Жители села Началово столкнулись с непростой ситуацией, пытаясь заключить договор с «Астрводоканалом» на водоснабжение. Журналист «МК в Астрахани» решил лично испытать на себе все «прелести» этой процедуры, чтобы понять, сколько времени, усилий и нервов потребуется, чтобы стать абонентом.
История вопроса: долгожданный водопровод и «кормление завтраками»
Чтобы понять глубину проблемы, необходимо обратиться к предыстории. Строительство нового водопровода и насосной станции в Началово началось ещё в 2019 году. До этого более тысячи жителей села получали воду из реки без какой-либо очистки, причем с перебоями из-за неисправностей насосного оборудования. Затем началась типичная для астраханских (и не только) чиновников история переноса сроков. Изначально завершение работ было запланировано на 2021 год, но подрядчик не успел сдать объект вовремя. Потом сроки сдвигались на март 2022, затем на весну 2023. И только в октябре 2023 года долгожданный водопровод был наконец достроен, соединив Началово с городской сетью.
Проблемы после запуска: частые отключения и смена обслуживающей организации
Казалось бы, что с появлением нового водопровода жизнь сельчан должна была наладиться, на деле всё оказалось не так гладко. Жители стали сталкиваться с частыми отключениями воды из-за масштабных аварий как в городе, так и в самом селе. Но на этом проблемы не закончились. До октября 2024 года обслуживанием абонентов и сбором платы за воду занималось местное муниципальное предприятие «Биом». Теперь же поставщиком воды и ответственным за обслуживание абонентов стал «Астрводоканал», что потребовало от жителей перезаключения договоров, опломбирования счетчиков и прохождения через все бюрократические процедуры.
«Астрводоканал» и бюрократические сложности
Итак, в селе Началово, которое за последние годы значительно разрослось и насчитывает более 15 тысяч жителей, каждый домовладелец должен лично перезаключить договор с «Астрводоканалом». Причем сделать это нужно в одном из трех абонентских отделов, расположенных в Астрахани (на улицах Джона Рида, Солянской и Бульварной). Более того, сотрудники «Астрводоканала» (которых местные жители прозвали «контролерами») проводят поквартирный обход для опломбировки счетчиков и сбора заявок на оформление новых договоров. Получить долгожданный договор, как оказалось, можно также только в абонентском отделе, что, учитывая количество жителей села, создает большие очереди и неудобства. Ситуация усложняется еще и тем, что качество самой «городской воды» вызывает у многих жителей вопросы.
И вот тут начинается самое интересное, но, к сожалению, далеко не самое приятное. Процесс оформления договора с «Астрводоканалом» превращается для жителей села Началово и, как выясняется, для других астраханцев, в настоящий квест, полный бюрократических ловушек и эмоционального напряжения.
Очереди, конфликты и раздражение
В абонентских отделах «Астрводоканала» создается настоящий хаос. Оформлять договоры приходят не только жители Началово, но и обычные астраханцы. При этом сотрудники не стесняются громко и не всегда вежливо выражать свое недовольство, заявляя, что «из-за этого Началово приходится трудиться в поте лица». К тому же пятница является неприемным днем, что еще больше усложняет ситуацию. Прием начинается в 8 утра, но даже к этому времени у дверей абонентских отделов уже выстраиваются длинные очереди. Из шести окон, например, в центре обслуживания на улице Джона Рида, чаще всего работают только три, причем причины тому самые разные: от банальных болезней специалистов до их нехватки или внезапных технических перерывов.
Три похода за заветным договором
Нашему журналисту, чтобы получить заветный договор, потребовалось целых три посещения абонентского отдела. В первый раз, простояв в трехчасовой очереди, она выяснила, что представленные документы не подходят, нужны только оригиналы. Во второе посещение после двух с половиной часов ожидания, когда заветное окошко было уже совсем близко, прогремело роковое слово «обед», а очередь за это время только увеличилась. Добавьте к этому атмосферу напряжения и скопления людей в маленьком душном помещении, и вы поймете, почему многие не выдерживают и, чтобы не сорваться, вынуждены выходить на улицу, а порой – просто покидать этот маленький, но очень милый филиал ада. В третий раз, после 3,5 часов ожидания, многочисленных нервных переживаний и пары порванных на груди и вырванных на голове седых волос, заветный договор и книжечка для оплаты счетов, наконец, оказались в руках. Очередь, насчитывающая огромное количество людей, позади только завистливо вздыхала, глядя на счастливого победителя бюрократической гонки.
Ситуация аналогична во всех офисах
Не стоит думать, что в других абонентских отделах ситуация обстоит лучше. По отзывам тех, кто решился ехать за договором в микрорайон Бабаевского, до обеда успевают принять в среднем 4-5 человек, а после обеда – ровно столько же. Третий офис также не отличается от первых двух: длинные очереди и медленное обслуживание являются там такой же неприятной реальностью. Получается, что заключение договора с «Астрводоканалом» – это не просто формальность, а настоящее испытание на прочность, требующее огромного терпения, времени и, порой, нервов.
Не секрет, что сфера обслуживания населения в Астраханской области давно является проблемной зоной. Решение бытовых вопросов, особенно касающихся водоснабжения, канализации и газоснабжения, может затянуться на месяцы, а то и годы. При этом, вместо того, чтобы заниматься своими делами, люди вынуждены тратить драгоценное время в бесконечных очередях. И, конечно, мы не станем обвинять рядовых специалистов, которые ежедневно выполняют свою работу. Но почему те, кто отвечает за организацию работы учреждений, не могут обеспечить хотя бы элементарный порядок?
Учитывая нынешнюю ситуацию и количество жителей, которым нужно перезаключать договоры, власти Приволжского района могли бы предпринять какие-то меры, но они, к сожалению, предпочитают пустить ситуацию на самотек. Социальное напряжение среди жителей Началово растет с каждым днем, а кому нужны лишние стрессы и проблемы? Особенно учитывая тот факт, что проект подключения села к городскому водопроводу и его реализация находились под личным контролем представителей региональной власти. Почему, когда техническая сторона вопроса была решена, людей – как потребителей, так и специалистов – оставили один на один с хаосом и неразберихой, не доведя дело до конца?
Получается, что после многолетних ожиданий, вместо обещанного комфорта и удобства, жители села получили только новые проблемы и разочарования. Сотрудники «Астрводоканала», работающие в абонентских отделах, вынуждены принимать огромное количество людей в условиях дефицита кадров и недостаточной организации процесса, что, безусловно, не способствует их нормальной работе. Это типичный пример ситуации, когда люди, отвечающие за организацию процессов, не справляются со своей задачей, а страдают от этого и потребители, и рядовые сотрудники.
Как говорится, думайте сами, решайте сами. Но если вам все же придется ехать в офис «Астрводоканала» за договором, будьте готовы к худшему: потере нервных клеток, многочасовым очередям и, возможно, парочке скандалов. А еще обязательно уточните список необходимых документов заранее. Это не гарантия успеха, но хотя бы немного поможет вам подготовиться к этому непростому испытанию. Просто дружеский совет от редакции, которая на собственном опыте прочувствовала все «прелести» этой ситуации.