В этот день, согласно поверьям, души умерших тоскуют по земному миру и стремятся к встрече с близкими. Традиционно, на рассвете пожилые женщины отправлялись на кладбища, где оплакивали усопших и призывали их: «Встаньте-пробудитесь, поглядите на своих детушек…». Считалось, что в этот день граница между мирами истончается, позволяя душам вернуться в мир живых.
В День Окликания предков соблюдались особые традиции. Хозяйки готовили обильные угощения, демонстрируя предкам благополучие семьи. Перед началом работы вся семья молилась вместе. Труд считался священным, что отражено в пословицах: «Лодырь на пашне — что трутень в улье». Рыбная ловля находилась под запретом, вероятно, из-за нереста рыб.
Существовал целый ряд важных запретов, призванных не потревожить души усопших и не навлечь беду:
- Нельзя было стирать постельное бельё, чтобы избежать кошмаров.
- Не рекомендовалось контактировать с водой, чтобы не потревожить водных духов.
- Воздерживались от полива комнатных растений, опасаясь потери финансовой удачи.
- Запрещалось троим женщинам одновременно сидеть за столом, чтобы не поссориться.
- Нельзя было надевать одежду швами наружу, чтобы избежать драки.
- Супругам рекомендовалось спать под одним одеялом, чтобы сохранить гармонию в семье.
- Кошек не пускали в детские кровати, чтобы не отбирали у детей силы.
Считалось, что сны, увиденные в ночь на 3 мая, являются вещими, чаще всего - добрыми. Плохие сновидения советовали рассказать проточной воде, чтобы отвести несчастья.
Люди, родившиеся в этот день, наделялись особым сочетанием аналитического ума и творческих способностей, интуицией и целеустремленностью.
День также известен как Фёдор Неводник, в честь почитаемого православной церковью преподобного Феодора Трихины.
В этот день внимательно наблюдали за природными знаками: желтые лучи восходящего солнца предвещали хорошую погоду, цветение мать-и-мачехи - потепление, синие облака - теплые дожди. Пролетающая ворона считалась предвестницей беды.
День Окликания предков - это напоминание о важности памяти о предках, о ценности народных традиций и о незримой связи между миром живых и миром ушедших.