За чей счет?
– За коммунальные услуги я плачу исправно. Иногда даже чуть больше, чем нужно. А тут в квитанции за июль долг! Да еще какой – 32 тысячи! Мы только недавно установили сплит-систему, и я подумала: неужели она потребляет так много электроэнергии?! – рассказывает астраханка Ксения Литвиненко.
Такой шок от той суммы, что была указана в графе «пересчет» в июльских квитанциях, испытали многие астраханцы. У кого-то «задолженность» была совсем не велика – от 50 рублей. Зато у других она достигала сотен тысяч! Такие счета, явно ошибочные, переполошили весь город. Жители сразу же стали обращаться в министерство ЖКХ Астраханской области, коммунальные организации, чтобы выяснить, откуда у них взялись такие долги. Только за один день в министерство ЖКХ, к примеру, поступило свыше 150 звонков от взволнованных астраханцев. Некоторые из них принесли туда же свои квитанции по оплате ЖКУ и оставили заявление в письменном виде. А офисы ОАО «Астраханской энергосбытовой компании» (АЭСК), которая и прислала эти грустные извещения, были переполнены возмущенными абонентами. Все они готовы были доказать: за электричество они платили регулярно, и ни о каких долгах даже речи быть не может.
– Вот, у меня все квитанции об уплате на руках! Копеечка в копеечку плачу. Все вовремя. Никаких пени быть не может. А они мне 11 тысяч предъявляют. Что за беспредел такой? – возмущается пенсионерка Мария Дмитриевна.
Губернатор решает
Губернатор области Александр Жилкин, как только ему стало известно об этом случае, немедленно созвал экстренное совещание, чтобы разобраться в ситуации. Представители ОАО «Астраханская энергосбытовая компания», сотрудники министерства ЖКХ, управления федеральной антимонопольной службы по области и облпрокуратуры были собраны на встрече, причем глава региона пришел на совещание с платежными документами некоторых астраханцев. Насколько обоснованы такие задолженности – такой вопрос волновал губернатора больше всего.
– Либо компания работает из ряда вон плохо, либо это вредительство, а значит, будем действовать согласно законодательству: жестко и безаппеляционно, – заявил Александр Жилкин.
Однако первый заместитель генерального директора АЭСК Артур Долганов предположил: возможно, ошибки в расчетах закрались в связи с перераспределением обязанностей между компаниями. Дело в том, что совсем недавно АЭСК расторгла договор с Единым расчетно-информационным центром (ЕИРЦ), и теперь энергетики напрямую принимают платежи от населения. Более 400 тысяч абонентов сразу же стали обслуживаться в «Астраханской энергосбытовой компании». Но разве это повод для таких оплошностей?
– То, что называется ошибкой можно называть и другими словами, что подпадает под нормы, содержащиеся в уголовном кодексе РФ, – отметил на совещании и.о. прокурора области Дмитрий Талипов. – Соответствующую оценку мы дадим. Обязательно проведем проверку по этому вопиющему факту.
– На квитанции смотреть страшно: 6, 7, 12 тысяч рублей. Есть информация, что была квитанция на 40 тысяч рублей. Все это вызвало большой ажиотаж среди населения Астрахани. Есть жалобы от жителей Нариманова, Знаменска. Вероятно, в первый месяц работы программа дала сбой. Дальше начисления будут вестись более корректно, – заявил министр ЖКХ Виктор Яковлев.
Прямо на совещании Александр Жилкин дал поручение министру создать специальную комиссию, которая проанализировала бы каждый конкретный случай и то, насколько обоснованы выставленные суммы. В созданную комиссию вошли сотрудники министерства ЖКХ, антимонопольной службы, члены общественного Совета при Губернаторе АО, а также представители «Астраханской энергосбытовой компании». До тех пор пока все факты не будут проверены, глава области посоветовал астраханцам не платить по новым квитанциям. Причем к руководству АЭСК губернатор обратился достаточно жестко:
– Никто платить не будет. Я пока такой счет не получал, но если его увижу, платить не буду, я это гарантирую, разбираться будете вы, и достоверность информации показывать должны вы, а не население, бегая по вашим конторам.
В свою очередь, министр ЖКХ отметил: «Мы рекомендуем тем астраханцам, кто не согласен с выставленным счетом, не поддаваться волнению и пока не оплачивать указанную сумму. Вы можете обратиться с жалобой в саму «Астраханскую энергосбытовую компанию», к нам в министерство ЖКХ или же в антимонопольную службу».
Признали ошибки
Радует то, что в сложившейся ситуации представители энергокомпании не сваливали всю вину на третьих лиц. Налицо оплошность ее сотрудников, которую нужно было немедленно исправлять. Руководство сбытовой компании отметило, что готово работать с каждым недовольным астраханцем. Непонятен расчет размера платы за коммунальные услуги – смело обращайтесь в ближайшее подразделение ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» и делайте выверку. Специалисты абонентской службы разберутся в ситуации и разъяснят основание на наличие дебиторской задолженности, а при необходимости проведут корректировку счета. При этом, как отметили в компании, «полученный счет – это персональное предложение осуществить выверку своего лицевого счета. Ни о каких предупреждениях, об ограничениях и отключениях подачи электроэнергии речи не идет». И эти квитанции, как оказалось, вовсе не обязательны к оплате. Весьма «интересный» способ пригласить граждан выверить счет, однако…
В компании одновременно не отрицают, что ошибки в квитанциях возможны, потому что счета за электричество выставлялись впервые без ЕИРЦ, и по обращению граждан они будут исправлены. Однако некоторые долги за электричество все-таки действительно имели место быть. Дело в том, что в счетах ЕИРЦ отсутствовала графа «Оплата за общедомовые нужды» (между тем обязательная для оплаты жильцов многоквартирных домов). А потому многие горожане за общедомовое пользование электричеством деньги не вносили, пояснил Артур Долганов, первый заместитель генерального директора АЭСК. Вот и накопились у них долги, хоть и несравнимые с теми, что появились в июльских квитанциях.
Во всем разберутся
Как отмечают в пресс-службе министерства ЖКХ Астраханской области, для решения вопроса были задействованы все необходимые структуры, функционировали сразу три телефона «горячей линии», по которым работники комиссии отвечали на вопросы граждан и рассматривали их обращения. По всем проверенным счетам были выявлены нарушения в выставленных суммах к оплате. Многие суммы, к примеру, уменьшились с нескольких сотен тысяч до сотен рублей. Ради выверки счетов ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» даже проработала все минувшие выходные.
Теперь специалистам созданной комиссии предстоит разобраться, насколько законна сама форма квитанции, а также выяснить, является квитанция платежным документом, который подразумевает обязательную оплату, или просто информационным бланком. И работать над этим вопросом будут специалисты прокуратуры.
Между тем, некоторые астраханцы уже успели оплатить «задолженности» по полученным квитанциям – слишком долго руководство энергосбытовой компании не озвучивало перепуганным горожанам, что счета не являлись обязательными. Но представители компании пояснили: в таком случае эти суммы будут зачислены за последующие месяцы, причем без письменного заявления потребителя.
– Вы знаете, я из тех, кто успел заплатить по этой мнимой задолженности. Нет, у меня не значилось сумасшедшего долга. 990 рублей. Я, как и многие, долгу удивилась, но испугалась: вдруг еще набежит за просрочку. Пошла и погасила. А вот в том, что сумма эта перейдет на другой месяц, начинаю сомневаться. Тем более заявления никакого не требуется. Вдруг они что-то там опять напутают, и деньги мои пропадут?
Следует отметить, что до сих пор комиссия ведет работу по проверке всех квитанций – ведь их было немало. Будут ли наказаны те, кто совершил такую оплошность и вызвал ажиотаж среди астраханцев, пока неизвестно. Однако еще в начале прошлой недели руководитель областного УФАС Николай Меркулов отмечал: «Нам уже поступили заявления, и мы начали разбираться. Пока обращения единичные, но недовольных гораздо больше. Если будет выяснено, что есть признаки антимонопольного правонарушения, будут возбуждены дела».