В Астрахани прошел круглый стол, посвященный проблемам образования в регионах

Что делают астраханские вузы для того, чтобы растить компетентных специалистов на местах

В стране актуальна проблема молодых кадров. Реальный сектор экономики нуждается в свежей крови, однако реформы министерства образования РФ привели к сокращению рабочих специальностей. Как сегодня решается этот вопрос? Кто будет развивать промышленность страны через 10 лет? И что делают астраханские вузы для того, чтобы растить компетентных специалистов на местах? Об этом и многом другом поговорили на круглом столе «Проблемы образования в регионах», организованном редакцией газеты «МК в Астрахани».

Что делают астраханские вузы для того, чтобы растить компетентных специалистов на местах

Взрослые: готовятся заранее

В июне 2016 года президент заявил о необходимости государственной программы по подготовке и переаттестации всего персонала, обеспечивающего развитие российской промышленности. Сегодня для достижения поставленной цели необходим качественно выстроенный диалог предприятий и образовательных учреждений среднего и высшего звена, чтобы молодой человек выходил из вуза или колледжа компетентным, готовым максимально реализовать свой потенциал. Немаловажно также помнить о том, что отношение к профессии формируется  еще в процессе обучения в школе. О профориентационной работе со школьниками рассказала Елена Лыкова,руководитель отдела по психолого-педагогической работе при управлении образовании администрации МО «Город Астрахань».

— Сегодня молодые люди, как и десять лет назад, выбирают преимущественно экономические специальности. Хотя официальная статистика на протяжении последних нескольких лет говорит о том, что экономисты, управленцы и юристы — это одни из самых невостребованных профессий. На втором месте — гуманитарные специальности, на третьем — декоративно-прикладное искусство. Чтобы донести эту истину до школьников, а главное, до родителей, мы проводим активную профориентационную работу. Это очень важное направление в деятельности комитета образования. Работу с детьми мы начинаем вести еще в начальных классах. Например, на сегодняшний день на базе школы №48 реализуется ряд проектов для детей, в рамках которых педагоги знакомят даже младших школьников с основами профессий. Кроме того, мы тесно сотрудничаем с городским центром занятости, совместно с которым проводим для ребят экскурсии на предприятия. Благодаря таким выездам ученики своими глазами видят, как работает тот или иной завод, фабрика, производство. Смотрят за работой сотрудников. Ну и конечно, важным этапом в профориентационной работе являются беседы с родителями. Не секрет что зачастую выбор ребенка определяют папы и мамы. Поэтому мы устраиваем классные часы, совместные игры, которые помогают взрослым понять, к чему у их детей есть склонность и какие профессии сегодня более востребованы на рынке труда.

Школьники: собираются ехать в столицу

В сложившейся на рынке труда ситуации для продуктивной работы и достижения наилучшего результата важно услышать самих виновников проблемы — выпускников 11-х классов. Можно сколько угодно рассуждать о необходимости подготовки квалифицированных кадров и приоритетах рабочих специальностей. Но если не спросить школьников, о чем они мечтают и почему хотят получать образование в столицах, вся работа будет напрасной. Поэтому одним из спикеров круглого стола стала Светлана Жижимова, ученица выпускного класса. 

— Мои сверстники в основном ориентируются на вузы других городов. В приоритете, конечно, Москва и Питер. Сейчас школьники поступают туда, куда модно, где престижно. Не могу сказать, что есть какой-то список модных специальностей, но на первом месте экономический факультет и профессии, связанные с IT. Но лично я считаю, что нужно поступать на ту специальность, к которой чувствуешь тягу, интерес. С детства я мечтала стать балериной, долгое время занималась в балетной школе, думала, свяжу свою жизнь с этой профессией. Однако став старше, поняла, что балетная карьера заканчивается быстро, в жизни нужна более практичная работа. Поэтому вместе с родителями сейчас думаем, какой вуз лучше выбрать. Скорее всего, это будет одно из московских учебных заведений. Мы не против Астрахани, просто считаем, что столичный диплом более востребован, чем наш. С ним будет проще устроиться на работу. 

Чиновники: дадут компетенции

Своим ответом о переезде учиться в другие города Светлана подняла, пожалуй, одну из самых волнительных тем. Да, в астраханские вузы по-прежнему идут больше 50% местных школьников, многие приезжают сюда получать образование даже из других государств. Но те родители, которые имеют возможность «устроить» своего ребенка в столичный вуз, не отказываются от такой возможности. Евгений Базылев, заместитель министра экономического развития АО, считает, что все дело в компетенциях, которые астраханская молодежь пока не может получить в местных университетах.

— Молодежь не стремится уехать из Астрахани, она стремится к практике, мировому опыту. Посудите сами: когда ты приходишь устраиваться в IT-фирму и говоришь, что  прошел стажировку в Гугл, вряд ли у работодателя возникнут вопросы, брать тебя или нет. Ему важен не просто диплом специалиста, ему важны компетенции, которыми ты обладаешь. В данном случае — опыт, полученный во время стажировки в крупнейшей мировой компании. В этом плане периферия часто отстает от столицы. Потому и происходит «утечка» школьников. Однако уже сейчас в этом направлении ведется большая работа в преддверии открытия филиала «Сколково». Решение об этом было озвучено во время приезда генерального директора технопарка «Сколково» Рената Батырова на завершающий этап StartUpTour в Астрахань. Это даст нашим студентам возможность проходить практику и учиться у ведущих специалистов страны. На мой взгляд, такое преимущество поможет региону растить компетентные кадры.  

Кроме того, хотелось бы высказаться по поводу профориентации. Замечательно, что у нас сегодня есть план и специальные программы. Но я считаю, что корректнее работа будет налажена, если в рамках подготовки школьников будут приниматься во внимание перспективы развития региона. Например, в настоящее время заложено строительство двух крупных заводов на территории области. Задача образования, на мой взгляд, — подготовить за пять лет грамотных специалистов, которые смогут работать на этих производствах.

Вузы: начинают учить продавать себя

Конечно, мир не стоит на месте. Системе образования приходится подстраиваться под тренды, чтобы подготовить не бесполезные экономике кадры, а востребованных специалистов. В современном обществе все чаще стали говорить о коммерциализации. Нынешняя молодежь, поступая в вузы, планирует в будущем видеть себя не просто штатными сотрудниками предприятия. Молодые люди хотят удовлетворить свои амбиции и самореализоваться. Вот почему в сферу образования сегодня все активнее проникает бизнес. Максим Терский, главный редактор ресурса Ast-news.ru, считает, что высшее образование сейчас не учит быть коммерсантом:

— Высшее образование нужно для карьерного роста в госслужбе или на крупном предприятии. Но для открытия и ведения собственного дела пригождается редко. В университетах сегодня не рассказывают, как продавать себя, свои идеи — все нужно продумывать самим. Так что не вижу разницы: открывать ИП с высшим образованием или без него.

Светлана Винокурова, представитель Астраханского государственного технического университета, рассказала об опыте родного вуза в этом направлении:

— Сегодня у нас активно реализуется проект «С АГТУ по жизни». Ребята участвуют в сессиях и мастер-классах, это помогает им правильно общаться с работодателями, учит подавать резюме, презентовать свои умения. Чем не шаг к тому, чтобы «продавать себя»? К нам на семинары приходят представители не только промышленности, но и бизнеса. Так что студенты впитывают этот опыт в ходе живого общения. Кстати, возвращаясь к московским вузам, отмечу, что используемая в крупнейших университетах практика проектного обучения теперь стала внедряться и у нас.  Считаю, что когда работодатель с первого курса берет студента под конкретный проект и ведет его до защиты диплома, это выгодно для обеих сторон. Также мы планируем ввести специальный бизнес-курс для студентов технических профессий. Чтобы они могли не просто изобретать и отдавать свои идеи, но и зарабатывать на них. 

Подводя итог круглого стола, участники отметили, что открытые дискуссии — это возможность выслушать все точки зрения, что помогает найти верные пути для решения актуальных проблем.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №19 от 3 мая 2017

Заголовок в газете: Чему не учат в школе

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру