Скорая помощь в Астраханской области рискует перестать быть по-настоящему «скорой». Некоторые водители неотложки сознательно отказываются ускоряться при выездах к пациентам. Причина — поток штрафов за нарушение правил дорожного движения, которые в последнее время всё чаще фиксируют дорожные камеры. О проблеме рассказал депутат областной думы Андрей Галкин.
По его словам, система сложилась парадоксальная: экстренные службы действуют по закону, но на практике оказываются наказанными за исполнение своих обязанностей.
Право есть — штрафы тоже есть
При срочном вызове водитель скорой помощи имеет право отступать от требований ПДД — игнорировать сигналы светофора, дорожную разметку и скоростной режим. Это прямо предусмотрено пунктом Правил дорожного движения «Применение специальных сигналов», при условии, что на автомобиле включён проблесковый маячок синего цвета.
Однако автоматические комплексы фото- и видеофиксации, установленные на дорогах региона, подобных нюансов, судя по всему, не учитывают. В результате штрафы за превышение скорости и другие нарушения продолжают поступать.
«В 90% случаев штрафы отменяют»
Как рассказал Андрей Галкин, который одновременно возглавляет отделение скорой помощи Черноярской районной больницы, большинство таких штрафов впоследствии удаётся отменить.
«На больничную организацию приходит штраф на скорую помощь, которая превысила скорость. Я как заведующий скорой помощью пишу опровержение в ГАИ, и в 90% случаев эти штрафы отменяют», — отметил депутат.
Но процесс отмены далеко не простой и требует сбора целого пакета документов.Документы против времени и врачебной тайны
По словам парламентария, инспекторы ГИБДД запрашивают путевой лист, письменное объяснение водителя и журнал вызовов. Последний пункт вызывает особые вопросы, поскольку журнал содержит фамилии пациентов и сведения об их диагнозах, что фактически означает разглашение персональных и медицинских данных.
Кроме того, на подготовку и сбор документов уходит время. Если не уложиться в установленные сроки обжалования, штраф придётся оплатить.
«Даже если просто собирать эти документы, уже затягивается время, которое отпущено на оплату штрафов. Не уложился вовремя — заплатил штраф. Платит нарушитель. А нарушил водитель скорой, который превысил скорость, выполняя служебное задание и, возможно, выезжая на вызов к вашему родственнику», — подчеркнул Галкин.Новая реальность: ехать по правилам
Такая практика привела к ещё одной проблеме. Некоторые водители скорой помощи, опасаясь финансовых потерь, начали сознательно отказываться от ускорения.
Логика проста: ехать строго по правилам — значит сохранить собственный кошелёк, даже если пациенту придётся ждать дольше.
«Получается вилка. Камеры говорят, что нужно платить штраф, а правила говорят, что не должен. На машины скорой помощи не должны приходить штрафы. Даже если они нарушают, но с включёнными маячками синего цвета», — считает депутат.Цена вопроса — минуты и жизнь
Фактически речь идёт о конфликте между формальной работой автоматических систем и реальными условиями работы экстренных служб. Пока он не решён, водители скорой помощи остаются перед тяжёлым выбором: рисковать личными деньгами или терять драгоценные минуты в пути.
А в медицине именно эти минуты нередко становятся решающими.