Астраханские льготники отправляются в путь-дорогу за справками

Всего в регионе их насчитывается 140 тысяч

Многие с приближением пенсии впадают в уныние, опасаясь одиночества и скуки. И заранее планируют, чем будут заниматься на заслуженном отдыхе: присматривают бассейн и дорожку для пеших прогулок, записываются в кружок хорового пения, готовят удочки и шахматы, вспоминают навыки вышивания крестиком или вязания. 

Но когда не надо больше с утра бежать на работу, выясняется, что досуга у пенсионеров не так уж много. Была в советские времена песня про неуемную старость и комсомольские сердца, и, увы,  она до сих пор не утратила актуальности. 

Всего в регионе их насчитывается 140 тысяч

Я в дороге, я в пути

Вот она, пенсия по старости. Восторга нет, но есть понимание: другой этап жизни. Можно переселяться на дачу гортензии с помидорами выращивать? Ага, сейчас! Сначала нужно побегать по инстанциям, чтобы получить все необходимые справки для получения заслуженного звания «Ветеран труда», а вместе со званием и компенсацию за коммунальные платежи. Других благ это звание не дает, а на пенсии каждые сто рублей — деньги. Для этого необходимо принести справки ото всех коммунальщиков. Справка действительна месяц, в него надо уложиться, чтобы не ходить по новому кругу. Зеленая книжечка в руках. Теперь можно выдохнуть и приступить к пенсионной жизни? Можно, но не навсегда. Монетизация льгот прошла, как известно, вопреки бурным протестам пенсионеров. И они как в воду глядели. После монетизации компенсационные выплаты ужимались, как шагреневая кожа, с 50% от суммы оплаты за коммуналку до 718 рублей, независимо от площади жилья, и до 337 руб. компенсации транспортных расходов.  Хотя тарифы и суммы платежей за коммуналку с учетом ОДН  не останавливают  движения вверх. Произошло это согласно  нашумевшему Социальному кодексу Астраханской области от 22.12.2016 № 85/2016-ОЗ. И ладно,  если бы сумма  выплаты просто уменьшилась, не впервой. Но теперь ее добыть надо, приложив немало усилий, нервов, здоровья и времени, которых у стариков осталось не много.  Каждый год (!) льготникам нужно собирать справки об отсутствии задолженности у коммунальщиков. Примечательно, что все коммунальные предприятия — это частные коммерческие организации, цель которых получение прибыли. За исключением  МУП «Астрводоканал». С какой стати компенсации из бюджета людям, чьи заслуги государство и регион уже признали, поставлены в зависимость от качества работы коммерческих структур? Почему «качества»? Да потому, что не было бы головной боли у льготников, которые, по признанию коммунальщиков, являются самыми исправными плательщиками, если бы их абонентские службы работали нормально. Люди не хотят идти на сверки не потому, что таят злой умысел, а потому, что поход туда — потерянный день, проведенный в многочасовой очереди в страшной тесноте, без элементарных человеческих удобств, таких как вода и туалет. Увы, но задолженность  обнаруживается практически у всех, и  необходимо пройти эти круги ада еще раз. Хорошо, если не два.

Проверено на себе

Узнав, что в этом году без справок мне как «Ветерану труда» не будут выплачивать компенсацию, решила начать их сбор с Расчетного центра. Отправилась на ул. М. Максаковой, 18Б. В двух помещениях одного здания отдельно обслуживают абонентов  по отоплению и горячей воде и по электроэнергии. И там, и там чудовищные очереди. Поскольку с отоплением не так давно разбиралась по другому поводу, то начала разбор полетов с электроэнергии. Была информация, что временно этот отдел РЦ работает по выходным. Действительно, в воскресенье 18 июня народу было не очень много, но присесть было уже некуда. В 9.45 утра выбила талончик с номером 67. На нем, кроме времени и номера очереди, сообщение, что передо мной  44 посетителя. Принимали пять операторов, с каждым занимались не менее получаса. Сверка — дело кропотливое, долгое. Старики (преимущественно старушки) — народ суетный, забывчивый, волнуясь, теряют очки, путаются в квитанциях. Немудрено. По закону хранить квитанции потребители должны три года, а долги «всплывают» и за пять лет. Причем электроэнергия за это время «гуляла» из платежки одного расчетного центра в платежку другого.  Поди упомни, куда делся квиток пятилетней давности из пачки платежек, который именно сейчас требуется, чтобы доказать, что ты исправный плательщик. Молодых в очереди было замечено два человека. И те через час, не выдержав, сбежали. Просчитав, что мой черед подойдет не раньше, чем часа через три, и я пошла по своим делам. Те же, кто приехал с другого конца города или по состоянию здоровья не мог отправиться на прогулку, томились в душном помещении. Вернулась обратно я около двух часов дня и отсидела в очереди еще часа полтора. При ежемесячных платежах  и передаче сообщений о показаниях счетчиков мне выставили долг с 2012 по 2015 год больше чем на 700 рублей, при условии, что сверку я проводила в 2014 году и  получила тогда справку, что ничего не должна. В ежемесячных квитанциях на оплату никаких долгов за мной тоже не числилось. На минуточку, долги тянут за собой пени!  Кому это выгодно? И если долги  есть в базе данных поставщика, почему не отражаются в квитанциях, чтобы дать людям возможность, если они ошиблись при оплате, своевременно исправить эту ошибку? Обнаружилась у меня и еще одна «засада» с заменой электросчетчика, но это тема отдельного разговора. Написав претензию, я вышла из РЦ в четвертом часу дня, измочаленная, будто вагоны разгружала. После получения ответа из АЭСК, а на разбор претензии отводится месяц, мне предстоит еще один заход в РЦ. А таких визитов в обязательной программе льготников еще шесть! Если без «повторов». Мой случай, увы, не исключение. В очереди говорят, что с проблемами начислений сталкивается почти каждый, кто сюда приходит. Не удивлюсь, если после апрельской сверки «по нулям», опять всплывут долги за лохматый год и по отоплению с горячей водой. Ведь сейчас льготники бояться остаться без своей тысячи рублей  компенсации, разобраться потребителям в начислениях по-прежнему невозможно, хотя миллион раз было обещано сделать их прозрачными. Вот свезло коммунальщикам,  140 тысяч льготников сейчас заплатят им все, что они начислят! 

Мы немало на свете успеем, наша жизнь отгорит не зазря

Так поется в песне про старость. Но успеем ли, прежде чем она «отгорит»? Чем ближе 1 ноября,  до «часа Х», когда  надо сдать документы в соцзащиту на выплату компенсации, тем ажиотаж вокруг получения справок от коммунальщиков будет сильнее. Это поняли и в администрации области. По поручению губернатора Александра Жилкина прошло совещание с участием коммунальщиков, представителей минсоца и общественности, которое провел руководитель администрации губернатора Канат Шантимиров. Он насчитал всего четыре пункта, куда надо идти за справкой. На самом деле большинству льготников нужно получить 7 отдельных  справок:  электроэнергия,  холодная вода и слив, горячая вода и отопление, газ, капитальный ремонт, вывоз ТКО, справка по оплате жилищных услуг от УК или ТСЖ.  Без очереди только справка от жилищников. 

На совещании принято решение, что ресурсники будут сами предоставлять данные о наличии или отсутствии у человека долга за ЖКХ в минсоц в электронном виде. Тем самым, решили на совещании, они избавят льготников от «повинности» ходить по расчетным центрам и простаивать часы в очередях. Соглашения о передаче данных с большинством ресурсников уже подписаны. Планируется, что люди будут приходить в центры социальной поддержки населения, писать заявление, и центры будут получать необходимые справки у каждого поставщика услуг. Как будет исполняться это решение, обещал лично следить губернатор Александр Жилкин. Это, возможно, отчасти уменьшит очереди, но не ликвидирует их. Потому что, повторюсь, практика показывает: чуть ли не к каждому абоненту у коммунальщиков есть претензии… с 2012, 2013 года и т. д. И сейчас самый удобный случай их предъявить. Как это будет? Я пойду в центр соцзащиты, отстою очередь (они там, к сожалению, тоже есть), напишу заявление, потом должна прийти туда еще раз, отстоять опять очередь, для получения информации, кому я должна. Следующий этап — очереди в абонентские отделы ресурсников или расчетные центры, чтобы выяснить, откуда взялся долг. Если есть разногласия, то походов таких будет, как минимум, два. Два раза в очереди. Наконец, третий этап: заключительный визит в соцзащиту (очередь) для окончательного урегулирования вопроса. Всю эту цепочку можно было бы значительно сократить, если бы абонентам-льготникам, а не только соцзащите,  ресурсники заранее прислали вместе с платежными квитанциями распечатки долгов. Старики спокойно бы дома поискали свои квитанции, не найдя, заплатили бы или оспорили и затем уже отправлялись  в соцзащиту. 

Никогда рубежей не сдадим мы

Еще недавно в городе было множество филиалов «Социальных гарантий» при отделениях сбербанка, где можно было спокойно, без очередей провести сверку. Сейчас осталось всего пять «точек» плюс абонотдел «Водоканала». Куда делись? Расчетный центр (отопление, горячая вода и электроэнергия) один на весь город плюс абонентские отделы поставщиков. 

О том, каких усилий стоит получить справку в «Межрегионгазе», известно всем. С самого начала введения платы за капитальный ремонт наш дом платил за него НУ, потом поменялось законодательство,  дом открыл спецсчет в Фонде капремонта. А в квитанциях «Соцгарантий» у нас второй год тупо идет строка оплаты за капремонт с суммой, из месяца в месяц. Вывод: «Соцгарантии» передадут данные с «долгом» в соцзащиту, и придется ползти на Свердлова, 5, стоять в очереди, доказывать, что «все уплочено». Таких домов десятки. Потому что две разные структуры, и что-то там у них не срастается. Как нельзя «вовремя» образовалось нововведение от энергетиков. Они «рекомендуют» населению сообщать показания счетчиков с 19 по 22 число расчетного месяца, а не как требует закон с 23 по 26.  Мотивировка — «для корректного начисления». А до этого какое было? Их квитанции приходят в почтовые ящики самыми последними, когда уже половина отведенного законом периода для оплаты с 1 по 10 число проходит. И чем они «сахарнее» других ресурсников?

Тем льготникам, кто пройдет все круги мытарств в этом году, включая лежачих больных и инвалидов, чтобы продолжать получать компенсацию, данную им законом за особые заслуги, в следующем  будет делать это уже легче? Наверное.

Абсолютно все коммунальщики жалуются, что люди к ним на сверки не ходят. А кто у них в очередях корвалол литрами пьет? Когда же эти предприятия почувствуют свою социальную ответственность перед каждым абонентом, а не только перед подшефным детдомом?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29 от 12 июля 2017

Заголовок в газете: Старость меня дома не застанет

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру