Мария Покусаева: «Поэзия – это магия»

Астраханская поэтесса рассказала о стихах и волшебстве

Шляпы, готические наряды и черные коты. Астраханская поэтесса Мария Покусаева не пишет о банальностях. Её дело – волшебство и мифы. Даже в самых обыденных вещах девушка видит фантастическое. Разве можно найти что-то сверхъестественное в осени и реке? А вот можно. Стихи девушки показывают магическую сущность обыденных вещей. «Практика в духовном и оккультном смысле и способ выразить невыразимое. Как и любое другое искусство, поэзия – это метод борьбы с осознанием собственной смертности. Это не значит, что я мечу в вечность, скорее, это про поиск смысла собственного существования», – рассказывает девушка о поэзии.

Астраханская поэтесса рассказала о стихах и волшебстве

Астраханка начала творить ещё в школе. Долгое время Мария копила в тетради «мрачные стихи», а потом показала их учительнице русского языка. А та (хвала и конфетки педагогу) отправила девушку в литературную студию. «Мне кажется, я в какой-то момент просто перечитала хорошей поэзии. Это примерно как долго вглядываться во что-то – рано или поздно оно настолько прорастает в тебя, что ты не сможешь не перенять что-то», – говорит поэтесса. Ведьмы, леса, драконы и сумрак – творчество Турнезоль наполнено мистикой. Девушка выросла на фольклоре и фэнтези, а её любовь к поэзии началась с Гумилева, Марии Семеновой (автор серии книг «Волкодав») и фанатских стихов по миру Толкина.

Моя эстетика меня победила, – признаётся поэтесса. – Сейчас я сказала бы, что это такая внутренняя тяга к непостижимому, желание нащупать мифологические идеи в повседневности, причем оно стало гораздо осознаннее, чем было раньше».

«Моя эстетика меня победила»

Даже в интервью Мари Покусаювас – так часто называет себя поэтесса – использует фэнтезийные сравнения. Литература, по её мнению, – это своеобразная бездна, которая под пристальным взглядом начинает вглядываться в тех, кто ею увлечен. А стоит только начать писать, как дальше все идёт по наклонной. Псевдоним поэтесса тоже подобрала фэнтезийный.

«Я как-то участвовала в ролевой игре по миру книг «Киндрет» и отыгрывала вампиршу из клана Фэриартос, то есть – из клана искусства. Я люблю фэйри, люблю истории о яблоневой деве, которая кровавое воплощение вдохновения, так что мало того, что мы с персонажем очень совпали, моя роль на этой игре была первой ролью, которая мне удалась. Символом клана Фэриартос по книгам был серебряный подсолнух, и в итоге это стало моим псевдонимом. Правда, я использую намеренно неправильное написание».

Долгое время паблик со стихами Мари так и назывался – Турнезоль, но в какой-то момент девушка решила, что фамилия у неё не менее магическая. Как раз подходящая для необычных мифостихов. Умный человек Лев Толстой считал, что писать надо тогда, когда не можешь не писать. Турнезоль следует этому совету. Ее стихи рождаются стихийно. «Бывает, что я пишу едва ли не каждый день, бывает – молчу месяцами, потому что сказать нечего. А говорить впустую я не люблю».

Некусачие стихи

Я часто хожу на поэтические встречи и вижу много молодых поэтов. Почти все жаждут внимания. «Какими способами можно стать популярным автором?» – спрашиваю у поэтессы. «Можно пойти простым путем и писать на громкие темы. Точно прокатит. Только потом надоест – и это в лучшем случае. В худшем – вывернет наизнанку и протащит через нигредо. Мне приятнее сложный путь – это как раз путь следования личным ценностям, путь постоянного роста и поиска самого себя и своего голоса. Но в любом случае нужно не бояться говорить о себе, заявлять о себе и быть собой. Не лучше, не хуже, а своим собственным», – отвечает поэтическая волшебница Мари. Девушка не верит в массовость современной поэзии. Если писать про развлечения, повседневность и вечные темы, которые «заходят» почти всегда, литература будет популярной и наберет кучу «лайков». А вот стихи более сложного уровня вряд ли станут массовыми. Тут важны приоритеты поэта. Одни пафосно швыряют шапки на пол, вторые упражняются в сотворении поэтических заклинаний. Первым нужны восхищенные взгляды, вторым – выразить мысли и самих себя. Это не значит, что кто-то не прав. Выбор ведь дело сугубо личное. Турнезоль делает выбор в пользу самовыражения и творчества. «Хочется говорить что-то правильное для себя. А если оно ещё кому-то помогло, то прекрасно». Об остросоциальном девушка предпочитает не писать. Ее поэзия вовсе не кусачая. «Когда-то популярно было то, что вызывало массовый отклик у массовой же аудитории. Сейчас я вижу, как популярным становится творчество тех, кто транслирует собственные ценности. Меня это радует. Читателя надо растить, а не потакать ему», – считает поэтесса.

«Читателя надо растить, а не потакать ему»

Лайфхак по плетению

«Два года назад я определила для себя, что поэзия – это магия», – говорит Мария-Турнезоль-Покусаева. И дело не только в мифологических сюжетах, образах ведьм и русалок. Стихи Марии Покусаевой как будто сотканы из тонких кружевных словес, чьим плетением занимается сама старушка-фантастика.

С творчеством Турнезоль даже связано несколько мистических историй. Поэтесса поделилась одной по секрету (только тсс, чтобы лесные духи не услышали). «Мы общались с человеком на площадке интернет-дневников. Однажды ей приснился яркий сон с моим участием — про костры Белтейна. При этом мы с ней никогда не встречались. Собственно, у меня эта штука нашла отражение в стихотворении про того, кто снится. Сейчас шутки про Мастера, Гуляющего по чужим снам, уже стали мемом для моей аудитории, и знающие люди не боятся писать мне в Твиттер, что видели меня во сне. Учитывая мою любовь к Максу Фраю, я вижу здесь тайные знаки, конечно».

Уже несколько лет стихи Марии Покусаевой для меня – образец плетения словесных кружев. Фантастические образы, красочные метафоры и стихотворные ритмы – услада для читающих глаз. А ощущение, будто попадаешь в магическую реальность, читая стихи Мари, непередаваемо. Мария Покусаева овладела мастерством стихомагии и теперь делится лайфхаком с новичками: «Предпочитаю советовать быть собой, тогда однозначно станешь узнаваемым», – говорит Турнезоль и в остроконечной шляпе со стихами за пазухой улетает в волшебство.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 5 декабря 2017

Заголовок в газете: Стихомагия

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру