Астрахань – союз наций

Как в Каспийской столице объединилось множество народов

«Астрахань – город многонациональный» – эту фразу сегодня мы слышим достаточно часто. И это действительно так. Но каким образом так вышло? Какие исторические факты предопределили соседство множества этносов в нашем крае?

Как в Каспийской столице объединилось множество народов

Нижневолжские степи впервые стали осваиваться племенами во второй половине IV века и в III тыс. до н.э. И чаще всего люди занимались скотоводством и земледелием. Еще тогда пытались определить их этническую принадлежность. Это были гунны, сарматы, тюрки, половцы, печенеги. Л. Т. Яблонский отмечает, что население было протоевропеоидного типа: сильный наклон лба, мощные надбровные дуги, выступающий нос. В конце III тыс. до н.э. прикочевали племена полтавкинской ступени.

Позже этого периода настало правление Золотой Орды, что объясняет появление монголоидной расы. А в начале XVIII века появился новый этнический компонент – кочевники-калмыки. В 1613 году под их натиском ногайцы Большой Орды были вынуждены переселяться за Волгу, а русскому правительству все чаще приходилось применять меры по возврату ногайцев на левобережную сторону. Предками этого народа были ойраты – скотоводы-кочевники Монголии. И к началу XVII века ногайцы левобережья в силу кризисных явлений, происходивших в их обществе, уже не были той силой, как прежде. Московское правительство все меньше считается с их интересами, а калмыков начинает рассматривать как новую реальную силу, которую можно использовать в борьбе России с Крымом и ногайцами Малой Орды. И только уже после захвата Астрахани Иваном Грозным пошла легенда о том, что «Астрахань – это древняя Тмутаракань, которой владели русские князья». Но русский слой тоже имел место в городе, это были присланные из Москвы стрельцы. Кроме того, город был портовым и здесь были персияне (персы), индийцы.

Встает вопрос, где находилась так называемая «Азторохань»? Существует много разных версий. Традиционным считается мнение, относящее местоположение города на правую, нагорную сторону Волги. Факт существования правобережного города, некогда процветавшего торгового центра (до разрушения его Тимуром) подтверждают и свидетельства иностранцев. Учёные до сих пор спорят: сумел ли город усилиями своих жителей восстановиться на прежнем месте или был перенесен на левую сторону. На этот счет интересно мнение И. В. Зайцева, который считал, что Астрахань могла быть не одним значительным городом, а «…ежегодно возобновляемой крепостцой». Такие города, «плетенные в камышу да посыпаны землею», могли служить хану резиденцией зимой, а в другое время быть рынком. Если следовать логике всех вышеизложенных рассуждений, то можно понять, с какой легкостью «рассыпались» народы и как запросто в разное время «брали» Астрахань крымцы, ногаи, казаки и московиты.

Тем не менее современный город трудно представить без русских, татар, казахов, армян, греков, немцев, персов. Кроме того, не стоит забывать, что такие люди, как грек Варваций – участник освободительного восстания греческого народа против турецкого ига, который обустроил наш город, венгр Паробич, армяне Лианозовы, швейцарцы Шарлау, трудились на благо нашего города. И он утвердил свое имя и преемственность разных культурных миров, на века став своеобразным поликультурным центром Нижнего Поволжья.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру