Мотоциклетное движение в Астрахани – это не просто захватывающие поездки по живописным маршрутам и ощущение свободы, когда ветер треплет волосы. Это целая культура, объединяющая людей с общими интересами и увлечениями.
За последние несколько лет астраханские байкеры смогли объединиться, превратившись из небольших клубов в активное сообщество, которое стало заметной силой в городе. Журналист «Инфоштаба» погрузился в мир астраханских мотоциклистов, чтобы узнать, как формировалось движение, какие задачи ставят себе его активисты и чем живут астраханские байкеры помимо красивых фотографий в соцсетях.
Истоки движения
Инициатором объединения мотоциклистов в Астрахани стал Дмитрий Рожин. Он признаётся, что идея собрать всех вместе появилась давно, но реализовать её было очень непросто.
«Каждый со своим характером, каждый со своими пожеланиями, и очень сильно трудно собрать людей, как-то вместе их сплотить», - рассказывает Рожин.
Тем не менее, примерно пять лет назад он и его единомышленники всерьез взялись за дело. Их цель была проста: объединить всех мотолюбителей, независимо от возраста и типа мотоцикла, чтобы вместе делать добрые дела, проводить массовые мероприятия и развивать культуру вождения.
Рожин вспоминает, что раньше в регионе было около пяти-восьми клубов, и каждый держался «своей кучкой». Главная задача заключалась в том, чтобы преодолеть эту разрозненность и создать единое пространство для всех — от любителей ретро до поклонников современного спорта.
Вместе с властью и ради добра
Астраханское мотосообщество работает в тесном контакте с официальными структурами. Стоит только вспомнить, что даже губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин поддерживает мотодвижение, каждый год принимая участие в торжественном открытии и закрытии мотосезона.
«Многие знают мою любовь к мотоспорту», - неоднократно писал в социальных сетях глава региона.
А в 2023 году он в составе других мотоциклистов даже принял участие в мотопробеге вокруг Каспийского моря «Каспий – море дружбы», преодолев расстояние в 5 тысяч километров за 11 дней.
По словам Рожина, никаких препятствий со стороны властей нет, наоборот, есть поддержка: «Мы работаем совместно с федерацией мотоспорта и совместно с министерством спорта, поэтому нам только помогают, стараются как-то нас продвинуть, где-то помочь, где-то устроить какие-то мероприятия для нас».
Такое сотрудничество позволяет проводить масштабные акции и развивать мотоспорт в регионе, что выгодно отличает Астрахань от тех мест, где байкеры часто сталкиваются с недоверием.
Календарь астраханских мотоциклистов насыщен: традиционные открытия и закрытия сезонов, а также крупный трёхдневный фестиваль Bike Fest, который в этом году проводил клуб «Апачи».
Помимо ярких шоу, сообщество активно занимается благотворительностью. Они участвуют в обучении первой медицинской помощи вместе с «МедМОТО», ездят в детские дома и даже помогали кормить животных в парке «Планета» после его закрытия.
Активисты регулярно подключаются к инициативам, где нужна мобильность и массовая поддержка, например, собирают гуманитарную помощь для СВО совместно с администрацией города и министерством спорта.
Безопасность и дальние дороги
Одним из приоритетов сообщества является распространение культуры безопасного вождения. Байкеры проводят встречи со школьниками, разъясняя правила и предостерегая от опасной езды без прав. Совместные акции с ГИБДД помогают увести молодых райдеров от риска и направить их энергию в русло обучения и официальных мероприятий.
Астраханские мотоциклисты не ограничиваются местными дорогами. Они совершали дальние пробеги в Адлер, Сочи и даже в Крым. Самой запоминающейся поездкой, по словам Рожина, стал именно Крым, особенно маршрут через Кабаний Перевал.
«Было весело, круто и прикольно», - вспоминает он.
Жизнь простых байкеров
Конечно, никто не расскажет о жизни простых мотоциклистов лучше самих простых мотоциклистов. Чтобы узнать об этом больше, журналист «МК в Астрахани» поговорил с Татьяной, представителем всероссийского движения «МотоРоссия».
Татьяна начала кататься на мотоцикле в 16 лет. За это время она успела заметить, насколько разнообразна мототехника в нашем городе. Здесь можно встретить и ретро-модели, и кроссовые мотоциклы, и спортивные байки. Но, как говорит Татьяна, всех их объединяет одно – это любовь к дороге.
Когда мы спросили её о лучших маршрутах для поездок, Татьяна без колебаний призналась, что предпочитает выезд за город: «По городу нас щемят очень сильно машины. Дороги в городе — самые плохие».
Она отметила, что отношение водителей к мотоциклистам часто бывает враждебным.
«Подрезают, вытесняют с дороги вплоть до выезда на встречку», — делится своим опытом Татьяна.
Однажды ей пришлось стать свидетелем опасной ситуации: водитель в левой полосе резко повернул без поворотника, и два мотоциклиста едва не столкнулись.
«Он даже не посмотрел в зеркало, он просто крутанул руль вправо», — рассказывает она с тревогой в голосе.
Аварии на астраханских дорогах – это, к сожалению, не редкость. По словам Татьяны, основными причинами становятся ошибки автомобилистов и неопытность некоторых райдеров.
«Новички не предугадывают действия «коробочников», - говорит она, имея в виду водителей автомобилей. – «Надо ехать спокойно. Хотите погонять – езжайте на трассу».
Татьяна всегда заботится о своей безопасности и носит полную экипировку. Однако, как она замечает, с выбором защитной одежды в Астрахани возникают трудности: большинство магазинов ориентированы на кроссовые мотоциклы, а качественная экипировка стоит недешево.
«Проще заказать на маркетплейсах», - делится она своими находками.
Что касается запчастей, ситуация схожая: можно найти аналоги или заказывать из других городов. В Астрахани есть множество сервисов и мотосалонов, где можно не только отремонтировать байк, но и приобрести аксессуары и получить профессиональное техническое обслуживание.
Громкие байки и тихие призраки
Есть и неприятные моменты. Астраханцы нередко жалуются на мотоциклистов, тревожащих их ночной покой. Мы решили узнать, что стоит за громкими звуками мотоциклов, от которых порой страдают местные жители.
Как объясняет Татьяна, причина проста: «Мы просто хотим привлечь внимание водителей автомобилей».
В условиях городского движения это действительно важно, ведь среди байкеров встречаются и бесшумные электромотоциклы. Эти «призраки» могут незаметно проскользнуть мимо, и чтобы избежать неприятных ситуаций, мотоциклисты устанавливают громкие выхлопы.
Хотя многим это может показаться излишним, Татьяна уверяет: «Это делается не для красоты, а для того, чтобы нас слышали издалека».
Тем не менее, байкеры стараются проявлять уважение к окружающим. Они избегают заводить свои машины рядом с жилыми домами и, заметив коляски с детьми, предпочитают откатить мотоцикл в сторону или заглушить двигатель.
«Мы не хотим беспокоить детей», — говорит Татьяна.
Впрочем, говорить за всех – неправильно. Не все мотоциклисты так добродетельны и ответственны, как наша собеседница, но большинство старается соблюдать не только свой комфорт, но и не причинять неудобств окружающим.
Место встречи и отношение правоохранителей
Одним из любимых мест для встреч мотоциклистов в Астрахани является фонтан в виде золотой рыбки на Семнадцатой пристани, где собираются байкеры почти каждый день – независимо от того, будние это дни или выходные. Это место стало настоящей точкой притяжения для любителей двухколесного транспорта.
Что касается взаимодействия с полицией, то мотоциклисты, по их словам, не сталкиваются с частыми остановками. Обычно это происходит только в тех случаях, когда у мотоцикла нет номеров или он вызывает подозрения.
Чаще всего полицейские останавливают питбайкеров — молодежь, которая иногда игнорирует сигналы об остановке. Если же мотоциклиста все же останавливают, полицейские обычно интересуются характеристиками мотоцикла: его кубатурой и максимальной скоростью. В целом же отношение правоохранителей к мотоциклистам довольно положительное.
Когда речь заходит о выборе между мотоциклом и автомобилем, многие байкеры отмечают явные преимущества двухколесного друга в условиях городских пробок. Мотоциклы легко маневрируют между машинами, позволяя своим владельцам двигаться более свободно.
Татьяна также делится советом для новичков: «Сначала отучитесь на площадке. Освойте экстренное торможение и определенные повороты, получите уверенность».
Она отмечает, что большинство несчастий происходит в первый сезон, когда молодые райдеры переоценивают свои силы.
На вопрос о том, что ей нравится в мотодвижении, Татьяна с энтузиазмом отвечает: «Свобода!» И тут же добавляет с улыбкой: «А еще секс и рок-н-ролл».
В этом простом утверждении заключена вся суть жизни астраханских мотоциклистов – свобода на дороге и радость от каждого мгновения.
Против стереотипов
В Астрахани байкеры уже давно перестали быть символом агрессии и неадекватности. Наоборот, они активно работают над тем, чтобы разрушить этот устоявшийся стереотип. Участвуя в благотворительных акциях и сотрудничая с местными властями, мотоциклисты показывают, что за громкими звуками их мотоциклов стоят обычные, адекватные люди, которые ценят свое сообщество и придерживаются правил.
Стереотип о «бородатом, злом, пьяном мужике на мотоцикле» постепенно теряет свою силу: «Время, люди другие и взгляды у людей совсем другие. Поэтому это больше как шутка, как сарказм, как ирония можно воспринять. Но мы стараемся показать добрыми делами и поступками, что байкеры совсем иные», - рассказывает Дмитрий Рожин.
Однако некоторые стереотипы все еще живы, и порой они существуют даже среди самих байкеров. Например, рассказывает Татьяна, если мотоциклист привел с собой девушку, к нему сразу же подойдут другие мотоциклисты с вопросами об их отношениях. Это связано с неформальным правилом, которое до сих пор сохраняется в среде мотоциклистов: если девушка села на мотоцикл, это может означать, что она связана с его владельцем. А если мотоциклист случайно уронил свой байк, то его ждет забавная, но серьезная обязанность - жениться на ней.
Татьяна шутливо подчеркивает: «Поэтому байкеры стараются не ронять свои мотоциклы, так как это может восприниматься как плохая примета и повод пойти в ЗАГС. После больницы, конечно».
Куда пойти учиться
Конечно, говоря о мотоциклах, все байкеры в один голос твердят: сначала научитесь ездить и получите права. Как оказалось, в числе журналистов «Инфоштаба» имеется сотрудник, который прямо сейчас проходит обучение в автошколе и – какое совпадение – именно учится вождению мотоцикла. Там-то мы и узнали все подводные камни – и рассказываем вам.
Для получения прав категории А, которые позволяют управлять полноценными мотоциклами с объемом двигателя от 125 кубических сантиметров, необходимо достичь совершеннолетия. Процесс получения лицензии включает несколько этапов, начиная с медицинской комиссии.
Для получения медицинской справки водителю необходимо пройти медицинскую комиссию. Это можно сделать в государственной клинике, однако придется потратить время на поездки по городу, так как необходимо посетить нескольких врачей: терапевта, окулиста, а также психиатра и нарколога, которые могут находиться в разных частях города.
Есть и частные медицинские организации, где можно пройти всех специалистов за один день, но важно заранее уточнить, есть ли у них необходимые врачи.
«В моем случае на прохождение комиссии ушло около 2,5 тысячи рублей, и я смогла завершить все процедуры примерно за полтора часа, хотя время может варьироваться в зависимости от загруженности клиники. В моей автошколе разрешили предоставить медсправку уже во время обучения», - рассказала нам астраханка Наталья.
Перед началом обучения в автошколе спрашивают, умеете ли вы кататься на велосипеде, так как для управления мотоциклом нужно уметь держать равновесие. Также важен рост: для невысоких людей могут предложить альтернативные варианты.
Обучение проходит по той же программе, что и для автомобилистов, но с одним исключением – необходимо провести лекцию по устройству мотоцикла. Билеты для теоретической части такие же, однако продолжительность курса сокращена – вместо 2,5 месяцев обучение занимает 1,5 месяца. Стоимость теоретической части составляет около 5-6 тысяч рублей, а параллельно учащиеся решают билеты как домашнее задание.
Практические занятия проходят одновременно с теорией. Все тренировки проводятся на площадке, выезд в город не предусмотрен. Площадка расположена в Осыпном бугре.
Инструктор объясняет основы управления мотоциклом и затем обучает на практике: он занимает место позади ученика, чтобы контролировать его движения. После того как ученик освоит базовые навыки, он начинает выполнять упражнения самостоятельно.
Стоимость практических занятий составляет около 6 тысяч рублей – всего около восьми занятий, каждое по 45 минут. Все дополнительные занятия оплачиваются отдельно.
После завершения курса в автошколе предстоит сдача внутреннего экзамена. Затем нужно будет подготовиться и сдать экзамены в ГИБДД, как теоретическую часть, так и практическую.
Существуют также другие категории прав. Например, категория А1 позволяет управлять мотоциклами с объемом двигателя до 125 кубов и доступна с 16 лет. Есть категория М для мопедов с объемом менее 50 кубов и максимальной скоростью до 50 км/ч; на такие транспортные средства накладываются множество ограничений, например, запрет на движение в левых рядах.
Планы на будущее
Будущее мотодвижения в Астрахани строится на идее объединения. Байкеры хотят создать пространство, где мотоциклисты, независимо от клубной принадлежности и взглядов, смогут вместе участвовать в благотворительных акциях, поддерживать социальные проекты и помогать друг другу. Они верят, что, когда у сообщества есть общая цель, работать становится легче и приятнее.
Кроме того, астраханские байкеры видят большие возможности для развития мотоспорта и создания необходимой инфраструктуры. Они выступают за открытие качественных мотошкол, регулярные тренировки и доступные площадки для занятий, а также надеются на поддержку федераций.
Рёв моторов и сотни байкеров: как Астрахань ярко закрыла мотосезон-2025
Смотрите фотогалерею по теме
Сегодня мотодвижение в Астрахани - это не просто набор клубов. Это активное сообщество, которое стремится приносить пользу городу, работает над повышением безопасности на дорогах и объединяет людей вокруг общих целей.
Когда за увлечением скоростью стоит серьезная работа и внимание к обучению, мотоциклисты могут изменить отношение общества к себе. А это – и есть главный результат их усилий.