Всё когда-нибудь начинается
У каждой творческой студии своя история, а также отличительные особенности. Мастерская «Дела рукотворные» появилась в 2011 году.
История её создания – история работы талантливого организатора Эльвиры Бахтияровой, сумевшей объединить вокруг себя десятки мастеров.
Три года назад в социальной сети "Одноклассники" рукодельницы начали выставлять свои работы, но всё происходило очень разрозненно и большого результата не приносило людям. Тогда возникла идея объединить усилия. Руководитель Агентства связи и массовых коммуникаций Астраханской области Марина Анатольевна Зайцева помогла устроить первую выставку мастеров в магазине «Современник». Людям очень понравились работы. Проект стартовал.
Шаги сплочения
Мастера-любители быстро отсеялись. В работе остались только профессионалы – те, кто подходит к делу качественно и серьёзно. После первых выставок в Астрахани успехом ознаменовалось наше появление на Крафт-базаре в Санкт-Петербурге. Мастерская собрала лучшие работы тех, кто вяжет, плетёт, делает кукол, валяные изделия. Участники и организаторы выставки назвали команду самой яркой и дружной, — это был знак, что мы на правильном пути!
Авторский ремонт
Мастерская специализируется на ремонте вещей, которые никто не берётся чинить. Знаете, как бывает: есть у человека любимая вещь, с которой он не может расстаться в течение всей жизни.
Однако рано или поздно изделие теряет свою привлекательность и становится заношенным. Чтобы сохранить памятную вещь и подарить платью или любимой кофте вторую жизнь, наши мастера придумывают совершенно невероятные способы трансформации, и в конечном результате вещь выглядит более дорого и насыщенно, чем после долгих лет носки.
Набивные рисунки и вышивки – спасение изделий
Как-то раз дама просила спасти дорогую кофту, купленную когда-то в Париже и хранившую в себе энергетику той атмосферы. Наш мастер сделала необычный набивной рисунок из войлока, в результате чего, по словам хозяйки изделия, кофта стала выглядеть ещё шикарнее, чем даже в момент покупки.
Не так давно удалось спасти костюм от затёртостей и дыр путём декорирования ирландским кружевом. Такой ремонт оживляет вещи и придаёт им современности, а вместе с тем преображает внешний облик владельца. Очень важно, чтобы в одежде и аксессуарах человек шел в ногу со временем, сохраняя свой стиль.
Девушка принесла футболки и попросила их отдекорировать. В результате вышивки они из футболок превратились в изысканные женственные кофты, что только порадовало хозяйку. Ведь любимые вещи изменились вместе с ней.
Культура отношения к авторским вещам
Изделия ручной работы – это творения художника. На них уходит немалое количество времени. Например, чтобы сделать это чудесное платье из ирландского кружева мастеру Елене Шкрабалюк понадобилось 3 месяца. Вы только посмотрите на аккуратные швы, качество работы и материалов. Такая вещь не может стоить дёшево!
Крайне неприятный момент, когда люди приходят на выставку как в музей, смотрят на валяную игрушку и говорят, что за такие деньги и сами худо-бедно, но сделают. А мастеру, вложившему время, силы, зрение, энергию, душу, материалы, крайне неприятно такое слышать. Не все люди в стране понимают, что мастера – художники, одарённые талантом люди.
Одной женщине, бурно возмущавшейся, что кукла стоит 5 тысяч рублей, предложили сделать такую же и принести на продажу. На что она сказала, что у неё нет времени. К сожалению, критиков в нашей жизни очень много, и от этого никуда не деться.
Почему авторская вещь стоит дорого?
Во-первых, на неё уходит много времени, это индивидуальная работа.
Во-вторых, используются определённые материалы, которые нужно ещё знать, где достать. Мастера, делающие кукол для театров, зверей, снегурочек, покупают специальные парики из настоящих волос, чтобы всё было максимально точно. Расходные материалы сами по себе не дёшевы.
Каждый мастер сам определяет стоимость вещи. В зависимости от специфики изготовления кто-то считает работу по часам, кто-то по количеству изделий и прибавляет стоимость материалов.
Всё зависит от умения мастера себя позиционировать. Есть талантливые творцы, которые за свои работы берут мало денег, а есть те, кто делает средней руки изделия, но к ним выстраивается очередь по самым высоким ценам.
– Люди в провинциях не готовы платить большие деньги за авторские работы. Ценность хендмейда высока в крупных городах. В Астрахани же изделия берут истинные ценители или туристы, которые могут себе это позволить.
Важно объединить мастеров!
– Сам по себе мастер редко когда умеет продавать свои изделия. Именно поэтому моя работа как менеджера состоит в том, чтобы лучшие изделия нашли своего владельца. Важно встретить человека, у которого есть возможность и желание стать обладателем того или иного творения, и правильно преподнести ему вещь, чтобы все остались довольны. Каждый выполняет свою работу.
Гордыня – помеха для творцов!
Часто бывает, что после двух-трёх выставок некоторые рукодельницы улетают на небеса, считая, что они сами могут продавать изделия. В результате их продажи падают, но гордыня не позволяет обращаться за помощью к нам.
90 % мастеров не понимают, что ноль, помноженный на что-либо, в результате даёт ноль, и продолжают сидеть без продаж с нулём, не желая делиться частью прибыли с теми, кто продаёт их изделия. Только 10 % мастеров, которым важно, чтобы шли стабильные продажи, – продолжают с нами сотрудничать. В любом случае как организатор я помогаю зарабатывать тем, кто хочет, и иду дальше. В нашей мастерской на витрине мы рекламируем работы. Люди знают, что я их не обману.
Роспись по стеклу – особая любовь!
С юности у меня особая любовь к стеклу. В нулевых я окончила художественную школу для взрослых и занялась росписью зеркал. Сейчас мои зеркала живут в Америке, Франции, России. Конечно, их трудно возить по выставкам. Нередко творю ночью. Вдохновение приходит, и я до утра разрисовываю зеркало.
Предварительный эскиз не делаю. Каждое зеркало индивидуально. В основе рисунка яркие сочные цветочные узоры, никакой геометрии.
14 лет назад я разрисовала первую бутылку. С тех пор знаю всё о технологическом процессе рисования по зеркалу и стеклу. Какие нужны краски, как удалять пузыри, какие краски в партии соответствуют стандартам.
Организация рабочего места мастера
Идеальное место для работы – отдельная мастерская с вытяжкой, кондиционированием, освещением, комфортное кресло. Отстроенный свет. Самое главное, чтобы кроме мастера в это пространство никто не входил.
Чаще всего хендмейд покупают женщины страстные, эмоциональные, со вкусом. В душе художницы. Мужчинам тоже становится интересно, но они придерживаются женского мнения.
От первой продажи изделия до стабильных заказов проходит в среднем не менее двух лет. Хотя есть те, кто сразу удачно стартует. Хороший мастер прислушивается к откликам заказчиков и совершенствуется.
Кроме того, в жизни каждого мастера есть взлёты и падения – такие своеобразные волны. Есть волна пика популярности – деньги, слава, а есть волны спада. Сначала человек внизу, потом на гребне волны, и так всю жизнь череда взлётов и падений. Такое же положение вещей мастера хендмейда.
Хочется подытожить всё вышесказанное Эльвирой о хендмейде. Авторские работы – изделия для людей, высоко ценящих индивидуальность личную и потому приобретающих вещи неповторимого стиля, с внутренней энергетикой. Хендмейд – для лидеров по жизни, для творческих натур, видящих красоту жизни. Для всех остальных есть дешёвые китайские аналоги. Быть или не быть как все – выбор за каждым из вас!