«Недоступный космос»: планируют ли восстанавливать разрушающийся астраханский планетарий

Вот уже как четыре года в Астрахани закрыт планетарий, расположенный вблизи Лебединого озера. И ремонтировать его в ближайшее время не планируют.

Окно в космос

Планетарий в Астрахани открылся тогда, когда в большинстве провинциальных городов о них не все даже слышали - в 1959 году. Это был УП-4, созданный в экспериментальных лабораториях Московского планетария. Здание астраханского планетария имеет причудливый вид - ротонду, известный больше как «Павильон». Изначально можно подумать, что здание возведено в 18-19 веках. Но на самом деле оно появилось в 1958 году, как часть архитектурного комплекса Лебединого озера с Речным вокзалом (утрачено) и площадью Ленина.

Судьба планетария всегда была непростой. Начиная с 1980 года, он не работал. Двери для посетителей вновь были открыты в 1991 году. Однако здание остро нуждалось в ремонте, который начался спустя десятилетие. В 2008 году «Павильон» был полностью отреставрирован, а через несколько лет обновилось и оснащение.

Астраханцы теряют связь с космосом: кадры разрушающегося планетария

Смотрите фотогалерею по теме

Астраханский планетарий - это прежде всего «Звездный зал». В нем посетители могут удобно устроиться в креслах и наслаждаться видом неба с астероидами, кометами, метеорами и планетами. Благодаря оборудованию, эффект был впечатляющий, особенно для детей.

В 2012 году планетарий вновь закрыли на реконструкцию. После открытия «Павильон» не особо привлекал внимание астраханцев, а многие думали, что здание и вовсе закрыто. Закрылось здание окончательно в 2018 году. Из здания были вывезены все вещи, а фасад «Планетария» начал медленно разрушаться. По словам специалистов, при строительстве не были учтены многие аспекты. Например фасад не был изолирован от влаги. Это, к примеру, и стало причиной постоянных подточек и появляющихся трещин.

40 миллионов на звездное небо

В 2018 году региональное министерство образование заявляло, что по примерным расчёту на весь комплекс необходимо около 40 миллионов рублей. На эти деньги будет отремонтирован фасад, инженерные коммуникации, внутренняя отделка. Ремонт должны были начать в том же году. Однако на дворе уже 2022 год, а планетарий по-прежнему недоступен для посещения.

Отметим, что два года назад в том же минобре заявляли, что стоимость ремонтно-восстановительных работ планетария оказалась ниже ранее озвученной суммы, а именно 25 миллионов рублей. Однако денег в бюджете на 2020, 2021 и 2022 годов ассигнования на эту статью расходов не были предусмотрены.

Сейчас же в министерстве образования заявляют, что проект реконструкции астраханского планетария, который был разработан в 2019 году, устарел. За годы в здании устарели технические условия на подключение к инженерным сетям, а также ухудшилось состояние самого объекта.

«Поэтому проектно-сметная документация требует корректировки. Пока в бюджете денег на это не предусмотрено, но решение вопроса остается на контроле», — такой комментарий прислали «Инфоштабу».

Астраханский журналист Александр Алымов снял репортаж про планетарий. В сюжете он поговорил с астрономом-любителем и руководителем клуба им. Ф.Ю. Зигеля Евгением Вереиным о том, как можно спасти Планетарий.