— Андрей Викторович, недавно астраханской журналистике и специалистам нашего рекламного рынка стало известно о вашем приходе в наш регион. Фигура вы знаковая. Расскажите немного о себе, как стали заниматься тем, чем занимаетесь и в чем достигли довольно неплохих результатов?
— Я живу в Москве. По первому образованию физик, по второму менеджер. Рекламой стал заниматься, можно сказать, случайно. Сначала появился вариант поработать рекламным агентом. Первые полтора-два года работал менеджером по региональному телевидению. Быстро вырос до начальника отдела. Но случился конфликт, такое бывает, и я ушел в «Видео Интернешнл», где проработал восемь лет. Оттуда ушел создавать сеть региональных рекламных агентств, такую задачу мне поставили как генеральному директору. Когда пришло понимание, что условия, которые мне поставили, не соответствуют моим ожиданиям, решил создать собственный бизнес. Причем это не сразу был рекламный рынок. Но когда все состоялось, в течение двух лет первые города были в плане рекламы нами освоены. Конечно, если говорить о доходности, то зарплата топ-менеджера в крупных медиахолдингах несоизмеримо больше. Но независимость я ценю больше, чем деньги. Я люблю искать и воплощать в жизнь собственные решения, а не реализовывать чужие идеи, когда твое мнение мало на что влияет. Любое решение, с которым я не согласен, рассматриваю как катастрофическую ситуацию. Тем более когда знаю, что могу выполнить поставленную задачу качественнее и быстрее. Сейчас, будучи владельцем бизнеса, я, безусловно, прислушиваюсь к мнению своих топ-менеджеров, но последнее слово всегда остается за мной.
— Расскажите о вашем новом приобретении — радиохолдинге? Чем вас привлекло радио? По нашей информации, радиохолдинг Астраханской области ООО «Нижневолжский технокоммерческий центр» — это не единственный ваш медиабизнес?
— Радиохолдинг был приобретен в ноябре 2015-го. Чем привлекло радио… В телевидении, если говорить честно, мы уже достигли потолка, последние пять лет сделали там все, что было можно. Естественно, пришло решение двигаться дальше. В любом бизнесе нельзя стоять на месте. Рассмотрели несколько сегментов, выбрали радио как наиболее близкое к телевидению, в отличие, например, от наружной рекламы и интернета. Интернет, если не брать во внимание такие крупные города, как Москву и Санкт-Петербург, мы рассматриваем в далекой перспективе. Ждать копеечной прибыли длительное временя я не вижу смысла. Интернет предложен конкретному сегменту, персонально мы его развивать не будем, ожидая, когда подрастет рынок интернет-услуг. Что касается приобретения радиохолдинга в Астрахани… Считаю, в Астрахани данный сегмент недооценен. Поэтому вложения в радио, это мое мнение, наиболее рентабельны. Мы поставили задачу предпринять необходимые усилия для того, чтобы радио заняло свою нишу на рынке медиауслуг, максимально быстро окупилось и начало приносить прибыль. И это, на мой взгляд, будет более перспективно по сравнению с другими городами, где радийный рынок уже развит. Я говорю о городах-миллионниках, где радио планомерно развивалось длительное время, уже сформированы холдинги, поэтому туда либо очень сложно интегрироваться, либо слишком дорого. Стоимость приобретения предельно высока, а произведенные улучшения сроки окупаемости не сократят, не увеличат рентабельность и прибыль. Астраханский радиохолдинг, конечно, не единственный бизнес. Если говорить о Южном федеральном округе, то в Волгограде и Саратове у нас есть телевизионый холдинг. В Саратове тоже развит радийный рынок. Зайти сложнее, чем в Астрахань, есть консолидированнные московские игроки, занявшие часть рынка. Но мы не оставляем попыток зайти в этот сегмент.
— Радиохолдингу также принадлежит СИ «Астрахань FM» — это достаточно мощная информационная служба в нашем регионе. С приобретением холдинга будет ли меняться редакционная политика? Планируются ли перемены в развлекательной части радиопрограмм? Ждет ли здесь астраханских радиослушателей что-то новое и эксклюзивное?
— В службе информации «Астрахань FM» все выстроено достаточно хорошо, глобально менять ничего не надо. Конечно, потенциал есть всегда и везде, так что все лучше развить и улучшить. Но в любом случае я не сторонник смещения ключевых сотрудников. Считаю, коллектив новостников профессиональный, возможно, будем обучать уже имеющихся сотрудников, но редакционную политику менять не планируем. Самое главное — уровень популярности, рейтинг. И служба информации должна поддерживать популярность радиостанции. Я имею в виду и новости, которые слушают астраханцы, а они вместе с ними слушают и рекламные блоки и так далее. СМИ на радио должно быть интересно аудитории, которая слушает эту радиостанцию. А аудитории интересны разные новости — от новостей о шоу-бизнесе и заканчивая международными. В идеале мы должны удовлетворить вкусы всех радиослушателей.
Мы планируем расширять нашу редакцию, для того чтобы справляться с новыми нагрузками. Ведь на каждой радиостанции новости должны быть разными. В планах проведение масштабных акций различного формата, цель которых сделать радиостанции узнаваемыми и рейтинговыми.
— В настоящее время в стране сложилась непростая экономическая ситуация. Как отмечают эксперты, медиарынок в стране буквально рухнул, согласны ли вы с ними? Как вы оцениваете ситуацию на рынке медиауслуг в стране и в Астрахани в частности, каков ваш прогноз по развитию медиарынка и собственной компании на ближайшие год-два?
— Медиарынок изменился. И эти перемены произошли не сегодня, а происходили в течение нескольких лет. Рекламный рынок всегда являлся лакмусовой бумажкой экономики. Конечно, произошли изменения в оборотах у наших рекламодателей, снизилась покупательская способность. И у конкурентов не все прекрасно. Но в то же время у некоторых, как, например, и у нашей компании, обороты увеличились. Поэтому в такие непростые с точки зрения экономики времена лучше консолидировать средства в одной компании, получить какую-то скидку и экономию расходов. Рекламодатель заинтересован купить готовые идеи для своего бизнеса, а для идей необходимо обладать ресурсами. Ведь широкую рекламную кампанию, имея один-два канала, реализовать крайне сложно. Поэтому рекламодатель получает эффективность, работая с нами, имеющими семь каналов и шесть радиостанций. Что касается Астрахани, здесь медиарынок просел немного больше, чем в среднем по стране. В среднем по стране ситуация без прироста, но в 2016 году ожидаем роста в районе 2-3%. Длительных прогнозов не делаем. Никто не может спрогнозировать что-то даже на дальнейшие полгода. Но оптимизма я не теряю: чем быстрее упадем, тем быстрее встанем и вырастем.
— Вы в декабре 2015 года встречались с губернатором Астраханской области. Не могли бы рассказать, какие вопросы обсуждались в ходе встречи?
— С Александром Жилкиным мы обсуждали возможности взаимодействия в проведении различных акций. Шла речь о Каспийском медиафоруме, у нас идеи по этому поводу. Конечно, больше говорили о политической составляющей, чем о социальных мероприятиях.
— Успели ли вы за относительно небольшой промежуток времени работы в Астрахани выделить специфику медийного рынка региона?
— Сразу отмечу, что в Астрахани много «маленьких» рекламодателей. И они не консолидированы. А ведь многие ретейлеры выросли именно из маленьких магазинов. В целом же Астрахань не имеет конкретной специфики. Есть исключения в разных сегментах бизнеса, в плане распределения доли бизнеса в сегменте. Везде есть определенная привычка, когда предпочитают работать с проверенными игроками. В то же время нет рекламодателей, с которыми мы принципиально не работаем или которые не работают с нами.
— Ваши впечатления о городе и его жителях?
— Первый раз в Астрахани я побывал 12 лет назад. Конечно, по сравнению с тем периодом город изменился в лучшую сторону. Построена красивая набережная, да и весь центр города изменился до неузнаваемости. А вот до Театра оперы и балета я так и не добрался. Очень нравится Кремль. И астраханская солнечная погода. В Москве мне очень не хватает солнца. Жители активные, по южному темпераментные, все быстро понимают и делают.