МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Астрахань

Кризис повлиял на автомобильный рынок в Астрахани

Стоимость даже поддержанных автомобилей увеличилась чуть ли не вдвое

С 1 апреля 2015 года в России вступила в силу новая программа льготного автокредитования. Она направлена на стимулирование спроса на продукцию отечественного автопрома и предлагает достаточно удобные условия для того, чтобы взять машину этого года выпуска в кредит. С чем связано возникновение такой программы и как развивается авторынок в нашем городе, разбирался «МК в Астрахани».

Фото: Алексей Меринов

Как горячие пирожки

В конце декабря прошлого года в астраханских автосалонах наблюдалась невиданная ранее ситуация. Практически все новые машины в большинстве центров даже не самых дешевых брендов были распроданы. Лишь очень дорогие модели, да и то на складах в «штучном» варианте, оказались невостребованными. Как отмечали эксперты, спрос на новые автомобили в ноябре–декабре прошлого года вызван не только предстоящим на тот момент повышением цен, но и резким снижением курса российской валюты.

Особый ажиотаж вызвали граждане Казахстана. Из-за разницы курса национальных валют между нашими странами им стало очень выгодно приобретать авто именно в России. Рубль по отношению к тенге за последние полгода 2014-го упал в 1,5 раза. Если тогда в марте за 100 тенге давали около 20 рублей, то по курсу на 16 декабря — уже 33 рубля. Из Астрахани и перегонять машину не так далеко, поэтому казахстанцы и ринулись к нам.

В одном из крупных автосалонов города некоторое время действовало правило не продавать машины приезжим. Объясняло руководство это просто: салон находится на территории Российской Федерации, а потому товар предназначен в первую очередь для россиян. А такой ажиотаж попросту не давал возможности астраханцам приобрести машину: они не успевали это сделать из-за наплыва покупателей из соседней страны. Казахстанцы между тем покупали по два, а то и три автомобиля каждый, перегоняли их на родину, где продавали за национальную валюту. Таким образом, получали немалую прибыль, а затем вновь отправлялись за покупками. Особую популярность приобрели в эти дни машины российского автопрома, но и иномарками приезжие не брезговали. В итоге астраханские автосалоны пустуют, работать они стали по предзаказам, но это не означало, что покупатели смогут приобрести машину по заявленной, старой цене.

В залог

Михаил Шишков планировал приобрести к Новому году свежую машину в автосалоне. Заказал Chevrolet Cruze, потому что в наличии его по понятным причинам не было. Внес аванс с надеждой, что стоимость будет фиксированной. Через пару месяцев желанную машину доставили в Астрахань. Каково же было удивление Михаила, когда ему предложили оплатить покупку суммой на 200 тысяч больше, чем предполагалось ранее. А все дело, как объяснили мужчине, в неустойчивой валюте, которая возросла за это время в разы. Необходимых денег у Михаила не оказалось, да и желание покупать новое авто куда-то улетучилось. Благо, салон вернул оставленный ранее аванс. И с таким столкнулись многие астраханцы.

— Залоговую сумму можно оставить на определенный автомобиль, но в договоре указано, что цена на него нефиксированная, — комментирует Анатолий М., специалист по продажам одного из астраханских дилеров. — Поэтому если машину успевают доставить до определенной даты, стоимость сохранится. Если же нет — изменится. В какую сторону и насколько, заранее мы сказать, к сожалению, не можем.

А вот в Самаре гости из Казахстана в декабре скупали, в основном, отечественные автомобили. Оно и понятно: в этом городе наши машины всегда стоят дешевле — знаменитый Тольяттинский завод находится неподалеку. Надо сказать, и сейчас в этом городе чаще всего покупают именно российские авто.

Но уже в конце года многие дилеры объявили о повышении цен на весь модельный ряд. Некоторые же производители вовсе перестали отправлять автомобили своим дилерам для продажи на российском рынке. И к январю объем поставок авто на российский рынок снизился почти на 30%.

Продажи упали

Недавно аналитический центр «Альфа страхования» провел исследование рынка новых автомобилей южных регионов России, сравнив объемы продаж 2014 и 2015 года. Из городов, участвующих в исследовании, менее всего кризис ударил по Сочи: в первый квартал 2015 года было продано на 15% меньше автомобилей, чем за аналогичный период 2014 года. Астрахань также в лидерах рейтинга: здесь машин в первом квартале 2015 года продали на 24% меньше по сравнению с первым кварталом предыдущего года — 2,10 тыс. единиц против 2,78 тыс. единиц соответственно. При этом в нашем регионе, как отмечается в исследовании, ситуация обстоит лучше, чем в целом по России: по стране продажи упали на 36%. Всего за три месяца 2015 года продажи составили 383,7 тысяч новых машин.

Эксперты сейчас говорят о рекордном падении продаж автомобилей за последние десять лет. Даже в кризисном 2009 году самым низким показателем за месяц было 139 000 проданных машин, в апреле 2015-го же — 132 456 авто.

Из рук в руки

Подорожали и подержанные автомобили. Так, на одном из самых популярных сайтов по продаже б/у Drom.ru. в объявлениях о продаже машины от частных лиц ценники увеличились едва ли не вдвое.

— Сравнение декабрьских цен с ноябрьскими показывает тенденцию на рост стоимости предложения в секторе подержанных автомобилей. Цены по стране поднялись в среднем на 7,4%. Больше всего машины подорожали в Сибирском федеральном округе, сразу на 12,7%, а меньше всего рост цен показал Южный федеральный округ – 4,9% – отмечено в аналитическом обзоре от экспертов Drom.ru. При этом больше всего подорожали подержанные японские иномарки (на 8,6%). А вот отечественные — лишь 1,4%.

По льготам

С 1 апреля 2015 года стартовали программы льготного автокредитования и льготного лизинга. Они призваны в первую очередь поддержать отечественный автопром. На их реализацию в текущем году из федерального бюджета будет выделено 4 млрд руб.

Обе программы распространяются на машины, произведенные в текущем году. Согласно условиям первой, при внесении заемщиком предоплаты за приобретаемый в кредит автомобиль в размере не менее 20% его стоимости ставка по кредиту будет снижена на субсидируемую государством сумму в размере 2/3 ключевой ставки Банка России, действующей на дату заключения кредитного договора. Тем самым для покупателя обслуживание взятых сегодня в кредит денежных средств не превысит 15% годовых. Правда, распространяются такие условия далеко не на все модели, а только на легковые и легкие коммерческие автомобили массой до 3,5 тонны и стоимостью не более 1 млн рублей. Таким образом, из-за повышения цен многие машины остаются за рамками программы.

Что сейчас

Еще в начале года практически никто не покупал машины в кредит. Наталья Власова, менеджер одного из рекламных агентств, работающих с автосалонами, отмечает: совсем недавно в центрах машин не было, а когда они появились, кредиты астраханцы все же не стали оформлять.

— Сейчас есть и машины в наличии, и кредиты люди начали брать, — рассказывает Наталья. — Чаще стали покупать отечественные модели, все-таки они стоят чуть дешевле — не каждый может позволить себе дорогую иномарку. Зато популярностью стали пользоваться автомобили ВАЗ, УАЗ.

И все же, по словам нашего эксперта Анатолия М., в последние несколько месяцев продажи новых иностранных авто тоже идут увереннее. Процентные ставки снизились, валюта несколько укрепилась, да и дилеры, чтобы привлечь клиентов, разрабатывают более приятные условия.

— К примеру, в нашем салоне на дорогие авто стоимостью более 1,5 млн в мае–июне действует скидка до 500 тысяч рублей, это распродажа склада со специальной, пониженной ставкой, — комментирует Анатолий.

По словам специалиста, в апреле–мае наблюдался рост продаж, на ближайшие месяцы эксперты также прогнозируют улучшение ситуации. Кроме того, они предполагают, что в скором времени наступит второй наплыв казахов.

Что касается политики банков, то пока некоторые из них вовсе не выдают автокредиты, у других — неустойчивые ставки. К примеру, в Сбербанке наложен мораторий на такой вид кредитования с начала 2015-го. Когда его отменят, пока неизвестно. Потребительские кредиты здесь стали брать чуть чаще, поскольку снизились ставки.

— Не исключаем, что люди оформляют потребительские кредиты на покупку автомобилей, ведь автокредит сейчас недоступен в нашем банке, — подчеркивает Анна Евгеньева, специалист Сбербанка.

Все так же некоторые астраханцы предпочитают ездить за машинами в другие города. Бытует мнение, что в Москве, Краснодаре и даже Волгограде больше выбор как б/у, так и новых автомобилей. Да и цены, по крайней мере в столице, гораздо приятнее. Правда, в другом городе можно столкнуться с подводными камнями при приобретении машины. В любом случае эксперты предполагают, что к осени–зиме цены несколько упадут, а потому россияне вновь смогут позволить себе приобретать автомобили.

Самые яркие событие Астрахани в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах