Как астраханская молодежь лечится от интернет-зависимости

Половина просматриваемой информации в смартфоне не просто не развивает человека, но и является замаскированной убийцей времени

Двадцать лет назад трудно было представить подростков, сидящих дома или в торговых центрах и залипающих в прямоугольные светящиеся экраны. Сегодня же такой вид досуга у молодых людей заменил все остальные. Интернет-зависимость – диагноз, который можно поставить каждому третьему студенту. Откуда берется, чем чревата и возможно ли от нее избавиться – разбиралась журналист «МК в Астрахани».

Половина просматриваемой информации в смартфоне не просто не развивает человека, но и является замаскированной убийцей времени

Тонем в интернет-болоте

Если каждый день проживать как последний, то когда-нибудь окажешься прав. Эта фраза из знаменитой Стэнфордской речи Стива Джобса буквально застыла в моей голове. Признаться, до сих пор нахожусь под впечатлением. Осознание того, что, возможно, сегодня последний день моего скромного существования, буквально подвигло меня на размышления: «Действительно, чем же наполнены мои 24 часа, как я проживаю свой день, не станет ли мне стыдно за себя на смертном одре?»

К счастью, случайно в моем университете начался цикл лекций «Тайм-менеджмента», где нам, студентам, подробнейшим образом объясняли техники управления временем. Мой преподаватель, женщина средних лет с идеальным маникюром, никогда не опаздывала на занятия, поэтому я жадно вслушивалась и верила каждому сказанному слову, пытаясь найти в них ответы на мои «горячие» вопросы. Волна облегчения накрыла мое тело, когда ключ ко всем тайнам был найден: технику «хронометраж» я опробовала сразу же придя домой!

Цифры заставили ужаснуться: от 4 до 6 часов я стабильно трачу на интернет и социальные сети каждодневно. «Так это же 35 часов в неделю или около 6 дней в месяц непрерывно! А ведь можно было бы…», – в голове ручьём заструились события, которые вписались бы в мою биографию, если бы я хоть как-то умеряла свой интернет-аппетит. Какое расточительство! Правда успокаивало то, что в своем горе я была далеко не одинока: все общество затонуло в интернет-болоте. Оглянитесь вокруг и попробуйте найти молодых людей, не зарегистрированных в интернете, — вы их не найдете! Ну может, парочку отыщете, да и то с забытыми никами в каких-нибудь социальных сетях.

Почувствовав прилив решительности, я разблокировала телефон с одной целью. Пальцы заскользили по сенсору: «Удалить приложение? Вы уверены?» Более чем! Раз, два, три…Через мгновение я откинула аппарат в сторону, наслаждаясь тишиной, такой непривычной, естественной, забытой. С этого момента начался мой эксперимент по излечению от интернет-зависимости.

Чем заменить?

Очистить память телефона от назойливых оповещений и смс было сравнительно легким шагом. Другое дело — очистить память человеческую. Поэтому последующие дни я жила с такими мыслями: «Что друзья делают в интернет-пространстве? Фотки лайкают или игнорят? Комментирует кто-то мои записи?» Мозг изнывал от недостатка «важной» информации, руки судорожно теребили опустевший телефон, листая оскудевшее меню в поисках заветных программок. Я, как и любой зависимый, ощутила ломку.

Однако мой отказ от социальных сетей не был минутной прихотью или проявлением юношеского максимализма, наоборот - осознанным шагом.

Как бы это предсказуемо ни звучало, но свободного времени изрядно прибавилось: мои руки даже дошли до дел, отложенных когда-то в долгий ящик. Но главное, родной город заиграл по-новому в моих замыленных глазах.

В один из дней, переделав все дела, я решила прогуляться по старой Астрахани. Компанию мне составила подруга. Маршрут выбрали весьма необычный: шли по набережной от ЗАГСа к Большим Исадам. Город готовился к весне, дворники зачищали перекрестки на Коммунистической и Адмиралтейской, освежая тротуары от зимнего налета.

– Вот не надоело тебе пялиться в свой экран? Скоро искривление шеи заработаешь! – возмущалась я.

– Да сама устала. Но избавиться не могу, уж слишком завязана жизнь в этом куске металла, – ответила она и снова принялась просматривать ленту новостей в смартфоне.

Так мы и шли – два человека с одинаковым маршрутом, но разным обзором, пока ноги не привели нас на Мост влюбленных:

– Смотри-смотри, замки спиливают! Замки в знак вечной любви, вот дают!

Я подбежала к сотруднику дорожной службы, интересуясь правомерностью его действий:

– Работа у нас такая, гражданочка. Мост не выдерживает, облегчать массу надо после февральских амурных праздников. Скучать не приходится, – подытожил он.

– Вот тебе и «скучная Астрахань», – развела руками я.

Таким консервативным достопримечательностям нашего города, как площадь Ленина, Кремль, сегодня составляют конкуренцию неоконсервативные:

– Знакомые лица из социальных сетей, астраханские аристократы, не ожидала их тут увидеть, они ж под Коммунистическим мостом тусуются, – заметила подруга. Уж она-то была в курсе популярных страниц в Инстаграме. Знаменитые бомжи, прогремевшие на всю страну, прогуливались по мосту.

– Может, решили сменить апартаменты? – предположила я.

Так и не поняв намерений «звезд», мы продолжили прогулку. Обсуждая последние новости в академии, дошли до очень интересного места – улицы Казанской, 100. Когда-то здесь было изящное здание с высокой смотровой башней и превосходным органом – лютеранская кирха. Сегодня немецкий храм стал жилищным многоквартирным домом. Об этом с грустью рассказала старушка, которую мы встретили у крыльца. Вплоть до Первой мировой в Астрахани существовал замечательный концертный зал, в стенах которого звучали и шедевры духовной музыки: оратории Гайдна, фуги Баха, различные произведения Моцарта... Экскурс в историю от астраханки не прошел даром – подруга решила разузнать побольше об этом здании и вообще о немецкой общине в Астрахани.

Дальше мы вышли на Бакинскую. Уже заворачивая на Бэра, вспомнили о еще одном грядущем празднике. На главном городском цветочном рынке оптовики улыбчиво поставляли коробки с тюльпанами на временно организованные цветочные прилавки. Они предугадывали предстоящий дикий спрос, ну и выручку, конечно: 8 марта – праздник не только для женщин…

– Видишь, как интересно, да и полезно для здоровья прогуливаться порой, еще и 20 рублей можно сэкономить, – не унималась я.

– А я, кстати, за 18 рублей во вторник ехала на 70-й маршрутке…

И пока мы бурно обсуждали рост цен на общественный транспорт, в воздухе стали возникать новые ароматы: мы приближались к Большим Исадам. Торговые ряды старейшего рынка сочетали пестрые краски: свежую зелень, разноцветные носки за 30 рублей и весенние георгины «от местных производителей», как было написано на картонке.

День подходил к концу. Распрощавшись с подругой, я направилась домой. В спальном районе меня встретили азартные мальчишки-школьники, которые пинали мяч на имитированном игровом поле. Казалось бы, обычное дело, но вот где, как не на дворовой лиге чемпионов по футболу, вы встретите Неймара и Роналду в одной команде, обнимающих друг друга при забитом голе? Я долго наблюдала великолепную технику братьев Месси, пока из окна прилегающей многоэтажки мама одного из игроков не выкрикнула: «Рустам! Домой!». И вот лучший голкипер мира, по версии МФФИИС, Джанлуиджи Буффонище, забрав мяч, ринулся в подъезд. Игра закончилась. Солнце клонилось к закату.

Удивительно, скольких моментов и историй мы не замечаем, а ведь стоит всего лишь исключить телефон из зоны видимости, как горизонты расширяются, а жизнь начинает играть новыми красками.

У медали две стороны

Во время моего эксперимента наряду с достоинствами интернет-диеты подводных камней тоже было достаточно: как ни крути, социальные сети – центр новостей, сетевое хранилище музыки, видео. И во время «цифрового голодания» вы не будете в курсе происходящих важных событий, афишируемых на личных страничках, столкнетесь со сложностями быстрого обмена смс, фото, документов. Трудности были и в работе, и в учебе: как правило, в соцсетях есть группы, где размещена вся информация о расписании, поручениях преподавателей и коллектива, сроках сдачи, документы с деканата, рабочие материалы от коллег и прочее. Информация, которой я не обладала на протяжении месяца. Немудрено, что долги и упущенные дедлайны стали моими лучшими друзьями. К тому же за месяц своего аскетизма я пропустила бесплатную выставку арт-картин, открытие нового кафе в центре, ну и уйму мини-тусовок.

В копилку минусов можно закинуть и реакцию окружающих, вмещавшую и изумление, и долю сожаления, и сочувствие: «ЧТО? Как это тебя нет в интернете? Ты там не померла еще? ЗАЧЕМ?» Отвечать не было сил, я лишь саркастично отмахивалась, что меня заблокировали администраторы за распространение нелегальной информации.

Отказываться от социальных сетей навсегда в современных условиях глупо. Сам смысл диеты был в избавлении от желания находиться в сети постоянно, а не в полнейшем отречении от интернета. Получилось ли у меня? Думаю, да. Если настроить качественный контент и использовать все в меру (не по 6 часов в день), то социальные сети заметно упрощают жизнь. Дело лишь в выборе каждого человека, какая жизнь ему ценнее – виртуальная или реальная.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №17 от 19 апреля 2017

Заголовок в газете: Клик вопиющего в пустыне

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру