Астраханка рассказала, как в годы ВОВ принимала участие в строительстве железной дороги Кизляр - Астрахань

Астраханка рассказала, как в годы ВОВ принимала участие в строительстве железной дороги Кизляр - Астрахань

Великая Отечественная война оставила большой отпечаток на жизнь всего советского народа. В один день страна объединилась и сделала все возможное, чтобы обеспечить долгожданную Победу.

Работала на износ и Сухарева Елена Борисовна, которая в январе 1942 года была мобилизована на строительство железной дороги Кизляр - Астрахань. Сегодня астраханке исполняется 102 года. В честь дня рождения публикуем воспоминания женщины о ее жизни.

Из рассказов очевидца

В январе 1942 года меня мобилизовали на строительство железной дороги Кизляр - Астрахань. Как раз велась стройка этой железной дороги. В том числе часть дороги  это через Волгу (строили наплавной мост) на Кизляр через Астрахань. Что мы там делали,  вы спрашиваете? Рыли землю, насыпь делали: киркой, лопатой, ломом, на тележках возили. Вручную все. Никакой механизации не было.

Теперь по порядку. В 1942 году ( мы тогда только обустраиваться начали, жили в Каралате)…

Мне приносят повестку: явиться в сельский Совет…Прихожу. Председатель говорит: «…. Мы Вас мобилизуем на стратегическую стройку. Будьте готовы, завтра с утра отправляем, с вещами». Утром прихожу, смотрю нас 5 молодых девчонок, помню имена, назову: ….Паня Даулятова, Седова Мария Николаевна, учительница, Рая Габурина (Гафурина), бухгалтер, Нина Петушкова, из эвакуированных, и я , 5-я;

Пришли с сумочками (котомками). А что мы могли в сумочку собрать? Уже хлеб  по талонам стали давать. Определили нам мальчика - подростка и лошадь, арбу.

Мы туда 5 - 6 человек не сядем. Котомки на арбу. Сами пешком. На Камызяк. Из Каралата. К вечеру добрались. Там говорят ( в Камызяке) « ….идите в Облвоенкомат».

Мы этой же дорогой, идем дальше, в поле, перешли реку Таболу. А снег огромный. Мороз. Вечер. Постучали в один домик , пустили переночевать.6 человек.

Хозяйка расположила нас у порога. Сели на пол. Один к другому прижались…..Утром просыпаемся. Пошли дальше. Арба едет, с нашими сумочками, мы, пять человек, пешком до города. В областной военкомат. Он раньше был там, где Девичий монастырь.

Приходим туда, нам говорят: «…теперь идите на 2 - ю Астрахань».

Мы опять поворачиваемся. Идем.

Приходим на Астрахань 2-ю. В контору. Сидят эвакуированные, женщины, работают.

Дали нам провожатого, дядю Ваню. Пошли в поселок, привели нас в землянку, говорят: «… располагайтесь…». Мальчик, с арбы который, с нами был, в ночь не решился ехать, остался. Вышел пожилой хозяин, вынес охапку сена: «…. Вот вам постель, стелитесь…»

Легли спать.

Утром приходит за нами мужчина:

«…Собирайтесь, пойдемте. Сумки свои оставляйте здесь. Будете жить в этой землянке».

Мальчик, на арбе, уехал  обратно, в Каралат. Мы остались.

Привели нас к насыпи, высокая такая, метра 2-3.

Провожатый переводит нас через насыпь, по направлению к Волге.

Подходит к нам мужчина , в сером плаще и сапоги на нем, резиновые.

А снег высокий.

Мне перед отъездом мама сказала:

«…Как там, в валенках будешь?

надень ботинки брата моего Миши, может, тебе снег не будет попадать…в ботинки».

( Михаила на фронт забрали, под Сталинград, он был 1925 года рождения).

Мужчина, что пришел за нами (к насыпи) был прораб или начальник участка, звали его Николай Иванович. Повел нас дальше, поле, никого и ничего, стоит временный такой сарай. Он и говорит: « ….это столовая, будете здесь питаться…».

Наш провожатый отвел нам участок земли, примерно 10 на 10 м. Дал кирку, лопату, лом и рыбозаводскую тележку …, на одном колесе.

«… В тележку эту ссыпайте землю, возите вот сюда (показал куда), в этом месте будете насыпь делать, для железной дороги».

Начали.

Ломом бьем, киркой бьем. Мороженая земля. Как кирпич. Кусочками откалывается. Мы едва тележку набрали. Повезли на место, которое нам указали. Высыпали.

****

Слышим, ударили в железо. Сигнал на обед.

Приходим в столовую. Большой стол, скамеечки, стопки алюминиевых мисок и кружек стоят. Мы взяли по миске, кружке. Подошли на раздачу, два молодых парня, солдата наливают в миску ковш баланды, будана. Туда 3-4 клецки.

Потом чай. Кипяток, розоватый. Потом уже узнали…Ребята - солдаты в лес ходили, ветки растений собирали, в пучок свяжут, в котел бросят и кипятят.

Здесь же нам дали по 800 гр хлеба.

***

Поели и опять работать пошли.

После работы - в ту же землянку, мокрые конечно, грязные, высушиться до утра не успеваем.

Утром встали и на свое рабочее место.

***

А нас там знаете сколько?

Как муравьев, от Волги до насыпи.

У всех квадратики (земли). Все бьют землю. Делаем насыпь.

Так работали, и земля нам стала поддаваться, оттаивать, примерно на метр глубиной когда выкопали, земля уже обыкновенная (не мерзлая)……

Мне потом досталась для работы тележка, в нее землю насыпали, положили доску в яму, по этой доске вывозила на насыпь, высыпаю из тележки и назад.

Ходим, работаем, март начался.…В землянке той живем, вошь стала заедать, видимо - невидимо ее было.

Как - то подходит ко мне Николай Иванович, спрашивает:

«….тяжело ли работать?»

«Конечно, тяжело…», отвечаю.

Говорит: «…переведу тебя на кухню работать, что скажут, то и будешь делать…»

Прихожу на кухню. Стоят большие котлы, два-три солдата там, шеф - повар. Как сейчас помню, звали ее Шура Просяная, из эвакуированных она была, еще женщина молодая, Наташа, астраханка, с улицы Куйбышева, то ли вольнонаемная, то ли мобилизованная ;

Стали с Наташей в паре работать, например, клецки делали, тесто замесили, жгут катаем, ножом режем, как орехи, в котел бросаем, варим.

***

Наташа та, каждый день домой уезжала, ночевать.

Это сейчас электрички, а тогда поезд был, примерно два вагона и локомотив, от Астрахани 1 до Астрахани 2 ходил. А у нашей семьи, у родителей, знакомые в Астрахани жили, на Советской, 5.

Он азербайджанец, она татарка, тетя Физа. Они мне говорят как - то, «… зачем там живешь (в землянке), мы вдвоем, ты нам не помешаешь…. Живи у нас. Будешь ездить на поезде туда, сюда. Будет твоя подружка Наташа идти в город, и ты с ней». ….У них сын на фронте был.Бедно , бедно они жили…..У него одна фуфаечка и у нее. Он работал конюхом, в облсуде.

….

И вот повела меня тетя Физа в баню Чернова, вшей с меня смывает….постирали, переодели меня, ботинки высушили…Чистенькая я , хорошая такая….И стала я ездить. Жила я там как дома, тетя Физа бывало ночью кайнары напечет, обязательно позовет есть.

Я стала жить прекрасно!

***

А вот еще, из быта нашего, на строительстве. На берегу стояла воинская часть, к нам в столовую ходили солдаты, они где - то сетку раздобыли, рыбешки наловят, несут нам на кухню, просят пожарить.

Мы с Наташей жарим, отдаём жареху и сами поедим.

***

В апреле , открылась навигация, пошли пароходы, мои напарницы

( из Каралата) говорят: мы хотим уехать домой, помыться, поменять белье.

«…Девчата, говорю , не поеду с вами. Придем на пароход, а секретарь сельского Совета , в Каралате, Федор Андреевич , встречал каждый пароход, он нас встретит и на этом же пароходе обратно отправит. Зачем я поеду?»

И точно, их встретили и этим же пароходом обратно отправили.

Смотрю, девчата приехали, а потом исчезли, нет их, спрашиваю у Николая Ивановича: «.. где они?»

Отвечает, что отправили на станцию Досанг, щебень грузить. На Досанге грузили в вагоны щебенку, привозили на Астрахань 2, там сгружали и  края насыпи укрепляли, чтобы она не осыпалась……

Почему туда отправили девчат , спросите вы? Чтобы без разрешения не уезжали.

***

А уже строительство к концу идет, до Волги дошли, большие сваи вбивают, мост наводят деревянный.

Стала работы больше для специалистов, насыпь то доделали.

В августе 1942 сдали дорогу.

Примерно 5 месяцев была я там….

Как то подходит Николай Иванович.

Ну что, домой хочешь. Как не хотеть, хочу. Поедешь домой? Я тебе дам бумагу.

Бумагу мне дали, не сохранила я ее, могли наверное те месяцы в стаж войти.

***

Вернулась в Каралат, стала работать секретарем сельского Совета. Потом на курсы отправили , инспекторов бюджета, двухмесячные. Нужны были специалисты, на тот момент районов два было: Камызякский и Травинский. Работала потом в Травинском райфинотделе.

День Победы тоже в Травино встретила.

****

В 1953 году с мужем жили в Приволжье, он по распределению после техникума туда направлен был.

Тогда «трамвайчики» стали по Волге ходить. Села как то на «трамвайчик». Смотрю, сваи деревянные, часть моста с одной стороны реки, часть с другой, разобрали уже большую часть, тогда уже металлический построили, как сейчас называют «старый мост». Смотрю с «трамвайчика», думаю, … мое детище стоит….

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру