, Боевой, Адмиралтейской, Марфинской, Жилой. Что касается аварий, мы сокращаем их возможное количество. С начала деятельности компании в 2009 году их уже в три раза удалось уменьшить. В любом случае, до того как начать отопительный сезон, мы проведем осеннюю опрессовку труб. После опрессовки устраним все дефекты и начнем подключать абонентов. Замечу: не мы сами оцениваем результаты нашей работы по подготовке к сезону. Это делает целая комиссия, в которую входят администрация города, надзорные органы, в том числе Ростехнадзор и т. д. Первое заседание состоялось в июне, теперь они проводятся еженедельно. Эксперты выезжают на объекты, смотрят результаты опрессовок, промывок, проверяют, как ведется ремонт, как осваиваются инвестиции. Это целый комплекс мероприятий.

Также хотелось бы напомнить, что оплата потребителей — это единственный источник для своевременного и качественного проведения ремонтных работ при подготовке тепловых сетей к осенне-зимнему периоду. Дебиторская задолженность потребителей ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» в г. Астрахани на 1 августа 2014 года составляет 851,5 млн рублей. Из них 816,9 млн руб. — долги населения. Оплачивая отопление и горячее водоснабжение, потребители тем самым вкладывают деньги в стабильную работу сетей.

Об экономии

— Как астраханцам экономить на тепле?

— Есть набор простых мероприятий, как рядовому астраханцу сэкономить на тепле. Начать нужно с подъезда. Всегда закрытая дверь дает прибавку температуры на 1–2 градуса. Кроме того, необходимо двойное остекление подъезда — эффект дает тот же самый. По строительной документации в подъезде всегда должно быть холоднее, чем в квартире. Одновременно с этим стенка между подъездом и квартирой является проводником тепла и, соответственно, передает холод. Получается, что люди мерзнут, просто забыв о подъезде или об открытом люке на последнем этаже. Это основное. Кроме того, не надо расширять свою жилую площадь за счет других хозяйственных построек. Я имею в виду лоджии и балконы. Люди считают, что если они утеплили лоджию, то в доме будет так же тепло, как и без нее. Тем не менее, отапливаемые объемы они изменяют, а потому должен измениться объем отопителя. Этого зачастую не происходит, либо жильцы самостоятельно ставят отопитель на балкон, подсаживая весь дом. А так делает не один человек, а многие. Получается, что расчетная величина отопления этого дома на 5–6% меньше, чем требуется. А все из-за того, что люди не информируют ресурсоснабжающую организацию об изменениях в квартире, которые они произвели. Поэтому я предлагаю честно относиться к самим себе, заявлять об увеличенных отапливаемых объемах, тогда мы правильно будем производить расчет сужающих устройств для отопления конкретного дома. И в квартирах станет теплее.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру