У школьников начался период ЕГЭ

У астраханских выпускников школ, как, собственно, и у ребят со всей страны, горячая пора. Последний звонок уже давно прозвучал на праздничных линейках, а вслед за ним начались экзамены, к которым ребята усиленно готовились весь минувший учебный год. Как проходит процедура, состоящая из трёх букв, которая наводит ужас не только на школьников, но и на их учителей и родителей, узнавал «МК в Астрахани».

У школьников начался период ЕГЭ

«За» и «против»

Единый государственный экзамен, или, проще говоря, ЕГЭ, нагоняет страх на школьников, учителей и родителей вот уже 13 лет. Впервые такая форма итоговой аттестации была введена в 2003 году. Изначальный замысел ЕГЭ — уравнять возможности всех выпускников для поступления в любой вуз страны. Иными словами, ученик даже из самого отдалённого села может написать экзамен в близлежащей школе, а заработанный результат не только окажется в аттестате о получении среднего полного образования — его можно предъявить при поступлении даже в самое престижное учебное заведение страны. То есть если раньше одиннадцатиклассники сначала готовились к выпускным экзаменам, а потом — к вступительным, сейчас в такой двойной работе нет необходимости.

Первые контрольно-измерительные материалы (КИМ) по ЕГЭ представляли собой тестовую часть с четырьмя вариантами ответа и еще две части, предполагающие краткий или развернутый ответ, но без возможности выбора. К самим тестам у астраханцев изначально сложилось неоднозначное отношение. Одни говорили о том, что такая проверка знаний не дает объективной картины (ученик может отметить ту или иную строку наобум), другие радовались тому, что из предложенных вариантов проще выбрать правильный. Но все же противников тестов было больше.

— Проверка знаний тестами — абсолютно неудачная затея. Складывается ощущение, что школа готовит только к тому, чтобы ставить «галочки» в нужных квадратах, — считает астраханка Инна Киселева в Facebook.

А между тем в этом году тестовой части в КИМах по большинству предметов не было: по русскому языку, литературе, математике, информатике, истории, обществознанию и географии. В следующем году ее уберут из ЕГЭ по химии, биологии и физике. Второй год подряд 11-классники в начале декабря пишут итоговое сочинение (изложение), которое является определенным допуском к основной волне ЕГЭ. Экзамен по иностранному языку состоит из двух частей: устной и письменной, чтобы комиссия могла объективно оценить уровень знаний. Эти изменения как раз и возвращают нас к традиционной процедуре сдачи выпускных экзаменов, о которой некоторые так грезят и которую ставят в пример. Однако негативный настрой по отношению к ЕГЭ у людей остался.

Отчасти это связано еще и с системой досмотра школьников. На входе в пункт проведения экзамена (ППЭ) их проверяют металлодетекторами (чтобы ученики не могли пронести в аудиторию телефон или любой другой гаджет, помощью которого легко воспользоваться для поиска ответов). В кабинетах установлено видеонаблюдение, которое в онлайн-режиме отсматривают эксперты. Но даже это не мешает некоторым хитрецам обойти «закон». Например, в текущем году один из астраханских 11-классников пронес мобильный телефон за пряжкой ремня на брюках (утверждая, что на металлодетекторе звенит именно она). Но списать ему было, как говорится, не судьба: еще во время заполнения бланка у парня этот самый мобильник зазвонил (звук он выключить забыл). Организаторам, разумеется, несчастливчика пришлось с экзамена немедленно удалить. Пересдать он сможет теперь только в следующем году.

Однако использование телефона на экзамене сейчас не столь популярно. Гораздо более массово привлечение справочных материалов (шпаргалок). Их выпускники прячут в самых затейливых местах.

Надежно запрятаны

Во время ЕГЭ по обществознанию министерство образования и науки Астраханской области провело рейды по пунктам проведения экзамена. Цель этих проверок заключалась в том, чтобы посмотреть, как проходит процедура ЕГЭ, нет ли организационных проблем и сбоев, насколько организаторы и руководители пунктов владеют инструкцией, готовы ли аудитории. И хотя серьёзных нарушений в большинстве школ не было, «ревизоры» обнаружили кое-что интересное. 

Например, не во всех пунктах «гостей» проверили металлодетектором, не везде потребовали документы и попросили поставить подпись в бланке регистрации пришедших в ППЭ. Понятно, что сотрудников министерства просто испугались, им поверили на слово и т.д. Но ведь можно предположить, что таким же образом в здание пройдёт любой посторонний человек.

Гораздо более серьёзные нарушения были выявлены даже не на входе и в аудиториях, а в туалетах. Именно там современные школьники, а может, и учителя, прячут шпаргалки, написанные от руки и напечатанные на листах А4 невероятно мелким шрифтом. Более того, за трубами, батареями и мусорными контейнерами были спрятаны справочники и даже учебники.

Возникает резонный вопрос: каким образом и когда школьники успели пронести все это добро в туалетные комнаты? А если это сделали не они, то, значит, к этому могут быть причастны организаторы в данных пунктах, которые хотят помочь выпускникам. В таком случае, после проведения проверки и при наличии доказательств взрослые понесут административную ответственность и штрафы.

— Министерство будет отдельно разбирать каждую ситуацию, вести переговоры с руководителями пунктов, виновные будут нести административное наказание. Эти дети и эти пункты будут теперь под особым контролем. Если в итоге у выпускников будут аномально высокие результаты по обществознанию на данных ППЭ, мы вынуждены будем их аннулировать, — заявил министр образования и науки региона Виталий Гутман.

Кстати, ему провести подобные рейды подсказали федеральные общественные наблюдатели, представители Российского союза молодёжи в Астрахани. Эти ребята следят за порядком проведения процедуры во всех пунктах области. Некоторые из них поехали выполнять такие же функции в другие города: Назрань (Ингушетия), Кисловодск, Пятигорск, Минеральные Воды и т.д.

— Мы заметили, что в туалетных комнатах школьники не только прячут шпаргалки, но и совещаются друг с другом. Туалет — это такое место, где мы не можем ограничить участника ЕГЭ ни в чем, это его личное пространство. Мы можем делать замечания, мы можем просить детей поторопиться, ведь они не одни, но это в принципе все, — отмечает общественный наблюдатель Мария Павлова. — Если мы видим явное использование шпаргалки или телефона в туалете, то обращаемся к руководителю пункта или члену государственной экзаменационной комиссии, чтобы ребёнка удалили за нарушение.

Так, наблюдателям «посчастливилось» обнаруживать подсказки, написанные прямо на подоконниках или стенах туалетных кабинок. Судя по всему, таким образом школьники еще и помогают друг другу, а не только спасают себя. Однако каков в данном случае интерес выпускников, остается загадкой. Удалять такие «наскальные записи» непосредственно во время экзамена проблематично, а потому организаторам приходится на ходу решать проблему.

Не знают литературу и географию

Все же даже шпаргалки не всегда помогают учащимся. И несмотря на то, что к выпускным экзаменам школьники готовятся год, а то и больше, высоких результатов они добиваются далеко не всегда. По крайней мере, об этом свидетельствуют баллы, которые стали известны по двум первым ЕГЭ: по географии и литературе. Их 11-классники сдавали еще 27 мая.

Из 104 человек, которые выбрали географию, 11 не преодолели минимальный порог. Проще говоря, получили неудовлетворительные оценки. Выше 80 баллов набрали всего два школьника, а 100 баллов за последние четыре года не заработал еще никто.

По литературе «стобалльников» в нашем регионе нет три года подряд.

— Положительные отметки (от 80 баллов и выше) заслужили шесть человек — это 3,3 % от общего числа сдававших данный предмет, — сообщили в Центре мониторинга образования. Минимальный порог не удалось преодолеть восьмерым выпускникам.

Какие знания астраханские выпускники показали по обязательным предметам — русскому языку и математике — пока неизвестно. Но вот соглашаться со своими баллами или нет — дело каждого. Хотя прежде чем подавать апелляцию, в этом году нужно хорошо подумать. Если раньше ребята могли надеяться, что комиссия сжалится над ними во время процедуры перепроверки работы, то сейчас это исключено. Присутствовать во время апелляции теперь ни ученику, ни его представителям нельзя, дабы исключить возможность психологического давления на экспертов (такие случаи бывали). А по итогам повторной проверки количество выставленных баллов может быть изменено как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, поскольку могут быть обнаружены те ошибки, на которые в первый раз эксперты не обратили внимание. За сам факт подачи апелляции количество баллов уменьшено и тем более повышено быть не может. Черновики экспертами во внимание не берутся. Так что если выпускник не уверен в своей правоте, подавать апелляцию не стоит, гораздо правильнее ответственно готовиться к самому экзамену.  

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №25 от 15 июня 2016

Заголовок в газете: Прежде чем подавать апелляцию, в этом году нужно хорошо подумать

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру