Федеральный центр слышит регионы

11.06.2019 в 06:53, просмотров: 1533

Федеральный центр слышит регионы

Полномочий региональных депутатов не всегда хватает для того, чтобы решить какую-то проблему. В случаях, когда необходимо изменение федерального законодательства, депутатский корпус региона готовит предложения и направляет их в Государственную Думу России и Правительство РФ. Эти предложения оформляются в виде законодательных инициатив или обращений. При этом астраханские парламентарии стараются заручиться поддержкой коллег по Южно-Российской Парламентской Ассоциации. Многие инициативы в итоге реализуются.

Что реализовано

Весной 2018 года депутаты Думы Астраханской области выступили с обращением в адрес Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации, а также Волгоградской областной Думы о недопустимости переноса сроков паводка. В итоге, сроки остались прежними.

Также астраханские депутаты обратили внимание федеральных коллег на тот факт, что закон, в соответствии с которым происходит начисление налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости, нуждается в доработке. В результате из закона «Об оценочной деятельности» было исключено положение о 5-летнем сроке (с момента оценки) на оспаривание результатов массовой кадастровой оценки во внесудебном порядке. Также был увеличен период, в течение которого можно претендовать на перерасчет. Ранее это можно было сделать в рамках одного года, в котором было сделано соответствующее заявление. Сейчас перерасчет может быть произведен с того налогового периода, в котором была применена спорная кадастровая стоимость, но не более чем за 3 года.

Еще одна тема, которую астраханские депутаты вывели на федеральный уровень, - страхование вкладов юридических лиц. Идея в том, чтобы организовать такое страхование по аналогии с вкладами физических лиц. Тогда в случае отзыва у банка лицензии или его ликвидации представители бизнеса также смогут рассчитывать на компенсацию. Закон был принят в августе 2018 года, вступил в силу с 1 января 2019 года.

Кроме этого, был расширен перечень орфанных заболеваний, медикаменты для лечения которых закупаются за счет федерального бюджета. Это редкие заболевания. Их лечение довольно дорогостоящее, а финансирование возложено на регионы. Конечно, бюджеты субъектов не справляются, и лечение больных орфанными заболеваниями находится под угрозой. Для решения этого вопроса было направлено обращение к Государственной Думе.

Поддержано было и предложение о бесплатном обеспечении больных диабетом расходными материалами к инсулиновым помпам.

Совместно с Федерацией

Началась работа по пересмотру методики расчета потребительской корзины. Депутаты Думы Астраханской области убеждены, что необходимо приблизить состав корзины к современным потребностям людей. Итоги прогнозировать пока сложно, но работа началась. Главное – изменить саму методику, соотношение внутри продуктового набора и процентное соотношение стоимости продовольственных и непродовольственных товаров, а также услуг. В Думу пришло подтверждение, что создана рабочая группа, которой предстоит усовершенствовать методику расчета потребительской корзины и разработать предложения по улучшению качества минимального набора продуктов питания за счет увеличения объемов мяса, рыбы, молока, яиц, овощей, фруктов.

Важно, что в рабочую группу, которая будет заниматься этим вопросом, вошли как представители обеих палат Федерального Собрания России и органов исполнительной власти, так и эксперты, члены объединений профсоюзов и научных организаций.

Проект нормативного правового акта о потребительской корзине, а также методических рекомендаций для ее расчета в целом по стране планируется подготовить в этом году.

На повестке дня

Законодательная деятельность – процесс непрерывный, постоянно идет контроль практики применения уже принятых законов. Выявляется ряд моментов, требующих дальнейшего обсуждения и корректировки. Так, одно из последних обращений регионального парламента к Государственной Думе касается закона, вступившего в силу с января 2018 года. Речь идет о федеральном законе «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей». Он был разработан в 2017 году для реализации демографического пакета Президента России Владимира Путина. Документом устанавливаются ежемесячные выплаты нуждающимся семьям при рождении или усыновлении первого или второго ребенка после 1 января 2018 года. Критерий нуждаемости – полтора прожиточных минимума. Сумма выплаты совпадает с детским прожиточным минимумом, установленным в регионе. В Астраханской области он составляет 10 434 рубля. Срок выплат – достижение ребенком полутора лет.

Закон действует уже более года. И после проведения анализа его правоприменения, социальные службы констатируют, что в законе есть положения, которые требуют пересмотра.

К примеру, доход семьи сейчас рассчитывается за 12 месяцев, предшествующих обращению, для расчета остальных мер соцподдержки – за 3 месяца. Исходя из этого, проверяется нуждаемость семьи. При этом оформление происходит на 1 календарный год. Чтобы далее (еще полгода) получать выплаты, нужно обратиться в органы соцзащиты повторно и вновь предоставить документы, подтверждающие нуждаемость.

Важно отметить, что деньги, полученные семьей в качестве поддержки, также учитываются при расчете дохода на следующий период. И сейчас возникают случаи, когда при повторном обращении семьи получают отказ в органах социальной защиты, поскольку сумма, которая выплачивалась в качестве социальной помощи, включается в общий доход семьи.

В связи с этим многие семьи не могут подтвердить свою нуждаемость, и, следовательно, далее (в течение последующих шести месяцев) пособие начислено быть не может.

Депутаты предлагают внести изменения в федеральный закон. Во-первых, сократить расчетный период для определения среднедушевого дохода с 12 месяцев до 3. Во-вторых, при расчете среднедушевого дохода семьи не учитывать суммы государственных пособий на детей. И, в-третьих, изменить период назначения ежемесячных выплат. Депутаты уверены, что его необходимо назначать сразу до достижения ребенком полутора лет.

Данное обращение обсуждалось на конференции Южно-российской парламентской ассоциации. Астраханские парламентарии получили поддержку коллег по Южному Федеральному округу.

ЮРПА – эффективная площадка для обсуждения

Для представления вниманию законодателей ЮФО астраханский парламент подготовил еще несколько вопросов. Один из них – касается правил применения весогабаритного контроля. На территории Астраханской области построены и введены в эксплуатацию 5 комплексов автоматического весогабаритного контроля. Они оснащены рамками и датчиками в асфальтобетонном покрытии, которые во время движения транспортного средства определяют его габаритные и весовые параметры (осевые нагрузки) в режиме реального времени. Комплексы фиксируют нарушения Правил движения тяжеловесного, крупногабаритного транспорта, что влечет привлечение к административной ответственности в соответствии со статьей 12.21.1 КоАП РФ. Штрафные санкции по указанной статье варьируются от 150 до 500 тыс. рублей, а в случае привлечения по статье 20.25 КоАП РФ «Уклонение от исполнения административного наказания» – до 1 млн рублей.

Практика применения вышеперечисленных нормативных правовых актов после введения в эксплуатацию комплексов автоматического весогабаритного контроля на территории Астраханской области показывает, что отсутствие предупреждения о факте фиксации нарушения и возможности контрольного взвешивания, низкий уровень допустимой погрешности, зависимость весовых показателей от скоростного режима и, как следствие, неверное определение осевых нагрузок при перевозке жидких грузов, сыпучих, порошкообразных, пылевидных строительных материалов, бетона и асфальта, меняющих положение при торможении, приводит к привлечению к административной ответственности собственников автотранспортных средств и к начислению штрафов на миллионы рублей.

В своем обращении парламентарии просят ускорить разработку и принятие изменений в действующие нормативные правовые акты федерального уровня на основании Постановления Конституционного суда, которое подтвердило неправомерность наложения штрафов на юридических лиц, в случае управления транспортным средством, к примеру, наемным работником. Также, учитывая существующие недочеты в работе комплексов весогабаритного контроля (низкий уровень допустимой погрешности, зависимость весовых показателей от скорости, что влечет неверное определение осевых нагрузок), в обращении говорится о необходимости пересмотра нормативов. Сейчас движение по дорогам крупногабаритного транспортного средства разрешено, если нагрузка на ось не превышает 2% сверх допустимой массы транспортного средства либо допустимой нагрузки на ось. Депутаты предлагают повысить эту цифру до 10% при условии, что общая масса транспортного средства с грузом не превышена.

Весогабаритный контроль стал темой еще одного обращения. Речь идет о привлечении к административной ответственности собственников транспорта при повторном нарушении, зафиксированном с использованием специальных технических средств. Проблема затрагивает главным образом юридических лиц — владельцев двух и более транспортных средств. Депутаты считают, что автоматический режим не различает случаи, когда нарушение было совершено под управлением разных водителей или наемных работников — и, следовательно, с разными регистрационными знаками, при этом принадлежащих одному и тому же владельцу. Для него сумма штрафа в таких обстоятельствах может быть увеличена до 10 раз.

Во избежание несправедливого привлечения собственников транспортных средств к административной ответственности, Дума Астраханской области предлагает рассмотреть возможность внесения изменений в федеральное законодательство. В частности, применять критерий повторности совершения административных правонарушений в области дорожного движения для определения степени тяжести только в том случае, когда нарушение зафиксировано на одном и том же транспортном средстве.

Еще один вопрос, который астраханские парламентарии обсудили с коллегами на конференции, - регулирование оптовых цен на сжиженный газ для бытовых нужд. В связи с изменением федерального законодательства с 2019 года прекращается государственное регулирование оптовых цен на сжиженный газ, ранее утверждаемых ФАС России. По мнению парламентариев, это может привести к резкому подорожанию топлива и перебоям в газоснабжении отдаленных негазифицированных населенных пунктов области.

На сегодняшний день основным поставщиком СУГ для бытовых нужд является ООО «ГЭС Поволжье». Данная газоснабжающая организация поставляет газ в два городских и в 58 сельских поселений. Общая численность обслуживаемых организацией потребителей составляет не менее 64 424 человек. Кроме того, почти 17 000 квартир оборудованы зарегистрированными газобаллонными установками.

В целях предотвращения неблагоприятных социальных последствий депутаты предлагают на федеральном уровне рассмотреть возможность сохранения государственного регулирования оптовых цен на сжиженный газ для бытовых нужд либо отсрочить вступление в силу соответствующих изменений в федеральном законодательстве до 2021 года.

«Мы благодарны коллегам по Южно-Российской Парламентской Ассоциации за поддержку наших инициатив, - отметил Председатель Думы Астраханской области Игорь Мартынов. – ЮРПА – эффективная площадка для обсуждения, и нам важно мнение коллег, тем более что инициативы астраханского парламента в случае их принятия коснутся жителей всей страны».

На заседании ЮРПА Игорю Мартынову был передан флаг Южно-Российской Парламентской Ассоциации. Связано действо с тем, что следующая XXXI конференция пройдет в Астрахани осенью этого года. Вместе с флагом глава Законодательного собрания Краснодарского края Юрий Бурлачко, который председательствовал на прошедшей конференции, передал Игорю Мартынову полномочия Председателя Ассоциации.

Лидия Калугина