Основным региональным туристским направлением является рыболовно-охотничий туризм, напрямую зависящий от состояния биологических ресурсов и сезонности. До последнего времени данное направление туризма обеспечивало стабильный поток туристов в Астраханскую область.
По предварительным оценкам, на территории субъекта находится ещё более 500 объектов теневой рекреационной деятельности, в том числе частного сектора или не зарегистрированных должным образом в правовом поле (теневой туризм). Практически все села, находящиеся в низовьях, занимаются рыбной ловлей. Дома сельчан перестраиваются в дома рыбаков, на подворьях ставятся палатки, интернет пестрит приглашениями на бюджетную рыбалку, а все дорожные знаки увешаны самодельными табличками.
Последнее время появилась и новая категория – иногородние граждане, которые скупают старые дома в селах, сносят их и строят дорогие коттеджи, называя их частной собственностью, а на деле это «мини-базы» по приему туристов. Некоторые из этих «мини-баз» способны разместить у себя до 60-ти рыбаков и имеют в своих активах до 25 единиц маломерного флота.
Они нигде не зарегистрированы, не платят налогов, не производят отчислений в Пенсионный фонд, не имеют договоров водопользования, за электричество и газ они платят по льготной ставке сельских жителей – это в 5 раз дешевле, чем платят за то же самое профильные легальные туроператоры области. Таким образом, они не соблюдают никаких законов и норм.
И это не считая «диких туристов», заселяющих все берега и осуществляющих любительское рыболовство в дельте Волги. Данный сегмент рыбаков-любителей потребляет колоссальное количество биоресурсов, не заботясь об их восполнении, одновременно превращая в свалку мусора берега дельты. После отмены нормы вылова биоресурсов, ситуация по данному вопросу в регионе накаляется, о чем неоднократно заявляют представители туристического сообщества, осуществляющие свою деятельность в соответствии с нормами законодательства.
Стоит отметить, что областным правительством совместно с региональным министерством спорта и туризма Астраханской области уже неоднократно принимались попытки по принятию комплекса мер, направленных на улучшение туристического климата региона.
Однако попытки решить вышеописанные проблемы, а также устранить пробелы права принятием нормативных актов на уровне субъекта – Астраханской области, в частности, установить предельно-допустимую антропогенную нагрузку и приостановить широкомасштабное приобретение участков по берегам дельты Волги, перечеркиваются отсутствием таких возможностей и ограничений в федеральных законах.
Таким образом, земля вблизи дельты Волги в Астраханской области является благоприятной питательной средой для «теневой», т.е. нерегистрируемой экономической деятельности, своего рода «офшорной» зоной.
Проблема действительно серьезная, остается только пожелать удачи и стойкости региональным властям в решении данных проблем.