Учитель – мучитель или мученик?

Перевоплощение в учителя астраханской школы

2 декабря 2017 в 13:14, просмотров: 2450

Рубрика «Опробовано на себе» осваивает все новые сферы жизни, позади уже и больница, и сбор грибов. А сегодня мы примерим на себя профессию учителя. Мы знаем, что такое учиться у них, знаем, как это вверять им своих детей. Знаем, как любить их и как обвинять. Доставайте ваши припасенные указки, красные ручки и мешочек с мелом – теперь вы узнаете, как жить и выжить учителем.

Новостная лента выдает про учителей только новости о судах, прокуратуре, побоях и поборах. Все ругают учителей, предъявляют претензии по поводу и без. Давайте попробуем прожить хотя бы день с учителем и понять его.

Учитель – мучитель или мученик?

Распорядок дня учителя

Моя учительница начальных классов никогда не ела с нами, и для нас это было нормой. Поэтому для маленькой меня было шоком увидеть, как она в магазине покупает продукты. Как так?! Да, дорогие читатели, учителя тоже люди. Они время от времени кушают и даже спят. Сложно себе это представить, конечно… Родители школьников постоянно забывают об этом и думают, что учитель круглые сутки только и делает, что думает о своих учениках, питается духовной пищей, а лучший отдых для них – это работа.

Портрет учителя начальных классов, в которого мы перевоплощаемся: ответственная женщина, которая болеет своей работой и хочет, чтобы все в ее действиях было правильно. Переживает за свой четвертый класс. Требовательная, ставит пятерки только работам без ошибок. Два исправления в правильной работе уже равны одной ошибке.

Утро

Время от времени Вы, дорогой учитель, просыпаетесь не от любимого пиликания будильника и даже не от мурлыкания кота над ухом. Вы просыпаетесь от звонка родителя: «Мы заболели, сегодня не придем», «А не выходной ли сегодня?», «А сегодня снег пошел, уроки не отменили?». И Вы должны изобразить бодрость, показать всем голосом, что Вы не спали. И скрыть в голове мысли: «Если бы. Что-то. Случилось. Я бы. Сообщила…» Да, по правилам этикета нельзя звонить раньше 8 часов утра, но родители почему-то думают, что на учителей этикет не распространяется.

День

В школе перед Вами 20-30 пар глаз. Большинство смотрит на Вас с интересом и предвкушением, хотят учиться и узнавать что-то новое. Но вся соль в меньшинстве. Есть несколько сонных глаз. Этот ребенок не выспался и решил наплевать на урок. Он лежит, спрятав лицо в руки. Тот мечтает рвануть в столовую, и взгляд его обращен в окно. А третий смотрит на Вас, и в его голове только одна мысль: «Нужно сделать умное лицо, чтобы подумала, что я слушаю». И Вы все это прекрасно знаете. И тут перед Вами стоит выбор: разбудить всех троих громким голосом, вызвать самого спящего к доске, чтобы хотя бы глаза ради приличия открыл. Или позволить сесть на шею. Продолжить вещать тихим голосом, чтобы не мешать спать. И никто не может гарантировать, что в первом случае не найдется умника снять это на телефон и в который раз подлить масло в пылающее пламя общественной неприязни к учителям. Но Вы все равно считаете, что лучше всех разбудить, и к доске идет не тот, кто знает и хочет, а тот, кому нужно исправить плачевное положение в журнале.

В Вашем классе точно будет клоун, чья цель только привлечь внимание и сорвать урок. Он может сидеть на уроке и петь (реальный случай), танцевать, ходить по классу и провоцировать Вас. И Вы должны быть сдержанны, потому что будет скандал, увольнение и прокуратура. Примеры читайте в любой новостной ленте. Но класс не должен страдать, поэтому страдают Ваши нервы. В Вашем классе будет хулиган, который позволяет себе бить кого захочет и грубить кому угодно. Если Вы не уследите, и он кого-то зашибет, начальство зашибет Вас. А еще у Вас будет хоть один ребенок, который рыдает из-за четверки/тройки/двойки. Такой, на которого давят родители и у которого начинается истерика с каждым промахом. Вам нужно его успокоить, а третьим глазом следить, чтобы клоун не спровоцировал хулигана на грубость. А то и драки придется разнимать.

Причем и клоун, и хулиган, и этот плакса ведут себя так из-за каких-то проблем в семье. Первому не хватает родительского внимания, второму слишком потакают, от третьего слишком требуют. Но у Вас не получится воспитать родителей, чтобы спасти детей. В Ваших полномочиях только терпеть результат родительского поведения в детях.

С родителями тоже нужно нянчиться, это Ваш отдельный класс. К Вам будут обращаться на ты и не иначе как «Милочка». Некоторые папаши, забирая своих детей, посчитают вполне нормальным пофлиртовать с Вами прямо при своих отпрысках. И предложить пригнать из Москвы хорошую машину (реальный случай). Мама очень непослушного и избалованного мальчика будет подбрасывать Вам косметику, чтобы восполнить моральный ущерб за сынишку (реальный случай). Когда Вы скажете родителям, что нужно купить учебники, самая юридически подкованная мама будет грозиться написать в прокуратуру. Школа же обязана выдавать учебники…

Я описываю яркое меньшинство родителей. Большинство же составляют те, кто готов прийти на помощь, организовать родителей, чтобы вместе провести субботник в классе после ремонта или сделать перестановку. А самое главное, что они будут благодарны Вам за понимание и задушевные беседы о воспитании до ночи. Когда в конце такой беседы она скажет Вам: «Спасибо большое, с Вами поговорю, сразу спокойнее становится». Реальный случай.

После работы

Вы, учитель, заканчиваете работать примерно в обед, из-за чего Вам жутко завидуют офисные работники. Они трудятся весь день, и вечером их сил хватает только на отдых. А Вы, учитель, работаете всего лишь полдня, приходите в обед домой и… Работаете! У вас в пакетике или сумке штук 60 тетрадей, которые нужно проверить. Этим Вы занимаетесь половину вечера: вглядываетесь в кривые почерки детишек. Кривые, потому что «это мой почерк, она не имеет права указывать мне, как писать». Но Вы, конечно, указываете. Потому что это Ваше зрение. Вы с глубочайшим удовольствием берете в руки тетради детей с хорошим почерком и наслаждаетесь каждой буковкой на этих строчках.

Конечно, не все носят тетради домой, многим легче задержаться в школе, а домой отправиться налегке. Но не стоит забывать один факт. У учителя есть семья, которой и так достается мало внимания этого учителя. А так хоть можно видеть родных, пока работаешь.

Когда все тетради и хорошее зрение позади, Вы включаете компьютер и готовитесь к завтрашним занятиям. План урока, презентации, задания, а еще интерактивы и интересности: детишкам же нужно еще заинтересоваться, их нужно мотивировать. Все сделали? И действительно надеетесь, что рабочий день закончен? Еще чего. Садитесь заполнять интернет-журнал в Дневник.ру, а потом делать поурочное планирование. И это в лучшем случае, если в школе не обосновалась никакая проверка или аккредитация.

В некоторые дни Вы займете себя репетиторством. Как там выразился премьер об учителях? Хотите денег – идите в бизнес. Так вот, это попытка хоть как-то заработать. Вы репетиторствуете несколько дней в неделю, а может быть, и все. Мой школьный учитель истории вел уроки у всей школы, и все равно репетитором после уроков зарабатывал больше.

Возможно, Вы найдете время выбраться из дома. Сходить куда-нибудь, отдохнуть или хотя бы заглянуть к друзьям в гости. Но Вам не дадут забыть о Вашей профессии. Посреди отдыха Вам позвонит какая-нибудь мамочка со словами: «Здрасте, а в третьем номере по математике нет опечатки? А то у нас не получается…», а Вы попробуете ответить со всей возможной вежливостью, что не сидите круглые сутки с учебником.

Учителем не работаешь от звонка до звонка, учителем живешь от рассвета до заката. Иногда и дольше.

Учитель начальных классов в астраханской школе

Заканчиваете работать Вы часов в 10 вечера. Садитесь на диван и открываете интернет – там у Вас чат с родителями учеников. А в чате скандал… Мамочки обнаружили, что у класса есть своя беседа в интернете, где четвероклассники обсуждают похабщину. Ну не совсем обнаружили. Кто-то кому-то что-то сказал, и понеслось. И Вы видите, как ответственные родители поругали и довели до слез хороших, примерных учеников из-за несуществующего чата. А дети, за которыми тянется шлейф хвостов даже за них не получили ничего. И Вы переживаете, и Вам самим обидно.

Вы ложитесь спать после того, как уделите капельку внимания своим домашним. И это Вам еще повезло, Вы никакой не завуч. Моя учительница биологии, завуч по воспитательной части, ложилась спать часа в 4 ночи. Помимо вышеперечисленного, она сочиняла положения, делала план мероприятий и мониторила все конкурсы Астрахани, области, России.

Ради чего мучения?

Вы прожили один день учителя. Согласна, я описала самый тяжелый, не все дни такие. Но жизнь учителя все равно трудна. Почему тогда учитель не уходит? А я еще не описала самого интересного.

Помимо хулигана, клоуна и плаксы, в классе есть и другие дети. Их больше, и они делают Вашу работу прекрасной. В классе есть просто умные дети. Есть умные и талантливые. Есть спортивные, есть просто хорошие. Этот мальчик много читает, такого начитанного во всех четвертых классах не сыщешь. Эта девочка выиграла олимпиаду по русскому языку. У нее 30 баллов, а у второго места 12. Только представьте! А это чудо-дитя и учится хорошо, и ведет себя превосходно, и в Ваших спектаклях лучший актер. Да, в спектаклях, потому что школа – это не только зубрежка. Школа – это отдельная жизнь. В этом году Вы выпускаете свой класс в старшее звено и уже наводите справки о каждом учителе, чтобы детей не испортили.

 

У конкретного учителя начальных классов, с которым мы работали, в месяц уходит по две-три красные ручки.

 

Вы работаете ради горящих глаз и горячих сердечек детей. Пока они в младшем звене, учитель для них – все. Они бегут к Вам обниматься, они замечают каждую новую деталь в Вашей внешности. Они Вас любят. И Вы их любите. С мальчиками Вы готовите песню девочкам на 8 марта, с девочками разучиваете танец на 23 февраля. Дома с семьей Вы говорите о своем классе, делитесь переживаниями, советуетесь, как бы сделать урок интереснее. Время от времени Вы заходите в комнату к своим родным и так воодушевленно говорите: «Я такие ребусы им нашла! Они с таким удовольствием решали!»

Так кто же это такой – учитель? Что за чудо-юдо-существо? В первую очередь это человек. О чём часто забывают. Человек со своей жизнью и со своими переживаниями. Но работа учителя заставляет переживать больше о школьных детях, чем о своих.

Примерять на себя роль учителя ново и интересно. Но есть одна роль, которую мне примерять не пришлось, я в ней живу – это ребенок учителя. Я вижу это каждый день, каждый день слушаю все переживания учителя. О каждом ученике. О каждой учительской проблеме. Я уже ложусь спать, а мама все еще работает. Я просыпаюсь, а мама уже уходит в школу.

Дочь учителя помогает маме проверять тетради, потому что одной с этим не справиться. Муж учителя закупает и привозит новогодние подарки для класса. Дочь и сын учителя вместе придумывают игры для детей и сценарии их спектаклей. Когда кто-то в семье учитель, мы не говорим: она учитель. Мы говорим: «Мы — учитель».




Партнеры