Астрахань в загадочный 1919

Под грифом «Особо секретно»

Не только в истории страны, но и в истории отдельных регионов существуют «белые пятна», для восполнения которых, возможно, уйдёт ни одно десятилетие. В истории нашего города тоже немало таких загадочных и до сих пор неизученных страниц. Значительный пласт спорных моментов связан с темой Астраханской епархии в советское время. После длительного периода атеизма, продолжавшегося около 70 лет, то есть до конца 80-х — начала 90-х прошлого столетия, Церковь на сегодняшний день ещё очень мало знает о своих новоявленных святых. 

Под грифом «Особо секретно»

Это очень близкие к нам по времени святые. Родственники или духовные чада некоторых из них до сих пор живы и могут рассказать много интересных фактов. Почему же именно с этим отрезком времени связано так много неизученного? Ведь историческая наука не стоит на месте, и сегодня благодаря ей, мы имеем возможность заглянуть в прошлое многотысячелетней давности. Вся сложность заключается в том, что большинство архивных материалов советского времени, имеющих отношение к действиям церковной структуры и вообще к её служителям, до сих пор являются засекреченными, а доступ к ним либо закрыт, либо ограничен. Возникает вопрос: неужели и сейчас есть что скрывать? Но не стоит забывать, что если архивное дело действительно хорошо поставлено, то любые документы, содержащие государственные тайны или так называемые «личные тайны» того или иного человека, не могут выдаваться пока не истёк срок, запрещающий их открытие. Например, сейчас идёт активное изучение тайны гибели царской семьи Романовых, но несмотря на это, существует целый свод документов об убийстве царской семьи, засекреченных по сей день. Тем не менее мы знаем, что пройдёт время, и эти на сегодняшний день засекреченные документы станут доступными для изучения.

Другое дело, что есть факты, о которых мы, к сожалению, рискуем никогда так и не узнать, потому что в советское время немало документов просто уничтожалось. Так, в частности, не осталось практически никаких источников, указывающих на дальнейшую судьбу некоторых достаточно видных исторических личностей, в том числе из церковной среды. Например, родственники протоиерея Иоанна Савинского — автора самого обстоятельного труда по истории «Астраханской епархии за 300 лет ее существования» даже не знают, где был похоронен и как именно погиб их знаменитый прадед. И это только единичный случай. Что говорить о судьбе отдельного человека, если многие астраханцы с недоумением смотрят на сюжет иконы «Расстрелянный крестный ход в Астрахани» и даже не имеют представления, о чем именно она повествует. А ведь это события менее чем столетней давности. Страшное, трагическое событие, когда 11 (24) мая была открыта стрельба по крестному ходу, устроенному в честь долгожданного  прославления в лике святых Иосифа, митрополита Астраханского и Терского. Об этом, действительно, мало кто знает. Ни в Государственном архиве Астраханской области, ни в архиве ФСБ никакой информации об этом не содержится. 

О чём повествует сюжет иконы

Существует икона, полное название которой звучит «Собор новых мучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных, прославленных на Юбилейном Архиерейском Соборе», написанная иконописцами Свято-Тихоновского Богословского института. Такую икону сегодня можно увидеть во многих центральных храмах Астрахани. Для написания иконы был выбран особый тип «с деяниями», для которого характерно сочетание основного изображения с небольшими боковыми сценами. Одно из клейм иконы, а именно десятое, посвящено событию 1919 г. в Астрахани, когда был расстрелян крестный ход. Перед иконописцами тогда стояла задача: показать собирательный образ подвига всех верующих, совершенного в ХХ столетии. Икона состоит из 15 клейм, то есть размещенных по периметру на одной доске с главной иконой небольших сюжетов, поясняющих основную композицию иконописного образа. Клеймо, посвящённое расстрелу крестного хода в Астрахани, отчётливо выделяется из остальных. На нём изображена движущаяся процессия верующих с хоругвями (религиозными знамёнами) во главе со своим архиепископом Митрофаном (Краснопольским), расстрелянный позже, 23 июня (6 июля) 1919 г. вместе с епископом Леонтием (фон Вимпфеном), управлявшим в то время Иоанно-Предтеченским монастырём. Навстречу крестному ходу идут солдаты с винтовками в руках. Само событие происходит около храма — это Успенский собор. 

Преобладающий красный цвет в группе праведников выражает их бесстрашие и готовность постоять за веру Христову. Таким образом, существование на иконе Собора новомучеников и исповедников Российских клейма, посвящённого кровопролитным событиям 1919 г. в Астрахани, доказывает факт их достоверности. На Соборе 2000 года были прославлены как известные, так и неизвестные мученики. Сонм святых пополняли и расстрелянные участники того самого крестного хода и сам Владыка Митрофан. Тогда в общей сложности было прославлено 1154 подвижника, 813 из которых новомученики или исповедники. Но предварительно перед прославлением были получены все необходимые свидетельства, подтверждающие и доказывающие факт их реальной гибели за веру. Отсюда можно сделать вывод, что такие документы всё же существуют. Но нам не известно ни количество участников того крестного хода, ни число расстрелянных.

Был ли расстрел? Попытка восстановить картину

По некоторым сведениям, известно, что начался крестный ход от одного из близлежащих к Кремлю храмов, ныне уже не существующих — Знаменского. Выбор именно этого храма архиепископом Митрофаном был неслучаен и даже символичен. Дело в том, что первоначальный Знаменский храм был построен в ознаменование освобождения Астрахани от разинцев, жестоко мучавших и в итоге убивших священномученика Иосифа. Собравшиеся на торжественное Богослужение в храме понимали, какой опасности они себя подвергают, решив после окончания праздничной службы в храме совершить задуманное и направиться крестным ходом к Успенскому собору в Кремле, где находились мощи святого. Ещё 12 (25) февраля 1919 г. в Астрахани был создан Революционно-военный комитет во главе с Кировым. Верующих пропускали в Кремль только по пропускам. Начались репрессии священнослужителей. Уже к февралю-марту 1919 г. были расстреляны причт и совет церкви села Карантинное, были и другие единичные случае расстрелов астраханских священников и церковных служащих. Опасность заключалась ещё и в том, что заранее зная о предстоящем крестном ходе, буквально накануне военные власти выставили у Пречистенских ворот роту солдат с пулеметом в целях «устрашения» толпы. «Верующие и сам архиепископ знали об этом, но надеялись, что городские власти сдержат свое слово и их пропустят в Кремль. Произошла ужасная трагедия — стоявшим у ворот солдатам был отдан приказ стрелять. Огонь из винтовок и пулемета остановил молящихся». Эти сведения мы находим в Московских Епархиальных Ведомостях за 2000 г.. №12. С.24. Вот, пожалуй, и всё, что мы знаем о том самом крестном ходе и о его событиях. 

Кстати, это был далеко не единичный случай, когда по крестному ходу открывали огонь. В тот же кровавый 1919 г. в Мордовии в селе Большой Азязь был устроен крестный ход против произвола новых властей по отношению к верующим. Жители села Большой Азязь направились к местному монастырю. Когда крестный ход приблизился к монастырю, в нем ударили в колокола и в это же самое мгновение по верующим людям начали стрелять. Ещё лежал снег, от крови убитых он превратился в красный. Тогда было убито 8 человек и множество раненых. Ещё годом раньше аналогично был расстрелян крестный ход в Туле и Харькове, в Церковных ведомостях 1918 г. сухо сообщали: 2/15 февраля расстрел крестного хода в Туле. Ранен еп. Корнилий и много других лиц, убито 13 человек, в т.ч. 2 рабочих оружейного завода. Расстрел в Харькове толпы верующих, собравшихся для проведения крестного хода в связи с Декретом и гонениями на Церковь. В действительности было ранено около 60 человек, установили современные исследователи (Л. Захарова. Расстрел Крестного хода в Туле. Год 1918-й.// Тульские Епархиальные Ведомости, 2000, № 1). Расстрелы крестных ходов привели  горожан  в негодование, они требовали суда над виновниками трагедии и создания комиссии в Москве по расследованию расстрелов. Однако центральная власть большевиков  в Москве этого не допустила. Были уничтожены все документальные свидетельства о расстрелах верующих во время крестных ходов 1918-1919 гг. В общем-то, скорее всего аналогичным образом поступили и с документами, проливающими свет на расстрел Астраханского крестного хода.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру