Потребности астраханцев измерят в сушеной вобле

А на сколько рыбешек в день живете вы?

А на сколько рыбешек в день живете вы?

 

Экономисты давно используют в своих расчетах нестандартные показатели. Мы решили создать новый, патриотический индикатор покупательной способности населения — индекс воблы.

Индекс Биг-Мака

«Экономика может быть интересной?» — частенько спрашивают у меня мои друзья. По мне, так каждая наука состоит из довольно скучной базовой части, которую нужно выучить и понять; и из азартной аналитической составляющей. Но, как правило, найти какую-то зацепку, которую впоследствии можно развить и промониторить, не так-то и просто.

Во время подготовки к очередному летнему экзамену я прочла много экономических статей, добрую половину из которых уже и не помню. Экзамен предстоял по блоку макроэкономики, поэтому все мои вкладки в поисковике были наполнены информацией о темпах и индексах инфляции, сравнением социально-экономических показателей России с другими странами, приростом ВВП за 2016 год. Я вновь и вновь проговаривала вслух формулы индекса дефлятора, ИПЦ, индексов Пааше и Ласпейреса, изучала отличие реального ВВП от номинального, пока не наткнулась на очень интересную и, на мой взгляд, вкусную статью об индексе гамбургера (Биг-Мака), впервые опубликованную в журнале The Economist в 1986 году.

Суть основана на теории паритета покупательной способности, исходя из которой, курсы валют как раз-таки и должны уравнивать стоимость потребительской корзины. В качестве предмета исследования выступает бургер как дань национальной кухни Америки и самому узнаваемому гамбургеру мира. К слову, в стандартных показателях расчет ведется на основе потребительской корзины, отражающей благосостояние населения, но и в состав любого биг-мака входят мясо, хлеб, овощи — чем не типичный набор среднестатистического гражданина в супермаркете? К тому же продукция ресторанов быстрого питания сегодня на каждом шагу, вот в Астрахани, например, чтобы найти своих друзей, я прямиком выдвигаюсь в «Ярмарку» на 3 этаж, в центр у ЦУМа и застаю их за поеданием цезарь-роллов и наггетсов. Товары быстрого приготовления, или так называемый фастфуд, захватили практически весь земной шар, составляя дикую конкуренцию ресторанам и кафе, однако цены на картошечку фри и фиш-ролл отличаются в каждой из стран. И если не брать во внимание стоимость франшизы с прилегающими издержками, таможенную политику, то при анализе стоимости бургера в России и США за январь текущего года цифры выглядят следующим образом: 130 руб. в РФ и 5,1 $ США или 308,19 руб. (по официальному курсу Центрального банка), что почти в 2,5 раза выше. Так в чем же дело? Почему российский рубль недооценен на 57,8% по сравнению с американским долларом? Конечно, показатель имеет недостаток: сама мысль об одинаковых ценах повсеместно утопична сама по себе. Поэтому индекс можно «очистить», скорректировав расчеты на уровень доходов населения; ресурсообеспеченность страны; стоимость аренды, сырья, материалов, топлива, расходов на оплату труда. Но благодаря таким индексам, не беря во внимание вышеперечисленный факторы, мы можем относительно сравнить свои потребительские способности и обдумать, в какую страну лучше не отправляться путешествовать с ограниченным бюджетом, тем более если вы фанат фастфуда.

Индекс губной помады

Экономика кажется вам до сих пор скучной? Если все-таки да, то экономисты не остановились на индустрии быстрого питания (хотя к ней еще вернемся) и создали индекс губной помады или Lipstick Index. Глава одной из ведущих косметических корпораций Estée Lauder Леонард Лаудер предложил миру в 2001 году новый индикатор состояния экономики. Наверное, вся женская половина будет солидарна с господином Лаудером, высказавшем мнение, что на какой бы стадии экономических циклов ни находилась человеческая жизнь, спрос на косметику не исчезнет. А в период кризиса он даже возрастает, ибо приоритет меняется в сторону покупки тонального крема или губной помады, а новое качественное платье, модные босоножки считаются более затратными приобретениями. Да и каждая образованная woman давно уже внесла декоративную косметику в список необходимых составляющих имиджа. Поэтому несмотря на обильную критику данного показателя от многих экономистов, история и статистика приводят более весомый аргумент — факты: к примеру, на период Великой депрессии 30-х годов пришелся расцвет косметической фирмы Helena Rubinstein; Oriflame в 2009 году демонстрирует рост объема продаж на 20% в России, и 12%-ый прирост годовой выручки; в сети Yves Rocher продажи приросли в 2009 г. на 15%.

Шаурма vs вобла

Возвращаясь к теме общепита, я наткнулась на индекс щаурмы, который мы когда-то поверхностно обсуждали с коллегами за чаем. Шаурма, пожалуй, один из самых «топовых» видов перекуса на сегодняшний день. Ее каждый россиянин, наверное, пробовал или готовил. Создатели решили изучить покупательскую способность россиянина не в рублях, а в шаурме. Как рассчитать? От средней заработной платы по региону вычитаем прожиточный минимум, стоимость аренды однокомнатной квартиры площадью 28 квадратных метров и получаем «свободные деньги», которые в дальнейшем делятся на среднюю стоимость шаурмы в субъекте страны и на 30 календарных дней.

В среднем каждый астраханец может позволить себе 3,24 шаурмы в день. А если рассчитывать по такому же принципу индекс Биг-Мака, то 7,61 гамбургера за сутки. Неплохо, да? Чтобы понимать, насколько нам, астраханцам, повезло или нет, сравним этот показатель с другими регионами в таблице:

Регион

Средняя з/п

Аренда

Прожиточный минимум

Цена шаурмы

Свободные деньги

Индекс шаурмы

Индекс Биг-Мака

Астраханская обл.

27390

8297

8417

110

10676

3,24

7,61

Волгоградская обл.

23650

6560

9193

105

7897

2,51

6,57

Республика Калмыкия

20130

6921

7861

100

5348

1,78

5,59

Краснодарский край

25850

9600

10086

130

6164

1,58

7,18

Саратовская обл.

23430

9450

8377

110

5603

1,70

6,51

Москва

66800

20000

18530

130

28270

7,25

18,56

Санкт-Петербург

45430

16579

10988

160

17863

3,72

12,62

Ямало-Ненецкий АО

70620

9333

16052

140

45235

10,77

19,62

Республика Крым

18200

16470

9739

140

-8009

-1,91

5,06

 

Исходя из таблицы, самым «шаурмообеспеченным» регионом выступает Ямало- Ненецкий автономный округ: около 11 штук в день, рай для студента! А вот население Крыма не может позволить себе ни одной шаурмы в день. Возможно, даже и к лучшему: с их морями, природой и климатом местным жителям уж точно не до вредной еды. Вдобавок в сравнении с нашими соседями астраханцы шикуют не по-детски: в Волгограде 2,51 шаурмы в день, в Калмыкии — 1,78.

Но сравнимо ли набирающее обороты пристрастие астраханцев к шаурме с утвердившейся, вечной, а порой и нерушимой любовью к вобле? Задавшись этим вопросом, мы с редакцией решили создать свой местный индекс — индекс воблы! «На воблу всегда есть спрос! Если обратиться к истории, то наша рыба составляла основу рациона у подводников. Подводная лодка не могла спуститься в рейс, пока вобла на борт не загрузится. Космонавты, поговаривают, питаются соломкой из воблы, это ведь экологически чистый продукт!» — заверяет меня продавщица на Селенских Исадах. «Мне самой 60 лет, я выросла на этой рыбе и ни разу не отравилась! На точке работаю уже 27 лет, и цены на воблу разительно изменились, но это предсказуемо. Цены вообще не стоят на месте».

«Вобла стоит от 15 рублей и выше, а средняя, размером в 17-19 см, около 30-35 рублей за штуку. В сезон вобла всегда дешевле, нет накладок в виде оплаты производственных холодильников, хранения. Продукция реализуется быстро. Оптовые продажи в цехах — 300-350 рублей за килограмм в зависимости от качества рыбы. 10 лет назад цена была раза в два меньше, воблу такого же размера можно было приобрести за 15-20 рублей».

Основываясь на мнениях местных торговцев и методике расчета индексов шаурмы, мы можем построить свой внутрирегиональный индекс, показывающий изменение покупательной способности в общепринятом символе Астрахани — вобле: из данных таблицы делим «свободные деньги» на цену воблы и на 30 дней. В итоге в 2017 году индекс составит 11,86 штук воблы. Иными словами, я, как астраханка, в день могу позволить себе почти 6 пар воблы. А вот в 2007 году среднестатистический житель Астраханской области мог позволить себе лишь 5,96 воблы в день.

Средняя заработная плата в 2007 году была равна 9866,9 руб., средняя стоимость аренды за однушку около 4000 руб., а прожиточный минимум за первый квартал 2007 года — 3181 рублей. Иными словами, потребительские возможности у населения за 10 лет порядком увеличились, на целых 5,89 воблы в день!

Для наглядности покажем, что в 2017 году на 100 штук воблы астраханцы тратят около 12,7% от заработной платы, а десятилетием раньше — 15,2% честно заработанных средств. Отрицательная разница удельных весов за 10 лет говорит о том, что денежных средств у людей прибавилось, учитывая и рост цен на воблу.

Не спорю, созданный нашей редакцией индекс немного обескураживает и вызывает настороженность. Быть может, он даже не несет в себе глубокого смысла, и вы его не увидите на слайдах ежегодных отчетов министерства экономического развития Астраханской области. Однако этот творческий выхлоп в очередной раз показывает нашу любовь к Астраханскому региону и местному промысловому хозяйству.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Индекс воблы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру