Экономисты давно используют в своих расчетах нестандартные показатели. Мы решили создать новый, патриотический индикатор покупательной способности населения — индекс воблы.
Индекс Биг-Мака
«Экономика может быть интересной?» — частенько спрашивают у меня мои друзья. По мне, так каждая наука состоит из довольно скучной базовой части, которую нужно выучить и понять; и из азартной аналитической составляющей. Но, как правило, найти какую-то зацепку, которую впоследствии можно развить и промониторить, не так-то и просто.
Во время подготовки к очередному летнему экзамену я прочла много экономических статей, добрую половину из которых уже и не помню. Экзамен предстоял по блоку макроэкономики, поэтому все мои вкладки в поисковике были наполнены информацией о темпах и индексах инфляции, сравнением социально-экономических показателей России с другими странами, приростом ВВП за 2016 год. Я вновь и вновь проговаривала вслух формулы индекса дефлятора, ИПЦ, индексов Пааше и Ласпейреса, изучала отличие реального ВВП от номинального, пока не наткнулась на очень интересную и, на мой взгляд, вкусную статью об индексе гамбургера (Биг-Мака), впервые опубликованную в журнале The Economist в 1986 году.
Суть основана на теории паритета покупательной способности, исходя из которой, курсы валют как раз-таки и должны уравнивать стоимость потребительской корзины. В качестве предмета исследования выступает бургер как дань национальной кухни Америки и самому узнаваемому гамбургеру мира. К слову, в стандартных показателях расчет ведется на основе потребительской корзины, отражающей благосостояние населения, но и в состав любого биг-мака входят мясо, хлеб, овощи — чем не типичный набор среднестатистического гражданина в супермаркете? К тому же продукция ресторанов быстрого питания сегодня на каждом шагу, вот в Астрахани, например, чтобы найти своих друзей, я прямиком выдвигаюсь в «Ярмарку» на 3 этаж, в центр у ЦУМа и застаю их за поеданием цезарь-роллов и наггетсов. Товары быстрого приготовления, или так называемый фастфуд, захватили практически весь земной шар, составляя дикую конкуренцию ресторанам и кафе, однако цены на картошечку фри и фиш-ролл отличаются в каждой из стран. И если не брать во внимание стоимость франшизы с прилегающими издержками, таможенную политику, то при анализе стоимости бургера в России и США за январь текущего года цифры выглядят следующим образом: 130 руб. в РФ и 5,1 $ США или 308,19 руб. (по официальному курсу Центрального банка), что почти в 2,5 раза выше. Так в чем же дело? Почему российский рубль недооценен на 57,8% по сравнению с американским долларом? Конечно, показатель имеет недостаток: сама мысль об одинаковых ценах повсеместно утопична сама по себе. Поэтому индекс можно «очистить», скорректировав расчеты на уровень доходов населения; ресурсообеспеченность страны; стоимость аренды, сырья, материалов, топлива, расходов на оплату труда. Но благодаря таким индексам, не беря во внимание вышеперечисленный факторы, мы можем относительно сравнить свои потребительские способности и обдумать, в какую страну лучше не отправляться путешествовать с ограниченным бюджетом, тем более если вы фанат фастфуда.
Индекс губной помады
Экономика кажется вам до сих пор скучной? Если все-таки да, то экономисты не остановились на индустрии быстрого питания (хотя к ней еще вернемся) и создали индекс губной помады или Lipstick Index. Глава одной из ведущих косметических корпораций Estée Lauder Леонард Лаудер предложил миру в 2001 году новый индикатор состояния экономики. Наверное, вся женская половина будет солидарна с господином Лаудером, высказавшем мнение, что на какой бы стадии экономических циклов ни находилась человеческая жизнь, спрос на косметику не исчезнет. А в период кризиса он даже возрастает, ибо приоритет меняется в сторону покупки тонального крема или губной помады, а новое качественное платье, модные босоножки считаются более затратными приобретениями. Да и каждая образованная woman давно уже внесла декоративную косметику в список необходимых составляющих имиджа. Поэтому несмотря на обильную критику данного показателя от многих экономистов, история и статистика приводят более весомый аргумент — факты: к примеру, на период Великой депрессии 30-х годов пришелся расцвет косметической фирмы Helena Rubinstein; Oriflame в 2009 году демонстрирует рост объема продаж на 20% в России, и 12%-ый прирост годовой выручки; в сети Yves Rocher продажи приросли в 2009 г. на 15%.
Шаурма vs вобла
Возвращаясь к теме общепита, я наткнулась на индекс щаурмы, который мы когда-то поверхностно обсуждали с коллегами за чаем. Шаурма, пожалуй, один из самых «топовых» видов перекуса на сегодняшний день. Ее каждый россиянин, наверное, пробовал или готовил. Создатели решили изучить покупательскую способность россиянина не в рублях, а в шаурме. Как рассчитать? От средней заработной платы по региону вычитаем прожиточный минимум, стоимость аренды однокомнатной квартиры площадью 28 квадратных метров и получаем «свободные деньги», которые в дальнейшем делятся на среднюю стоимость шаурмы в субъекте страны и на 30 календарных дней.
В среднем каждый астраханец может позволить себе 3,24 шаурмы в день. А если рассчитывать по такому же принципу индекс Биг-Мака, то 7,61 гамбургера за сутки. Неплохо, да? Чтобы понимать, насколько нам, астраханцам, повезло или нет, сравним этот показатель с другими регионами в таблице:
|
Исходя из таблицы, самым «шаурмообеспеченным» регионом выступает Ямало- Ненецкий автономный округ: около 11 штук в день, рай для студента! А вот население Крыма не может позволить себе ни одной шаурмы в день. Возможно, даже и к лучшему: с их морями, природой и климатом местным жителям уж точно не до вредной еды. Вдобавок в сравнении с нашими соседями астраханцы шикуют не по-детски: в Волгограде 2,51 шаурмы в день, в Калмыкии — 1,78.
Но сравнимо ли набирающее обороты пристрастие астраханцев к шаурме с утвердившейся, вечной, а порой и нерушимой любовью к вобле? Задавшись этим вопросом, мы с редакцией решили создать свой местный индекс — индекс воблы! «На воблу всегда есть спрос! Если обратиться к истории, то наша рыба составляла основу рациона у подводников. Подводная лодка не могла спуститься в рейс, пока вобла на борт не загрузится. Космонавты, поговаривают, питаются соломкой из воблы, это ведь экологически чистый продукт!» — заверяет меня продавщица на Селенских Исадах. «Мне самой 60 лет, я выросла на этой рыбе и ни разу не отравилась! На точке работаю уже 27 лет, и цены на воблу разительно изменились, но это предсказуемо. Цены вообще не стоят на месте».
«Вобла стоит от 15 рублей и выше, а средняя, размером в 17-19 см, около 30-35 рублей за штуку. В сезон вобла всегда дешевле, нет накладок в виде оплаты производственных холодильников, хранения. Продукция реализуется быстро. Оптовые продажи в цехах — 300-350 рублей за килограмм в зависимости от качества рыбы. 10 лет назад цена была раза в два меньше, воблу такого же размера можно было приобрести за 15-20 рублей».
Основываясь на мнениях местных торговцев и методике расчета индексов шаурмы, мы можем построить свой внутрирегиональный индекс, показывающий изменение покупательной способности в общепринятом символе Астрахани — вобле: из данных таблицы делим «свободные деньги» на цену воблы и на 30 дней. В итоге в 2017 году индекс составит 11,86 штук воблы. Иными словами, я, как астраханка, в день могу позволить себе почти 6 пар воблы. А вот в 2007 году среднестатистический житель Астраханской области мог позволить себе лишь 5,96 воблы в день.
Средняя заработная плата в 2007 году была равна 9866,9 руб., средняя стоимость аренды за однушку около 4000 руб., а прожиточный минимум за первый квартал 2007 года — 3181 рублей. Иными словами, потребительские возможности у населения за 10 лет порядком увеличились, на целых 5,89 воблы в день!
Для наглядности покажем, что в 2017 году на 100 штук воблы астраханцы тратят около 12,7% от заработной платы, а десятилетием раньше — 15,2% честно заработанных средств. Отрицательная разница удельных весов за 10 лет говорит о том, что денежных средств у людей прибавилось, учитывая и рост цен на воблу.
Не спорю, созданный нашей редакцией индекс немного обескураживает и вызывает настороженность. Быть может, он даже не несет в себе глубокого смысла, и вы его не увидите на слайдах ежегодных отчетов министерства экономического развития Астраханской области. Однако этот творческий выхлоп в очередной раз показывает нашу любовь к Астраханскому региону и местному промысловому хозяйству.