История и статистика
За последние два года количество спама в России выросло не в два, не в три, а в тысячу раз. Международная антивирусная компания ESET провела очередные исследования и выяснила, что 78% российских пользователей страдает от мобильного спама. Самым популярным оказался СМС-спам, на него жалуется 61% опрошенных, 3% респондентов докучают рекламные звонки, а 14% признались, что становились жертвами и того, и другого.
Руководитель отдела технического и маркетингового сопровождения продуктов компании ESET Russia Алексей Оськин считает, что разрешить проблему мобильного спама поможет принятый ранее закон «О связи», в котором содержится запрет на массовые рассылки без письменного согласия абонента. Между тем ситуация с мобильным спамом в нынешнем году даже хуже, чем в прошлом: тогда на него жаловались всего 76% пользователей.
Борьба с заразой началась
Спам, приходящий на ваш телефон, можно разделить на три вида:
- безобидные, но частые рекламные объявления в любое время дня и ночи;
- передвижение вашего телефона отслеживается: например, как только вы проходите мимо Елисеевского гастронома, вам приходит сообщение, что в отделе номер 3 продается «Останкинская» колбаса с большой скидкой (само собой, из-за того, что заканчивается её срок годности);
- реклама, на рассылку которой вы сами где-то подписались. Теперь вы хотите от нее отказаться, но не знаете как.
На самом деле рассылать нам на мобильные телефоны рекламу операторы могут только с согласия абонента. Эти правила, которые предусмотрены поправками в закон «О связи», вступили в силу с 1 мая. Их нарушение может повлечь за собой штрафные санкции для компании связи. Информация об абонентском счете, предложения о новых тарифных планах самого оператора – не в счет. А вот СМС рекламного характера с короткого номера, который еще пару лет назад операторы спокойно сдавали в аренду и открещивались от его спама, теперь запрещены законом. Хотя крупнейшие операторы связи утверждают, что начали борьбу с мобильным спамом ещё за год-полтора до подписания закона как раз из-за того, что за последние годы количество рекламных рассылок возросло в тысячи раз, и это стало настоящей проблемой даже для них самих.
«Проблема спама для наших абонентов практически решена, – с оптимизмом комментирует ситуацию Илья Балашов, директор астраханского филиала ОАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн»). – В рамках новой стратегии «Просто. Удобно. Для тебя!» одной из приоритетных задач стало полностью избавить наших абонентов от ненужных СМС-рассылок. Благодаря новой антиспам-платформе, которую внедрил «Билайн», нежелательные сообщения практически перестали беспокоить абонентов. Так, совсем недавно была введена программа по сокращению спама с длинных федеральных номеров. Количество жалоб в колл-центрах на спам уже значительно уменьшилось».
Помогут высокие технологии
В июле этого года «ВымпелКом» объявил о внедрении мощной антиспам-платформы, которая позволит существенно решить проблему спама и защитить абонентов «Билайн» от несанкционированных рассылок из внешних сетей – это интеллектуальный алгоритм мониторинга сети связи, в том числе рассылок в адрес абонентов. Внедряя эту платформу, «Билайн» решает наиболее актуальную на сегодняшний день проблему спам-атак с «длинных» номеров из сетей других операторов.
В первый месяц бета-тестирования этой системы количество спама, пропускаемого другими, менее совершенными фильтрами, снизилось на 50%. За один день из внешних сетей в «Билайн» поступает около 10,4 млн несанкционированных сообщений, что составляет 26 % от всего внешнего СМС-трафика. Благодаря интеллектуальным алгоритмам анализа трафика оператору удаётся заблокировать порядка 95 % спама, что составляет около 9,8 млн мусорных сообщений. То есть до конечного пользователя из внешних сетей доходит не более 5-6 % от всего объема спам-сообщений (данные приведены на 31 июля 2014 года).
На сегодняшний день количество СМС-мусора в адрес абонентов «Билайн» уменьшилось в 12 раз по сравнению с октябрем 2013 года и составляет одно сообщение в месяц на абонента. «Билайн» поставил себе задачу минимизировать этот показатель и свести его до 0,5 СМС к октябрю текущего года.
Что можно предпринять самому
Технологии спама постоянно меняются в связи с ведущейся с ним активной борьбой. Например, если совсем недавно основная масса спама поступала с коротких номеров, то теперь спамеры стали пользоваться и длинными. Основная тематика мобильного спама на сегодня – это такси, быстрые займы, распродажи одежды, акции на продажу автомобилей, продажа недвижимости. Существуют и более опасные виды спама, такие как мошенничество или ссылки на вредоносные приложения. Сложность борьбы со спамом заключается ещё и в том, что оператор не имеет права читать частные сообщения пользователя, поэтому для выявления используются специальные номера, принадлежащие самому оператору, то есть спам-ловушки.
Роспотребнадзор советует обращаться с жалобами на пресловутый мобильный спам в антимонопольную службу. Если вина компаний будет доказана, то размер штрафа составит от 100 до 500 тысяч рублей (за рассылку спама без согласия абонента операторам придется для начала заплатить штраф в 100 тысяч рублей, а если рассылка не прекратится и после этого, то их оштрафуют уже на 500 тысяч рублей).
Однако, чтобы доказать вину, нужно выявить всю цепочку отправления рассылок, – объясняют специалисты. – Зачастую задействованы несколько юридических лиц: сотовые операторы, банки, различные организации, предлагающие свои услуги. И лучше, если вы приложите файлы, документы, скриншоты, демонстрирующие признаки нарушения. Анонимные письма не принимаются: без персональных данных разобраться в деле невозможно. Обращения рассматриваются УФАС в течение 30 дней, в исключительных случаях – два месяца (с уведомлением об этом гражданина).
Но тот же «Билайн», к примеру, предлагает более удобный способ пожаловаться на возможный спам, отправив сообщение на номер 007 с указанием номера, с которого пришёл спам, текстом сообщения, датой и временем его получения. Ответ с результатами проверки жалобы будет получен в течение двух недель.