Астраханские артисты растопили Сибирь

Гастролируя в Красноярске

Целую неделю наш театр оперы и балета находился в Центральной Сибири с гастролями. Четырехчасовой перелет на самолете, Уральские горы в иллюминаторах, и вот астраханская труппа театра оперы и балета совместно с коллегами из региональных СМИ приземлились в красноярском аэропорту. В сумерках оркестр крепко сжимал музыкальные инструменты в своих руках, а хористы кутались в шарфы, спасаясь от пронизывающего сибирского ветра.

Гастролируя в Красноярске
Астраханский театр оперы и балета с гастролями в Красноярске

Астрахань и Красноярск — побратимы?

Заселившись в отель с видом на Енисей, первым делом мы отправились на пресс-конференцию, чтобы узнать у спикеров ответы на заветные вопросы: у кого возникла идея привезти южан на другой конец страны, какие надежды возлагают сибиряки на астраханских артистов?

Оказалось, что наши города, несмотря на расстояние, очень близки между собой. «У нас дружеские и партнерские отношения с министерством культуры и туризма Астраханской области, и когда возникла тема, с каким же регионом будут осуществляться обменные гастроли, у Красноярского края не возникло сомнений. Мы очень похожи», — сказала и. о. министра культуры Красноярского края Елена Мироненко.

Заместитель генерального директора Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Владимир Черкасов обозначил наши города как «города-побратимы», но при этом отметил сложности таких масштабных гастролей. Это вполне логично, учитывая огромное расстояние между регионами и количеством приехавших в Красноярск астраханцев (около 180 человек). Однако, по его словам, оно того стоит. «Мы очень хорошо знаем Астрахань. Это наш партнер более плотный, чем Красноярск. Красноярск мы только осваиваем сейчас», — подытожил Владимир Черкасов.

Такая практика межрегионального обмена опытом проводится впервые. Астрахань летит в Красноярск, а Красноярск — в Астрахань. И пока наш театральный коллектив выступал в Сибири, астраханцы наслаждались постановками красноярцев на местных площадках. Эдакая театральная рокировка.

Премьерное волнение

В первый день весь состав астраханского театра готовился к премьере, бегая по коридорам Красноярского театра оперы и балета. Наш театр привез в Сибирь одну из лучших опер в своем репертуаре. Речь идет о драматической легенде «Осуждение Фауста», впервые представленной нашим театром в России в 2015 году. В постановке играют ведущие астраханские солисты — Елена Разгуляева, Иван Михайлов, Дмитрий Кондратьев, Вадим Шишкин. Эта опера — номинант национальной театральной премии «Золотая маска» в шести номинациях.

Уникальность театральной постановки заключается, непременно, в насыщенной музыке Берлиоза, состоящей из сложных оркестровых эффектов, а также в 3D-проекции на экране, позволяющей зрителю оказаться в просторах космоса, окунуться в жаркую бездну Ада и ощутить блаженство Рая.

Почему Рай и Ад? Всему виной задумка оперы, которая повествует о нелегком пути главного героя Фауста, потерявшего смысл жизни. В погоне за идеей он встречает Мефистофеля — падшего ангела, который искушает главного героя продать душу за спасение возлюбленной Маргариты. Опера ставит перед зрителем проблему выбора между добром и злом, заставляет задуматься о жизни и смерти.

Премьера "Осуждение Фауста"

Новая сцена, новая публика всегда положительно сказываются на любом артисте. Для него это сродни глотку чистого воздуха, насыщающего свежим взглядом на порой привычные вещи. В гастроли едут как за новыми ощущениями, так и за профессиональным ростом. Общаясь с коллегами из других городов, артист выстраивает диалог, видя собственные недостатки и точки роста.

За несколько часов до премьеры главные солисты распевались в своих гримерных, не скрывая волнения: «Очень волнуюсь. Потому что возложена большая ответственность, плюс часовая разница и акклиматизация влияют на организм. Вчера, например, мне пелось хорошо, а сегодня — по-другому. Но хуже, если волнения нет совсем, ведь оно меня собирает и подстегивает. Когда я выхожу на сцену, волнение становится дополнительной энергией», — поделился с нами Иван Михайлов, исполняющий роль Фауста в опере.

«Для меня самым сложным моментом в спектакле является терцет в клавире, начинающийся с дуэта Фауста и Маргариты. Текст учился достаточно долго, с нами занимался педагог по французскому, которая вычищала произношение. Тем более что в пении у французского языка совсем другое звучание. На итальянском все-таки проще петь», — рассказал Иван Михайлов перед выступлением.

Но страх перед незнакомым зрителем мгновенно улетучился. Красноярцы приняли астраханских артистов на ура.

Красноярский зритель стоя благодарит исполнителей

Во время премьеры в зале царила тишина, прерывающаяся бурными овациями между эпизодами. Режиссёр-постановщик спектакля Константин Балакин построил театральное действо так насыщенно и захватывающе, что ни один зритель не смог даже отвлечься от оперы на пару секунд.

Театр — и хор, и оркестр

Астраханские хористы, играющие на сцене, заслужили отдельное внимание публики: «Мы в полном восторге не только от художественного оформления, но и от того, что режиссер так активировал работу всего хора, что у меня некоторое время было ощущение будто они не поют, а только двигаются под фонограмму. Приглядевшись, понимаю — нет, поют. И само действие построено грандиозно: компьютерная графика не мешала, не перегружала, а гармонично вписалась в общий сценарий. Наш театр теперь не должен опозориться в Астрахани», — поделилась впечатлениями зрительница Татьяна Зайцева, руководитель театрального кружка школы № 90 Железногорска.

Симфонический оркестр, вдохновленный главным дирижером Астраханского театра оперы и балета Валерием Ворониным, показал высокий уровень мастерства, отмеченный и Сергеем Бобровым — главным балетмейстером-постановщиком Красноярского государственного театра оперы и балета, который рассказал нам о своих впечатлениях после просмотра оперы. «Это очень талантливая работа режиссера и художника. Та динамика действия, то сочетание видеоконтента и хора произвело на меня очень хорошее впечатление», — говорит Сергей Бобров. Также он отметил уровень профессионализма музыкантов и хора: «Такой молодой оркестр и хор, это действительно талантливо, мне было очень приятно наблюдать».

Симфонический оркестр Астраханского театра оперы и балета

Первая скрипка Астраханского театра оперы и балета Валентин Рулёв после премьеры рассказал, как ощущалось дыхание спектакля в оркестре: «Все выложились, а публика осталась впечатлена. То, что я как оркестрант смог краем глаза увидеть из «ямы», тоже понравилось, прекрасно понимаю впечатления публики. Но чувствовалось, что коллектив немного устал от предыдущих гастролей в Англии. И отсутствие главного дирижера в связи с его гастролями в Китае тоже слегка сказалось на исполнении. Но в целом я очень рад таким гастролям, потому что культурный обмен очень важен», — считает музыкант.

Об этом говорил и Константин Балакин, называя режим работы в гастролях «бродвейским». Приехав в Сибирь, на следующий день трупа принялась усиленно репетировать, затем последовало открытие гастролей, а после – повторный показ спектакля: «Вся нагрузка идет на один состав исполнителей. Этот режим приемлем на Бродвее, где каждый вечер артисты исполняют давно заученные партии. Но в нашем случае такой режим может сыграть и плохую роль, и хорошую. Опасность в том, что кто-то может сильно устать от нагрузки и не показать того класса, что был в день премьеры. А может и наоборот»,– признался режиссер-постановщик.

Константин Балакин на генеральной репетиции

Фактически, театр приехал на серию «Осуждению Фауста», и три вечера подряд артисты прогоняли одно и то же. Это невероятная нагрузка на организм как в моральном, так и в физическом плане. Однако, наверное, для этого и призваны гастроли – посмотреть на себя другими глазами и найти то, в чем можно бесконечно совершенствоваться.

Красноярский зритель

В Красноярск с гастролями приехал не только театр оперы и балета, но и наш ТЮЗ. На сцене Красноярского драматического театра играли «Страсти по Торчалову», «Каштанку», «Мёртвые души», «Как чуть не съели королеву Булочку».

С конца 80-х годов наш ТЮЗ не выезжал в такие масштабные гастроли, да еще с таким количеством декораций. Поэтому за неделю до нашего прибытия в Сибирь из Астрахани выехали фуры с необходимыми декорациями двух театров.

Сергей Тараскин, художественный руководитель астраханского ТЮЗа, отметил непредвзятость красноярского зрителя: «Красноярский зритель, безусловно, искушен, потому что местный театр очень сильный. В первый день мы были под пристальным вниманием красноярцев, пытающихся нас изучить. Это очень интересно. Но контакт со зрителем состоялся. Наши артисты ощутили дыхание зала, электричество случилось. Астраханский зритель более сентиментальный, он любит душещипательные истории, он открытый. Здесь все «лобастые». Но зато, когда тебя примут, лучше зрителя не придумать», — поделился худрук. И хотя здешний зритель весьма скрупулёзен к чужакам, в последний гастрольный день на астраханские спектакли свободных билетов уже не осталось.

Зритель оперы наблюдает за игрой артистов

Заключительным аккордом сибирского путешествия Астраханского театра оперы и балета стал гала-концерт. Зрители вручали солистам фирменный красноярский шоколад и одаривали аплодисментами каждое выступление.

Главный дирижёр делал небольшие паузы между выступлениями, давая возможность солистам вновь выйти к публике и поблагодарить их за нескончаемое рукоплескание. Елена Разгуляева, Иван Михайлов, Ирина Белая, Руслан Сигбатулин, Цветана Омельчук, Дмитрий Кондратьев, Евгения Старцева, Вадим Шишкин, Александр Малышко, Виталий Ревякин, Ростом Иашвили были приняты с ошеломляющим успехом.

Астраханские артисты на гала-концерте

Наблюдая, как полный зал непрерывно скандировал «браво», ни у кого из присутствующих не возникло сомнений: сибирская столица приняла наш театр с горячим сердцем.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру