В Астраханской области — 51 региональное представительство различных партий

В регионе 8 сентября пройдут дополнительные выборы в 26 округе на освободившееся место депутата Областной думы

На днях президент подписал закон, вносящий изменения в избирательное законодательство. А с 8 июня стартовала подготовка к единому дню голосования 10 сентября. О том, как она идет, что нового ждет в избирательной кампании осени 2017 года кандидатов и электорат, рассказал председатель избирательной комиссии Астраханской области Игорь Михайлович  Коровин.

В регионе 8 сентября пройдут дополнительные выборы в 26 округе на освободившееся место депутата Областной думы

– Принятые поправки избиратели ощутят или они «технические» и касаются больше системы работы избиркомов?

– Все изменения в законодательстве непосредственно касаются и кандидатов, и избирателей, и тех, кто обеспечивает успешное прохождение выборов. В сентябре у нас пройдут дополнительные выборы.  В законе прописано, что новые положения его при дополнительных выборах не применяются.  Но в 20 регионах страны развернется борьба за губернаторские кресла и в законодательные собрания субъектов, и уже по новым правилам. Ну а далее нас всех ждут выборы президента Российской Федерации. 

– Что же изменилось в избирательном праве?

– Начну с того, что до 2013 года избирательные участки формировались к каждым выборам заново. Затем все участки  образовывались сроком на пять лет. То есть каждую пятилетку к выборам  карта избирательных участков нарезалась и утверждалась по-новому. Вы сами, наверное, сталкивались с тем, что на одних выборах приходили голосовать, к примеру, в одну школу микрорайона, на других уже в другую, хотя местожительство не меняли. Теперь перекраиваться география  участков не будет, а будут вноситься изменения в их границы по мере необходимости. Например, на участке изменилась численность населения. Жизнь не стоит на месте, сносятся одни дома, возводятся новые жилые комплексы и так далее. Сейчас  в нашей области активно проходит слияние муниципальных образований, в Харабалинском, Лиманском районах. В Черноярском районе из 15 муниципальных образований сконцентрировали всего три. Это все влияет, безусловно, на количество избирательных участков.  

Я все вижу!

– У проигравших кандидатов почти всегда возникают претензии к отношению участковых комиссий  к их наблюдателям. Работа наблюдателей – это практически всегда квест. Поправки усложнили или облегчили ее?

– Ранее каждый кандидат, партия должны были предварительно представлять список наблюдателей в территориальную или окружную избирательные комиссии. Поправками это обязанность устранена. Они просто будут назначать наблюдателей, но не более двух в каждую комиссию, хоть накануне выборов, выписывать им направления.  На участке работать они смогут только попеременно. Ранее, в случае, например, болезни наблюдателей, невозможности приехать на избирательный участок, заменить их другими было нельзя – списки были утверждены. Сейчас возможность замены наблюдателей у кандидатов и партий увеличилась.

На мой взгляд, стали более демократичными правила удаления наблюдателей, членов комиссии с правом совещательного голоса с избирательных участков.  Это не тайна, что  этим правом некоторые председатели участковых комиссий широко пользовались, убирая с участков неугодных. Потом это решение можно было сколько угодно обжаловать, но что толку после драки кулаками махать. Отныне решение об удалении наблюдателей с выборов может приниматься только судом.   Это, конечно,  сократит количество удалений, у председателя участковой комиссии в ходе выборов просто не будет времени готовить документы для суда. С одной стороны, положен конец практике удалений с участков по любому поводу и под любым предлогом, с другой – на избирательные участки приходят разные люди, в том числе некорректного поведения, неадекватные. И эта категория вполне может занять позицию «что хочу, то и делаю, и мне за это ничего не будет». Тем не менее я считаю, что все же это лучше, чем когда удаляли с участков всех, кто не пришелся ко двору, без разбора, за то, что человек требовал правильного подсчета голосов и исполнения закона. 

Где эта улица, где этот дом?

– Еще одной болевой точкой для самовыдвиженцев и партий всегда была проверка подписных листов. Все стало проще или усложнилось?

– Сбор подписей для выдвижения был неким фильтром,  закон  в этой части был очень жестким. Например, кандидат должен был предоставить копии паспортов подписантов. Но была такая правовая казуистика: копии всех листов паспорта или только первых двух, на которых  записана основная информация о владельце? В законе прописано, что в отношении каждого лица, который вносит свою подпись,  должны быть указаны паспортные данные  и адрес местожительства. А  адрес местожительства – это область, район, город и т. д. К примеру,  если в подписном листе не было указано «Астраханская область, Енотаевский район, с. Енотаевка», а стояло просто «Астраханская область, с. Енотаевка», подпись считалась недействительной. Теперь закон гласит, что если неоднозначное понимание адреса исключается, то принимается тот, который записан.  В нашей области несколько населенных пунктов с названием  Лебяжье, Михайловка, Ивановка и т.д. В таких случаях обязательно полное название адреса местожительства: Верхнее или  Нижнее Лебяжье с указанием района области,  где они расположены. А скажем, с. Икряное у нас одно. Что скрывать, некоторые комиссии могли манипулировать этой нечеткостью в законе при приеме документов у кандидатов. Проблема в том, что после сдачи на проверку никакие исправления в подписных листах уже не допускаются. Именно недоработки в них были и будут еще наверняка препятствием для многих претендентов на участие в выборной гонке. Но отказов станет меньше. 

Конец «карусели»?

– Отмена открепительных удостоверений вызвала бурное одобрение в обществе, ведь именно они давали возможность для реализации незаконных выборных технологий. А что вместо них?

– Теперь закон предусматривает возможность для каждого избирателя проголосовать на любом участке, где бы он ни находился: если выборы федеральные – на территории страны, если областные – региона. Если человек знает, что в день выборов он будет не дома, а, скажем, в командировке, в отпуске, да даже на даче и так далее, он должен написать заявление в избирком, и его данные автоматически будут перенесены в базу данных избирательного участка по месту его  пребывания на день выборов. Сделать это можно будет за 45-4 дня до выборов. Уже предварительно подсчитано, что таким правом могут воспользоваться от 10 до 15 миллионов россиян, а это около 10% от всего населения,  имеющего право голоса. Например, человек прописан в Астрахани, работает в Москве или на Ямале. При прежней системе ему, чтобы реализовать свое избирательное право, нужно было приехать в Астрахань за открепительным удостоверением. Жизнь есть жизнь, и всегда будет категория людей, у которых изменились планы меньше, чем за 4 дня до дня голосования. Они тоже получили право прийти в избирком и получить удостоверение со специальной маркой, имеющей защиту и исключающей подделку  и неоднократное голосование. Он строгой отчетности. По этому удостоверению можно будет проголосовать на  любом участке. Если за 45-4 дня наша избирательная система берет на себя обязанность исключить избирателя из базы данных по месту прописки и включить по месту пребывания, то за три дня до голосования в масштабах страны сделать это невозможно, поэтому  и предусмотрено написание заявления  с особой степенью защиты, исключающей  неоднократное голосование.

Это основные изменения,  касающиеся наибольшего количества избирателей.  Наконец, серьезно ужесточена ответственность за нарушения избирательного законодательства: кратно увеличены штрафы,  и вплоть до уголовной ответственности.

За что боролись?

– Сегодня в астраханской блогосфере обсуждаются темы, которые  касаются выборов. Например, открытие астраханского штаба Алексея Навального, который  собирался приехать в наш город, но, видимо, обстоятельства оказались сильнее.  Пока в этом штабе заявили, что с противодействием местных и региональных властей не сталкивались.  А у облизбиркома были ли хоть какие-нибудь контакты с его представителями?

– Как в любой партии, работа штаба или иного объединения – это обычная политическая деятельность.  Если политик пойдет на выборы, мы, естественно, будет с ними работать. Сейчас у нас просто нет точек соприкосновения. 

– Недавно местные эсеры предложили переименовать сквер им. С.М. Кирова в «Сквер оппозиции». Мотивировали тем, что  туда люди приходят для  выражения своего протеста. А вы  как относитесь к этой инициативе?

– Как житель города, я соглашусь с тем, что сквер им. Кирова должен быть переименован.  Историю не перепишешь, но  Киров был в ней неоднозначной личностью. Это мое личное отношение к этому историческому персонажу. Ну а как назвать?  «Сквер оппозиции» и вовсе уж режет ухо, не Гайд-парк, понимаете ли. Он что будет только для оппозиции? А всем остальным куда? Не оппозиционеры смогут гулять в нем или  только по предварительной записи? Все-таки это центр города,  и сквер должен принадлежать всем астраханцам независимо от их политических предпочтений. 

– Астраханцы уже сбились со счета, сколько раз местное отделение ПАРНАСа безуспешно вносило заявку на проведение референдума о возвращении прямых выборов мэра. Вы можете прокомментировать эти титанические усилия по восстановлению демократии?

– Это в отличие от переименования сквера как раз наша сфера, все референдумы проходят через избирком. Я тоже сбился со счета, кажется, 17 заявок было. Но первые 7 раз их подавал не ПАРНАС, а «Справедливая Россия». А ПАРНАС потом перехватил инициативу. Хотя цель, похоже, та же: в очередной раз напомнить о себе. Коллеги делились, что во многих регионах ПАРНАС вносит такую же инициативу, но мы – лидеры. Если бы ПАРНАС ставил себе цель действительно добиться референдума, (который, с моей точки зрения, был бы вполне правомерен), они бы каждый раз не несли документы с заведомыми ошибками. Не могу поверить, что у них нет возможности обратиться к юристам, которые оформили бы эти заявки  в соответствии с требованиями закона. А ошибки одни и те же, переходящие из заявки в заявку. Это как понимать? Не серьезный подход, если цель – добиться результата. Причем некоторые ошибки, по которым им отказали и мы, и облдума, можно было бы оспаривать, но и этого не делается. Получается, что истинная цель не сам референдум, а борьба за него?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №25 от 14 июня 2017

Заголовок в газете: Выбор есть

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру