В Астрахани возрождают учебно-производственные комбинаты для школьников

Служба занятости помогает определиться школьникам

На кого пойти учиться, чтобы потом можно было найти хорошую работу? Сегодня таким вопросом задаются и родители старшеклассников и школьники, которые планируют свое будущее. Как правило, заканчивая школу, выпускники выбирают профессию либо по совету родителей либо учатся на той специальности, по профильным предметам которой преуспели в школе. Сделать осознанный выбор школьникам помогает региональная служба занятости населения.

Служба занятости помогает определиться школьникам

Возрождение УПК

Сейчас аббревиатура УПК (учебно-производственные комбинаты) вряд ли о чем-то говорит нынешним школьникам, но лет 15 назад они были обязательной составляющей образовательной программы старшеклассников. Благодаря УПК школьники изучали азы профессии, пробовали себя в разных амплуа и могли понять, хотят ли они после окончания школы двигаться в этом направлении.

Лично я, когда была подростком, мечтала стать врачом, именно тогда я выбрала медицинское направление. Учиться было очень интересно, познания компетенций младшей медсестры сначала принесли хорошие отметки, а позже очень пригодились в жизни. Сделать перевязку, пользоваться элементарной медицинской терминологией или оказать первую помощь – все это стало возможно после обучения в УПК. К сожалению, я также узнала, что боюсь делать уколы и могу потерять сознание при виде крови. Это осознание позволило мне определиться с выбором профессии в будущем. Я стала журналистом.

Сейчас агентство по занятости населения Астраханской области планирует возродить программу получения профессиональных навыков в школе, и уже неплохо продвинулось в этом направлении. «Особый акцент мы делаем на новые требования, которые предъявляют к профессиональному развитию подрастающего поколения. Профориентация должна не просто помочь школьникам в выборе профессии, необходимо научить их самостоятельно выстраивать карьеру и принимать ответственные решения в течение всей жизни», - комментирует заместитель руководителя регионального агентства по занятости населения Ирина Илюхина.

Профессиональные пробы

Возрождение профессиональной подготовки школьников – это одно из новых направлений профориентационной работы региональной службы занятости. Совместно с социальными партнерами, заинтересованными в развитии и обучении кадров для региона, школьникам предлагают окунуться в разные сферы труда, осуществить профессиональные пробы и получить первую профессию.

Такие формы работы по профессиональному самоопределению уже начали применяться в некоторых районах Астраханской области. Площадкой для реализации этих форм служба занятости предлагает сделать урок технологии. Пока в качестве пилотного проекта.

На таких занятиях ребята могут погрузиться в разные профессии, включая профессии будущего. Школьник получает навыки, которые пригодятся ему не только в профессиональной, но и в обычной жизни.

Профессиональные учебные заведения стали активными партнерами проекта. Сегодня школы могут направлять учеников в профессиональные учебные заведения, а преподаватели колледжей могут знакомить школьников с профессиями на уроках.

Так, на базе Икрянинской школы и Астраханского технологического техникума в течении года действовал пилотный проект «Я выбираю рабочую профессию», в котором приняло участие 92 ученика. По окончании проекта ребята получили сертификаты по освоению первичных навыков профессиональной деятельности по профессиям «Столяр», «Повар», «Кулинар изделий из рыбы и морепродуктов», «Сварщик ручной сварки полимерных материалов».

На базе Краснобарикадинской средней школы и колледжа профессиональных технологий реализуется проект «Ты школьник и уже студент». Обучение в нем проходит по профессиям: «Слесарь по ремонту автомобилей», «Оператор ЭВМ и основы делопроизводства». После освоения программ ребята пройдут итоговую аттестацию в форме квалификационного экзамена и получат свидетельство с присвоением квалификации. Для поднятия престижа сельскохозяйственных профессий в Икрянинском районе стартует проект «Подготовка сельских школьников по профессии тракторист. Житненская школа и технологический техникум готовятся обучить ребят по профессии тракторист-механизатор. По окончании образовательного курса школьники сдадут экзамены под руководством Ростехнадзора и после достижения 18 лет получат права на управление трактором.

В Наримановском районе на базе Барановской школы центр занятости населения провел факультативные занятия «Агрономия», на которых школьники познакомились с условиями благополучного произрастания растений, а также с основами профессии агроном. На базе школ г. Нариманов и с. Солянка школьники могут получить начальную профессиональную подготовку по нескольким направлениям В первую очередь акцент делается на перспективы развития ПАО «Особая экономическая зона «Лотос». В Наримановском филиале колледжа профессиональных технологий по данной программе обучаются 30 восьмиклассников. Они осваивают навыки по таким профессиям, как судовой трубогибщик и слесарь по ремонту автомобилей: осваивают черчение и слесарные работы.

В Приволжском районе реализуются несколько подобных проектов. Колледж вычислительной техники выступает в качестве ресурсного центра по обеспечению профессиональной ориентации старшеклассников школы села Осыпной Бугор. Для 8-9 классов организованы дополнительные курсы в области веб-дизайна. Технологический техникум совместно с Килинчинской, Кирпичнозаводской и Бирюковской школами знакомит учеников с рабочими профессиями повар, кондитер и портной. А в Трехпротокской школе колледж профессиональных технологий готовит учеников 9-10-х классов по профессиям парикмахер и слесарь по ремонту автомобилей.

Политехнический колледж и Началовская школа проводят специализацию в рамках предпрофильного обучения. Проект так и называется «Школа – Колледж». В нем действуют группы подготовки: дизайн и IT-технологии. Колледж арт-фэшн индустрии организовал в Приволжской и Пойменской школах работу кружков по направлениям: лепка, роспись по дереву, плетение косичек, декоративное покрытие ногтей, вышивка (лентами, бисером).

Учащиеся 9-х классов Килинчинской, Осыпнобугоринской и Бирюковской школ обучаются по курсу «Основы технологии штукатурных работ» на базе колледжа ЖКХ архитектурно строительного унивеситета.

В Камызякском районе сельскохозяйственный колледж осуществлял подготовку по программам элективного курса «Введение в профессию повар, кондитер» и «Введение в профессию флорист».

Ученик и наставник

Бизнес перестал пугать молодежь. Напротив, он становится более привлекательным. Дисциплина «Предпринимательство» сейчас как никогда актуальна. Даже в домашней выпечке нужно использовать предпринимательские решения, и актуальность этих навыков будет только расти. Сейчас специалисты службы занятости разрабатывают курс по основам предпринимательства в игровом формате, чтобы полученные профессиональные навыки дети смогли коммерциализировать.

«Очень важно, чтобы дети, получив профессиональный навык, смогли зарабатывать, изготавливая нужные потребителям товары, - комментирует Ирина Илюхина. - Мы проводим большую профориентационную работу со школьниками. Она включает тестирование, тренинги, экскурсии на предприятия, знакомство с миром профессий, интерактивные профориентационные игры и многое другое. Мы помогаем ребятам определить, в какой области у них больше потенциальных возможностей, и рассказываем об этом родителям и школьным преподавателям. Начиная с пятого класса, мы рассказываем детям о разных профессиях и даем «попробовать» себя в этих профессиях».

Службой занятости разработана программа поэтапного проведения профориентации с 1 по 11 классы, с конкретными задачами и контрольными срезами. К окончанию девятого класса ученик приходит с осознанным выбором направления, по которому будет поступать в учебное заведение. Таким образом, в старших классах он сможет выбрать три предмета для углубленного изучения, опираясь на будущую профессию, как того требует ФГОС.

На данный момент успешно выстраивается и системное сотрудничество с работодателями. Одно из направлений – это возрождение системы наставничества. Наставник – это высококвалифицированный специалист или более опытный работник, у которого новички могут получить совет. Именно у работодателей, под руководством опытных наставников Астраханской области, работают клубы по развитию профессиональных интересов школьников «юный медик», «юный швейник», «юный ветеренар», «юный юрист», «юный фермер».

Именно этот союз должен стать эффективным механизмом получения профессиональных навыков во время обучения в школе. Только совместные усилия всех заинтересованных партнеров: службы занятости, школы, профессиональных учебных заведений, работодателей, школьников и их родителей смогут кадрами предприятия для социально-экономического развития Астраханской области.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Какую профессию выбрать?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру