В Астраханской области нарушения слуха лечатся с помощью современных технологий

Своевременное выявление тугоухости помогает быстрее решить проблему

Нарушение слуха сегодня – довольно распространенная проблема. Многие люди нередко не считают нужным обращаться к специалистам, чтобы такую проблему решить, считая, что на это уйдет слишком много денег и времени. Однако сегодня заболевания органов слуха лечатся вполне успешно. И для этого жителям нашего региона не нужно ехать в другой город или за границу. Дело в том, что в области создан специальный сурдологический комплекс учреждений здравоохранения. Здесь лечатся не только астраханцы, но и граждане из Прикаспийских государств. Как врачи помогают своим пациентам снова слышать – разбирался журналист «МК в Астрахани».

Своевременное выявление тугоухости помогает быстрее решить проблему
Фото из личного архива пресс-службы минздрава АО

А мир полон слуха

Сергею 15 лет. Я познакомилась с ним чисто случайно в спортзале, куда он ходит заниматься вместе со своим отцом. На первый взгляд – обычный подросток. Высокий, худенький, слегка угловатый и очень скромный. В общем, внешне особо не выделяющийся среди своих сверстников. Но вскоре я заметила, что возле правого уха юноши прикреплено нечто вроде слухового аппарата. И возможность четко распознавать звуки, о которой в обычной жизни мы не задумываемся, для него особенно ценна.

Оказывается, проблемы со слухом у Сергея начались еще в начальной школе. Причина до сих пор неизвестна, но с каждым годом, несмотря на проводимое лечение, ситуация усугублялась. Сначала ухо периодически закладывало на пару минут. Потом – на несколько дней. Вскоре парень понял, что не воспринимает им звуки совсем. С 2010 года Сергей начал носить слуховой аппарат. Ситуацию это улучшило, но ненадолго: слух у подростка по-прежнему ухудшался. И врачи-сурдологи порекомендовали его родителям направить сына на операцию. К счастью, за пределы родного города ехать никуда не пришлось, и в надежде на лучшее семья согласилась.

Сурдология – относительно молодое направление медицины, поэтому в штате большинства поликлиник соответствующих специалистов нет. Но именно эти врачи выявляют нарушения слуха и занимаются их лечением. В нашем регионе консультацию можно получить в двух центрах: в отделении сурдологии и слухопротезирования на базе областной детской клинической больницы им. Н. Н. Силищевой, где обследуют и взрослых, и детей, а также в астраханском филиале ФГБУ «Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА России», что расположен на территории Александро-Мариинской областной клинической больницы. Попасть на прием к таким специалистам можно по направлению оториноларинголога (проще говоря, ЛОР-врача), причем даже из районных больниц.

С первых дней

Диагностика нарушений слуха (или аудиологический скрининг) проводится каждому новорожденному еще на 3-4 сутки его жизни прямо в роддомах. Исследование выполняется с использованием специальных современных приборов, оно не вызывает никакого дискомфорта. Во время проведения такой процедуры малыш, как правило, спит, а это позволяет более точно и объективно оценить состояние его здоровья.

– Сбор информации начинается после введения в слуховой проход миниатюрного вкладыша высокочувствительного прибора, – рассказывает заведующая отделением сурдологии и слухопротезирования Евгения Григорьева. – Врач получает один из двух унифицированных результатов: «Прошел» или «Не прошел». В случае наличия патологии ребенка направляют на второй этап скрининга. Добавлю: если раньше аудиологическому скринингу подвергались только дети из группы риска (недоношенные, с низкой массой тела при рождении, при резус-конфликтах и различных наследственных заболеваниях), то сейчас он является обязательным для всех новорожденных. Такая массовость исследования связана с высокой эффективностью восстановления слуха, если проблема выявлена вовремя.

Между прочим, как подчеркивают эксперты, несвоевременное выявление нарушений слуха у детей ведет к развитию глухонемоты и, как следствие, к инвалидности. После обследований пациенту, если это необходимо, определяют вид лечения – консервативный (с помощью процедур и медикаментов) или оперативный. Зависит все от тяжести патологии. В случае сложных вопросов диагностики специалисты направляют пациентов на консультацию в Центр реабилитации слуха астраханского филиала «НКЦ оториноларингологии ФМБА России» (НКЦО) для углубленного обследования. Учреждение существует с 2008 года, оно создано благодаря подписанию соглашения между правительством Астраханской области в лице губернатора Александра Жилкина и руководством федерального центра во главе с   доктором медицинских наук, профессором Николаем Дайхесом. Здесь врачи занимаются не только лечением тугоухости, но и новообразований ЛОР-органов, заболеваний, связанных с нарушением голоса, и многим другим. Кроме того, на базе НКЦО регулярно проводятся научные исследования, а на счету у специалистов  не один десяток патентов. 

Жить в тишине

Маленькой Лене неутешительный диагноз глубокая тугоухость поставили практически сразу после рождения. Однако скоро девочке исполнится четыре года, и сейчас она прекрасно слышит. Все дело в том, что за ее проблему врачи взялись вовремя, и уже после своего первого дня рождения малышка перенесла операцию по вживлению необходимого импланта.

– Как только мы узнали о диагнозе, сурдолог сразу порекомендовал нам кохлеарную имплантацию, – рассказывает мама Лены Татьяна. – Об этом методе я уже слышала, и в тот момент у нас не было сомнений: делать операцию или нет. Для нас это был единственный верный путь дать дочке шанс слышать.

Итак, за сложным понятием кохлеарная имплантация скрывается новый метод улучшения слухового восприятия. Астраханцам такой вид высокотехнологичной медицинской помощи оказывается в рамках программы государственных гарантий в филиале НКЦО. Имплантация позволяет излечиться людям даже с врожденной глухотой и тугоухостью. Суть операции заключается во вживлении во внутреннее ухо электродов, которые особым образом влияют на слуховой нерв и передают сигналы в мозг для обработки и анализа.

– Кохлеарный имплант представляет из собой устройство-приемник, который устанавливается подкожно, и электродный массив (цепочка электродов, введённых внутрь улитки посредством хирургической операции), – поясняет Олег Колоколов, заведующий сурдофониатрическим центром астраханского филиала «НКЦ оториноларингологии ФМБА России». – К импланту через кожу посредством магнитного поля подключается речевой процессор.

Он воспринимает внешний звуковой сигнал и передает на слуховой нерв электрический импульс, который соответствует звуку определенной громкости и частоты.

После проведения такой операции, отмечают эксперты, дети лучше воспринимают на слух большую часть речевых сигналов и звуков, внятнее произносят слова или только начинают овладевать языковыми навыками, активно развиваются и даже могут достигнуть результатов здоровых детей. С 2009 года и по настоящее время 55 юных астраханцев прошли через эту процедуру. Однако, подчеркивают врачи, все положительные результаты возможны лишь при значительном усилии родителей ребенка.

– После имплантации работа с каждым пациентом не заканчивается. Родители должны понимать, что ребенка нужно регулярно водить на занятия с сурдопедагогом, консультации к аудиологу, который будет корректировать настройки речевого процессора, – рассказывает заведующий сурдофониатрического центра.

Действительно, у слабослышащих малышей наблюдаются нарушения речи, связанные с произношением. Поэтому работа сурдопедагогов как никогда важна. Они организовывают занятия таким образом, чтобы улучшить артикуляцию ребенка и добиться естественного произнесения слов и фраз. При этом используются различные методики общего характера и выбранные специально, с учетом индивидуальных особенностей юного пациента.

Дефектолог-сурдопедагог высшей категории Ольга Лосева для работы с каждым юным пациентом подбирает индивидуальную методику. Часто, в зависимости от того, умеет ли ребенок говорить или нет, есть ли у него сопутствующие нарушения, специалист комбинирует сразу несколько технологий.

– Успех реабилитационной работы зависит сразу от нескольких факторов,– поясняет Ольга Борисовна. –От того, как прошла кохлеарная имплантация, от квалификации специалистов, которые занимаются с ребенком после нее. Особенно важны способности малыша, его интеллект и, конечно, родители. Многие семьи уверены, что после операции их малыш моментально восстановится. На самом деле работа только начинается. Нужно постоянно общаться с ребенком, водить его на занятия со специалистами, уделять время развитию и дома, чтобы помочь сыну или дочке стать полноценным членом общества.

– Реабилитация после операции проходила тяжело, буквально 24 часа в сутки мы уделяли внимание ребенку, но результаты не заставили себя долго ждать, – вспоминает мама нашей маленькой героини. – Дочь стала развиваться буквально на глазах. Начала проговаривать буквы и маленькие слова, через некоторое время словосочетания, а потом уже и целые предложения. В три года Лена начала ходить в обычный детский сад. 

В центре специалисты высокого уровня проводят обследование не только тугоухих детей, но и взрослых, подготавливают пациентов к оперативному вмешательству (кохлеарной имплантации), проводят вживление импланта и осуществляют дальнейшую работу по подключению речевого процессора и его настройку. Кстати, в НКЦО специалисты при необходимости подбирают и настраивают слуховые аппараты, если для имплантации нет показаний. Астраханцы, потерявшие слух из-за частых гнойных отитов, также проходят активное лечение в учреждении, причем совершенно бесплатно.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №14 от 29 марта 2017

Заголовок в газете: Слушать и слышать

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру