Из-за публикаций в Интернете можно потерять работу

Ситуация с сотрудницей пресс-службы астраханского минздрава прогремела на всю страну

На всю страну прогремела ситуация с сотрудницей пресс-службы астраханского минздрава: в одной из социальных сетей она оставила субъективный комментарий о бессмысленности обеспечивать дорогостоящим лекарством тяжелобольную девушку. И, несмотря на то что вскоре этот комментарий был удален, случай уже получил широкую огласку. Федеральные СМИ подхватили волну негодования, и за мнение, высказанное публично, астраханка поплатилась работой. Резонно встает вопрос: нужно ли следить за своими высказываниями в Интернете или никто не вправе оценивать наше поведение в социальных сетях? В тонкостях этого вопроса разбиралась журналист «МК в Астрахани».

Ситуация с сотрудницей пресс-службы астраханского минздрава прогремела на всю страну
Фото из личного архива автора

Это интернет, детка

Скандальных случаев, когда комментарии или посты в социальных сетях вызывали общественный резонанс, немало. Так, в 2015 году уволен заместитель министра экономического развития Сергей Беляков, написавший на своей странице в социальной сети, что ему стыдно за решение правительства по заморозке накопительной части пенсии. Еще один громкий случай произошел с крупнейшим банком. Менеджер по социальным сетям решила пошутить от имени официального аккаунта банка. Сообщение основывалось на стереотипах о Сбербанке: «Если на стене мелом написать „Сбербанк“, у стены образуется очередь из 30 пенсионерок. Кто пробовал? Работает?» Руководителям банка пришлось публично извиняться за высказывание сотрудницы и уволить ее. Этот список можно продолжать еще очень долго, ясно одно — случай с работницей астраханской пресс-службы не нов. Но сколько бы громкой огласке и общественному осуждению не придавали подобные ситуации, они то и дело возникают в том или ином регионе. Пресс-секретари, госслужащие, чиновники продолжают «попадаться» на субъективных высказываниях в социальных сетях и навсегда портить свое реноме. Мы спросили мнение об этом представителей различных ведомств, специалистов по массовым коммуникациям, а также медийных людей города.

Так, блогер Валерия Горан уверена, что в Интернете нужно фильтровать мысли всем, а не только сотрудникам и представителям каких-либо ведомств: «Мне всегда не нравилась фраза «это интернет, детка, тут могут и послать», потому что ну нельзя так. Некоторые люди носятся со своим драгоценным мнением, что берегов не видят, а сказали бы они то же самое в глаза на улице? Ну вот вряд ли. Но некий «моральный кодекс» в принципе есть, просто негласный. Не нужно быть сволочью, в противном случае с тобой перестанут общаться нормальные люди, а некоторых и вовсе могут уволить. Но если кому-то нужно это специально на бумажке написать, он без этого не понимает, то вряд ли и подписанная бумажка поможет. Против природы не попрешь».

Если говорить о договоре с сотрудниками, то многие частные организации уже внедрили в политику фирмы специальные соглашения. Так, Ольга Галкина, пресс-секретарь ресурсоснабжающей организации, рассказала, что в компании, где она работает, есть рекомендации по поведению и общению в соцсетях: «При приёме на работу подписываешь лист ознакомления и выполняешь. Общий смысл рекомендаций следующий: сотрудники компании как граждане имеют право выражать свою точку зрения на любые темы. Но бизнес компании — не политика. Тем, кто хочет обсуждать в интернете политические и другие конфликтные темы, следует убрать из своих аккаунтов имя компании и любую информацию, позволяющую идентифицировать их как сотрудников компании».

Выходит, что наши страницы в социальных сетях являются нашими ровно до тех пор, пока мы не указали на них данные о работодателе — компании, с которой нас будут четко ассоциировать. 

Мы за вами следим

Мировые эксперты в области интернет-технологий давно открыто заявляют, что все наши данные, опубликованные в социальных сетях, уже не принадлежат нам. Достоянием общественности становятся наши фотографии, видео, комментарии, посты. И если мы думаем, что, даже не идентифицируя себя с той или иной компанией, можем позволить себе писать и публиковать все что угодно, то тоже ошибаемся. Так, современная практика рекрутинга показывает, что будущие работодатели при просмотре резюме соискателя обязательно заглядывают на его страницы в социальных сетях.

Мария Жукова, HR-консультант, прокомментировала: «Для многих хантеров соцсети — это неотъемлемый ресурс в работе, кандидаты об этом знают. Зачастую сами резюме кандидатов содержат ссылку на профиль в социальных сетях. В любом случае, просматривая профиль, мы получаем достаточно много дополнительной информации о человеке. Это помогает дополнить образ будущего сотрудника. Кстати, многие потенциальные сотрудники благодаря соцсетям сформировали отличный личный (в том числе профессиональный) бренд, выстроили сеть контактов. И это определенно работает в их пользу. 

Что касается регламентации поведения сотрудников в социальных сетях, то зачастую при приеме на работу компании подписывают с работником внутреннюю корпоративную документацию, стараясь обезопасить себя от разглашения коммерческой тайны или деятельности сотрудника, которая угрожает имиджу компании или за которой могут последовать финансовые потери. На моей практике не было именно правил, которые регулируют поведение сотрудника в соцсетях. Но недавно знакомая рассказывала, что к ней пришел руководитель и попросил завязывать с нецензурной лексикой в соцсетях. Как это регулировала ее компания? Никак».

Сегодня социальные сети — это не просто личный дневник с фотохроникой, это обширный круг знакомств. На тебя могут быть подписаны твои коллеги, руководители, потенциальные работодатели. Что с этим делать и стоит ли оглядываться на это, публикуя на своей странице тот или иной контент, каждый решает сам. Но надо понимать, что соцсети для большинства давно вышли за грани личной жизни. Они стали публичной визитной карточкой.

С пресс-секретаря особый спрос?

О публичности соцсетей говорят не только в HR, но и в органах власти. Случай с высказыванием сотрудницы астраханского министерства породил множество вопросов. Могла ли девушка писать столь субъективно, если на ее странице было указано место работы — пресс-служба ведомства? Многие из тех, с кем нам удалось пообщаться по этому вопросу, уверены, что с пресс-секретаря в Интернете особый спрос.

Алексей Глухов, начальник управления пресс-службы и информации администрации губернатора Астраханской области, считает, что невозможно списать высказывание пресс-секретаря на изъявление личного мнения, поскольку он является личностью публичной.

«Это и уши, и глаза ведомства, которое он представляет. Являясь представителем данной службы, нужно быть готовым, что тебя будут ассоциировать с этим органом власти. Где бы в социальных сетях работник госорганов ни был зарегистрирован, он должен понимать, что представляет государство. Сейчас очень сложно скрыть, где ты работаешь, и на любые скандальные темы всегда найдутся интересанты, готовые вычислить и вывернуть наизнанку любое высказывание. Под ударом может оказаться любой вне зависимости от места работы, но будучи представителем какого-либо ведомства, нужно понимать, что ставишь под удар и своего руководителя. Нужно быть очень аккуратным и вежливым». 

По мнению Александра Алымова, советника губернатора АО по информационным вопросам, в госучреждениях давно пора перенимать опыт коммерческих компаний, где условия поведения в социальных сетях определяются при приеме на работу.

«Сегодня документа, регламентирующего поведение работников госучреждений в социальных сетях, не существует. Что не отменяет этого понятия. Но невозможно себе представить, чтобы работник крупной компании публично (а социальные сети это публичная площадка) действовал против интересов компании. Нужно делать выбор: или работаешь и соблюдаешь корпоративную этику, или ищешь иную работу. Кроме того, необходимо четко разделять, что такое личное и публичное. Если я в личной переписке что-то обсуждаю — это мое право, которое охраняет конституция, «тайна переписки». Если я выкладываю что-то в публичный доступ, то это все равно что расклеить объявления по подъездам или выступить со сцены. То, что доступно любому читателю, может быть личным мнением, но высказано оно осознанно публично. А если это наносит вред работодателю, то, извините, это неуместно. Конечно, здесь важно четко разделять виды сообщений. К примеру: работник публично пишет, что работодатель не выплачивает ему зарплату. Это одно дело. Человек таким образом защищает свои права. Но если кто-то вдруг начинает писать от имени компании вещи, которые наносят ущерб этой компании, такого допускать нельзя. То же самое касается чиновников. Какой вывод сделает читатель, если сотрудник правительства вдруг начнет оскорблять граждан (а такое встречается). Разумеется, это бросает тень на все ведомство. Надо уметь себя вести. В обществе, дома, в соцсетях». 

А вот Валерия Мухина, пресс-секретарь министерства экономического развития АО, за годы работы выработала свою философию и личный кодекс поведения:

«Работа пресс-секретаря, или специалиста по связям с общественностью, обязывает ко многому. И тут абсолютно неважно, где ты работаешь: в государственной структуре или на частном предприятии. Кто бы и что не говорил, пресс-секретарь — это в первую очередь  публичная личность, а во вторую, лицо компании. Все, что будет сказано этим лицом, будет воспринято общественностью как позиция организации. Каждое слово, написанное в социальных сетях или сказанное публично, должно долго и четко выверяться. При приеме на работу мы не подписываем никаких соглашений, хотя знаю, что в некоторых частных корпорациях такие документы есть. Поэтому тут все зависит от морально-этических качеств пресс-секретаря. Должен быть какой-то внутренний барьер и понимание того, что можно говорить, а что нет. При этом я считаю, что нельзя допускать публичные критические высказывания и о своих прошлых работодателях. Все мы люди, нас многое не устраивает, мы тоже видим какие-то недочеты, но наша работа — это формирование положительного имиджа организации, где мы работаем. И нельзя позволять себе портить этот имидж своими собственными публичными высказываниями».

Так, взяв за основу вполне реальный случай, мы подняли достаточно серьезную тему. Возможно, в будущем будет создан некий свод правил поведения в Сети — этикет, который каждый пользователь будет подписывать. А пока эти правила не прописаны, в Интернете просто нужно оставаться человеком, неважно какую должность ты занимаешь и в какой структуре работаешь. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29 от 12 июля 2017

Заголовок в газете: В ответе за сети

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру