Большой бизнес в ущерб малому
Чиновники уверяют, что эти цифры не катастрофичны для астраханского бизнеса, но малый бизнес не устаёт жаловаться: приходится разоряться. Рынок торгового ритейла стремительно разросся за последние годы, когда в Астрахань пришли такие федеральные «монстры», как «Лента», «Метро», «Магнит». Однако в областном министерстве экономического развития проблемы в сосуществовании астраханских и федеральных сетей не видят, хотя уже несколько лет назад на заседаниях правительства начали подниматься вопросы по проблеме присутствия астраханских товаров на их прилавках.
В настоящее время на территории региона осуществляют деятельность сотня торговых сетей, рассказывают в областном министерстве экономического развития, из них более шестидесяти – это сети местного значения. С приходом на рынок федеральных ритейлеров количество сетевых предприятий местного значения не уменьшилось, а из года в год продолжает неуклонно расти. Правда, здесь надо учитывать масштаб сетей. Ведь если федеральные сети, как правило, имеют крупные торговые объекты с большой площадью, то предприятия местных сетей превалируют по количеству, но уступают по масштабу, то есть имеют небольшие торговые площади.
Количество ритейлеров в регионе увеличится
Уже сейчас видно, что экспансия федеральных сетей идёт в наш регион по нарастающей. Компания «Тандер», которой принадлежит сеть магазинов «Магнит», приступает к строительству в Наримановском районе области крупного логистического узла – склада по приёму, хранению и отгрузке продукции для магазинов сети в регионах ЮФО, а также соседнего Казахстана. «Лента» и «Окей» планируют построить в микрорайоне Бабаевского по одному новому супермаркету. По словам заместителя министра экономического развития региона Леонида Кучерука, от планов по строительству в Астрахани своего гипермаркета не отказывается и шведская ИКЕА. Кроме того, в недавно отстроенном торговом центре на ул. Боевой собираются обосноваться гипермаркет «Ашан» и волгоградский продуктовый ритейл МАН.
Конечно, такое развитие рынка в нашей области не может не радовать простых астраханцев – это несомненное обилие выбора и увеличивающаяся конкуренция, рождающая снижение цен. Но для того, чтобы поставить свой товар на прилавки этих сетей, производителю стоит потрудиться. Обычно к нему предъявляют жёсткие требования по срокам поставок и качеству продукции, не считая своеобразного «фейс-контроля» – наличия яркой упаковки и соответствующего штрих-кода на ней.
Местную продукцию купим дешевле?
Сейчас на полках астраханских магазинов представлены 1,5 тысячи наименований продукции местных производителей, однако до конца года астраханские власти планируется увеличить их долю на 30%. Вообще же, как ожидается, на прилавках сетевых магазинов будет больше местной астраханской продукции по сниженным ценам – об этом говорит соглашение о социально-экономическом сотрудничестве, которое подписали летом этого года представители пяти ведущих сетевых компаний и региональный министр экономического развития Элина Полянская.
Соглашение призвано наладить прямые контакты между астраханскими товаропроизводителями и сетевиками. Это позволит исключить лишние звенья в цепи «фермер – магазин». Таким образом, местная продукция в ряде супер- и гипермаркетов станет доступна по сниженным ценам. Как отметил глава региона, астраханским производителям стоит по-прежнему обращать самое пристальное внимание на качество своих товаров и на внешнее оформление продукции.
Елеем на душу в последнее время стали и новости об открытии в Астрахани национальных торговых домов Белоруссии и Ирана. Первый уже функционирует на Славянке, а второй находится на этапе утверждения проекта. В преддверии Каспийского саммита все согласования решено утрясти в самые кратчайшие сроки. Вот это уж поистине нужное начинание, ведь наверняка астраханцам будет приятно напрямую покупать продукцию этих стран, уже давно известную своим качеством, без лишней наценки перекупщиков.