Саммит президентов России и США Владимира Путина и Джо Байдена прошел 16 июня в Женеве. Своим мнением об этом событии поделился доктор философских наук, профессор кафедры политологии и международных отношений Астраханского государственного университета Павел Карабущенко.
«Российско-американский саммит в Женеве стал главным политическим событием второго квартала 2021 года. Встретились не просто Владимир Путин и Джо Байден, встретились два разных вектора развития политической современности», – отметил Павел Карабущенко.
Переговоры лидеров России и США продолжались в общей сложности более четырех часов. По итогам саммита было опубликовано совместное заявление с обещанием в ближайшее время запустить «предметный и энергичный» диалог между странами.
Действительно, встреча показала, что, несмотря на сложные отношения, Россия и США способны найти точки соприкосновения. Президент РФ договорился со своим американским коллегой о взаимном возвращении послов в столицы двух стран. Также были достигнуты договоренности по совместной работе в Арктике. При этом Путин подчеркнул, что российская сторона не проводит милитаризацию этого региона, и опасения США на этот счет беспочвенны.
По мнению астраханского политолога, прошедший саммит стал «диалогом равных о судьбах мира»: «Фактически была дана команда, разбирать завалы в международных отношениях США и РФ – возвращение послов, нормализация диалогового формата, налажен персональный канал президентов… При этом Байден неоднократно заявлял, что «Америка вернулась». Но не уточнял, куда и откуда?».
Главным достижением саммита стала готовность лидеров России и США к адекватному диалогу. На пресс-конференции Владимир Путин отметил, что на обеих странах лежит огромная ответственность за стратегическую стабильность в мире, хотя бы потому, что они являются ядерными державами. Президенты солидарны в том, что в ядерной войне не может быть победителей и она недопустима. Эти тезисы нашли отражение в принятом по итогам саммита заявлении.
«США оказались в ситуации, когда у России есть перевес в стратегическом вооружении. Перспектива гонки вооружений, при слабеющей экономике и возрастающей конкуренции с Китаем, вещь весьманепредсказуемая. Гонка вооружения – это вопрос о том, кто за кем и как долго будет гоняться? Впервые не Россия, а саму Россию надо догонять. Россия хотела переговоры о стратегической стабильности. И тут выяснилось, что США оказываются в роли просителя по этому главному вопросу. США вынуждены догонять, ибо им уже не хватает сил. У них в этом деле уже весьма серьезные проблемы. В результате всего этого возникла новая ситуация во взаимоотношениях Востока и Запада: вернулась не Америка – вернулась Россия, и США это возвращение признали», – прокомментировал заявление ПавелКарабущенко.