Астраханка получила премию за "душевный стриптиз"

Актриса театра "Периферия" привезла награду за лучшую женскую роль

Актриса театра "Периферия" привезла награду за лучшую женскую роль

В конце июня в Екатеринбурге прошел XI Международный фестиваль современной драматургии «Коляда-plays». Его участниками стали труппы из шести стран. За десять дней было сыграно 37 спектаклей. Театральные критики международного уровня, известные российские актеры, режиссеры и драматурги собрались, чтобы увидеть и оценить постановки из разных уголков России и зарубежья. Общедоступный театр «Периферия» из Астрахани в третий раз стал участником фестиваля. В этот раз труппа вернулась домой не с пустыми руками – приз за лучшую женскую роль получила Лидия Елисеева за роль Вали в спектакле по пьесе Ирины Васьковской «Русская смерть». В интервью «МК в Астрахани» актриса рассказала, чем ее Валя покорила критиков, почему в театре не должно быть ханжества и в каких случаях со сцены можно материться. 

— Коляда-plays — это серьезное событие в мире современного театра. Что для вас значит этот фестиваль? Что он дал вам?

— Для нас «Коляда-plays» — особый фестиваль. Это наш первый фестиваль, который, как мы теперь понимаем, дал нам путевку в жизнь. Мы три года подряд отправляли заявки на участие, и все три раза Николай Владимирович (организатор — прим. ред.) приглашал нас принять в нем участие. И мы счастливы. Для нас это каждый раз новая волна, новый глоток, новое дыхание, это новый заряд двигаться дальше.

— С фестиваля вы привезли с собой награду за лучшую женскую роль. Наверное, она требовала кропотливого труда?

— Помню, сразу после вручения все поздравляли друг друга, и я каждому актеру из «Коляда-театра» в ответ на поздравление говорила, что в этом дипломе есть и его частичка. И в этом нет никакого лукавства. Я действительно не воспринимаю эту награду как свою личную. Это победа наша, общедоступного театра «Периферия». Победа прежде всего над собой. Это хороший, достойный результат двухлетней работы, не над спектаклем, а именно работы нашей команды. Результат всех наших фестивалей, всего увиденного на этих фестивалях, всего пережитого. И, конечно, особенно приятно, что нам удалось удивить и впечатлить артистов «Коляда-театра», к которым мы относимся с огромной любовью и уважением. Актёр ведь как сосуд, он должен быть наполнен и должен быть наполнен отборной смесью. А на фестивалях всегда собирается все самое интересное. Это наполняет, порой даже переполняет, но в результате выливается в такие радостные мгновения творчества. Поэтому я очень благодарна каждому, абсолютно каждому артисту, который эти два года одаривал нас своим талантом и любовью к профессии.

— «Русская смерть» — это спектакль о нас. Главные герои в нем, как и во многих других ваших постановках, будто исполняют душевный стриптиз. Как вашей команде удается достучаться до каждого?

— Роли Вали, Нади, Алексея, как и сама пьеса, достаточно сложные в своей простоте. При первом прочтении ты даже не понимаешь, что это такое. Просто люди, просто встретились и разошлись. А где же страсти-мордасти? Но тут дело в подаче. Наш режиссер Александр Беляев влюбился в пьесу И. Васьковской и поставил нас перед фактом, что он будет делать этот спектакль. Скажу сразу: в ней очень много поставлено на интуиции. Хотя, конечно, текст мы как всегда прорабатывали подробнейшим образом. Но цитируя Б. Окуджаву: «Каждый пишет, как он слышит, каждый слышит, как он дышит», — я могу выразить своё впечатление о пьесе и о работе Александра над спектаклем. Я не знаю, как они это делают. Так просто, а за этим космос. Космос, который пробирает каждого зрителя. Работать с таким материалом и в такой режиссуре безумно интересно.

— То, что вы делаете в Астрахани своими постановками, просто взрывает мозг зрителю, однажды посетившему спектакли «Периферии». Буря эмоций у людей. Почему так?

— Я не знаю, можно ли об этом писать в газете, но моё любимое выражение у Тамары Васильевны Зиминой, ведущей актрисы «Коляда-театра», звучит так: «Прожил, как в жопе сгнил». Вот хочется жить на полную катушку, не оглядываясь, не боясь, что тебя не так поймут. Жизнь не такая уж длинная. Каждому из нас хочется любви, понимания, признания, простого человеческого счастья. Об этом и пишут лучшие современные драматурги. Все пьесы, которые мы берём в работу, нами выбраны не случайно. Каждая — это определённая болевая точка. Прежде всего, наша. Это абсолютно откровенный разговор без прикрас. Мы открыты зрителю, мы идём к вам с открытым забралом, мы хотим разговора, мы ищем его. Наверное, поэтому вы откликаетесь, а мы становимся друзьями.

— Почему до вас этого никто не делал?

— Сложный вопрос. Не знаю. Пытались. Но встретив непонимание, отступили. Мы же тоже не сразу нашли «своего зрителя». И сначала нам было довольно трудно и порой досадно выслушивать категоричное мнение, и даже замечания, и советы по улучшению... Но опять же «Коляда-plays», астраханский фестиваль «Верю», Григорий Заславский и Марина Перелешина с их высокой оценкой нашего творчества и их «Путевка в жизнь» сделали свое дело. С тех пор все пошло-поехало. Из зрителей особые слова любви и благодарности хочется сказать Наталье Владимировне Корякиной. Ещё до всех фестивалей, когда нас спамила основная часть астраханского театрального зрителя, именно она, посмотрев спектакль «Марьино поле», влюбившись в него, стала нашей поддержкой и опорой. Получается, мы почти пережили самый страшный и неприятный этап — поиск своих людей. Сейчас у нас не просто зрители, у нас настоящие друзья, которые помогают и духовно, и морально, и даже материально. Это дорогого стоит.

— Во многих ваших пьесах встречается мат. Почему со сцены театра можно материться?

— Все пьесы, с которыми мы работаем, написаны хорошим живым, литературным языком. А в жизни, особенно в экстремальных ситуациях, мы часто, не задумываясь, употребляем крепкое словцо. И в спектакле оно не ради самого себя, а для живости изображения остроты ситуации, характеристики персонажа, не более. Мы против ханжества и в жизни, и на сцене. Если мат в пьесе не самоцель, то он оправдан.

— В ваш театр ходит очень много молодежи. Как вы ее приручили?

— Молодежь — самая ценная аудитория. Они не терпят фальши. В юности мы все максималисты, пытающиеся понять этот мир, разделяя его на чёрное и белое. Но это и время новых идей, открытий, время бьющей через край молодой энергии. Думаю, секрет в том, что у нас изначально отсутствует установка на обучение, окультуривание молодых людей. Мы хотим диалога. Нам есть чему поучиться друг у друга. Молодежь у нас классная, думающая, неравнодушная. А у нас уже есть какой-никакой опыт и понимание, что мир не чёрно-белый, а разноцветный, с оттенками. В нем так много нюансов. А главное, жизнь — это процесс, это ежеминутный выбор, и не стоит рубить с плеча, если кто-то оступился, нужно быть терпимее, оставляя за человеком его право на выбор.

— А как насчет представителей власти? Их вы не пытались приручить?

— Ну, губернатора, например, у нас пока не было. Но мы его до сих пор и не приглашали, понимая, какая у него занятость. А вот министр культуры и туризма Галина Зотеева была на нашем спектакле «Марьино поле». Ей очень понравилось. Но своим вопросом вы меня озадачили. Пора приглашать...

— В июне «Периферия» стала организатором масштабного мероприятия — лаборатории «Жара». Каким образом вам удалось завлечь в наш провинциальный городок гуру современной театральной жизни и Критика с большой буквы Павла Руднева?

— В ноябре 2016 в «Гоголь-центре» состоялся Первый Форум независимых театров России, на котором был питчинг и нашего театра. И когда я подошла к Павлу Рудневу, оказалось, что ему понравилась наша презентация, и его заинтересовало то, что мы делаем. Мы получили его предварительное согласие на приезд к нам в Астрахань. А дальше уже пошла организационная работа. Лаборатория современной драматургии «Жара» прошла 10-11 июня. Мы умудрились своими силами организовать все это. Желающих посмотреть и послушать было достаточно, лаборатория прошла очень хорошо. Это была прекрасная возможность пообщаться с ведущим театральным критиком страны, услышать его профессиональный разбор, задать вопросы. Здорово еще и то, что Павел согласился на дальнейшее сотрудничество. Думаю, это только начало. 

— Чего не терпит современный театр?

— Современный театр, как и современный мир, не терпит вакуума. В наш век интернета информация стала доступной в любом объеме и любого качества. Искусственно закрывать пространство вокруг себя означает смерть и превращение в настоящее болото. Надо общаться, надо впитывать опыт других театров со всего мира, надо обогащаться знаниями, которые доступны сейчас. А уж если есть возможность непосредственного общения — надо забирать это.

— Говорят, что на спектакль «Наташина мечта» все приходят с мамами. Почему?

— К нам не только на «Наташину мечту» приходят ребята с родителями. Это абсолютная правда. Одна девушка-студентка сказала своей маме: «Пойдём, мама, я покажу тебе настоящий театр». Это ли не счастье, когда молодые люди ведут к нам своих родителей, а родители ведут своих детей. Наши спектакли на самом деле рекомендованы к семейному просмотру. И это ещё одна особенность театра «Периферия». Кстати, после спектакля можно остаться и за чашкой чая попытаться пережить эмоции после спектакля вместе с другими. Мы общедоступные же.

— А какая Лидина мечта?

— В космос хочу полететь. Мечта — это же что-то невероятное? Я хочу объехать весь мир. Мне безумно интересно увидеть собственными глазами, как живут люди в разных уголках нашей планеты. Какие они. Все посмотреть, потрогать, попробовать. На то она и мечта, чтобы быть глобальной и красивой. А остальное уже цели и задачи.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Душевный стриптиз

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру