Каково быть астраханским бизнесменом с разницей в 200 лет

Сложно ли было вести дела два столетия назад, как изменились требования к документации и чем отличается ИП от купца?

Астрахань – город торговли. С давних времен наш регион был неким форпостом между Европой и Азией. В 19 веке здесь встречались восточные и западные купцы, проводились крупнейшие сделки, инвестировались огромные суммы в предприятия. Имена местных предпринимателей знал весь мир. Журналист «МК в Астрахани» отправился в историческое путешествие и сравнил, в чем легче, а в чем сложнее стала жизнь бизнесменов. Сложно ли было вести дела два столетия назад, как изменились требования к  документации и чем отличается ИП от купца — об этом и многом другом в нашем материале.

Сложно ли было вести дела два столетия назад, как изменились требования к  документации и чем отличается ИП от купца?
Фото: Пресс-служба губернатора Астраханской области

Три дня на новую жизнь

Сегодня можно часто услышать фразу: «Зачем работать на дядю? Лучше работать на себя». Пожалуй, она в полной мере характеризует подход современного поколения к трудовой деятельности. Действительно, молодые люди не боятся уходить с офисной работы и открывать свое дело. Не останавливает ни кризис, ни бумажная волокита, связанная с этим процессом. Предпринимателем в 21 веке может стать любой желающий.

По правде говоря, я с самого детства мечтал быть директором крупной корпорации. Часто представлял, как раздаю указания подчиненным, руковожу серьезными процессами, езжу на заднем сиденье дорогой машины. Наверное, это у меня в крови — прадед был известным в Поволжье купцом, занимался рыбным промыслом, дед всю жизнь отдал торговле, а в 90-е бизнесом занялся и отец. Когда я объявил родителям, что хочу начать свое дело, они только похлопали меня по плечу, сказав, что ничего другого от потомка Соколовых не ожидали. И вот с твердым намерением стать создателем крупной в будущем корпорации и с бизнес-планом на руках я отправился в многофункциональный центр «Мои документы» открывать ИП. Отец дал мне свои наставления:

«В нашей стране деятельность индивидуальных предпринимателей регламентируется законодательными актами, сынок, — сказал он. — И, прежде всего, ты должен знать нормы гражданского законодательства и ознакомиться с Положением о порядке государственной регистрации предпринимателей». Я незамедлительно последовал совету.

Обратиться в многофункциональный центр мне тоже рекомендовал отец. Он объяснил, что после открытия индивидуального предпринимательства я смогу решать все свои вопросы через «одно окно», не тратя времени на очереди и походы по разным инстанциям.

Я выбрал ближайший к нашему дому офис МФЦ. Тщательно подготовил перечень документов, указанных на сайте центра: заявление по форме Р21001, подписанное от руки, копию паспорта, копию ИНН. Получив талончик на прием к специалисту, сразу же отправился оплатить госпошлину. Собственно, благодаря моей природной рациональности и обаянию все действия по открытию ИП заняли у меня не больше пятнадцати минут. Милая девушка с красивыми глазами сказала, что обработка документов займет три дня.

И это все? Через три дня я стану бизнесменом? Пока я возвращался из МФЦ домой, задумался. Сегодня с открытием своего дела не приходится сильно заморачиваться. Интересно, а как с этим обстоял вопрос во времена моего прадеда? Природная любознательность заставила меня обратиться к архивным данным. Три дня в ожидании заветного для меня документа не прошли даром, узнал много интересного о бизнес-моделях прошлого.

Прошерстив с десяток статей о налоговой системе 19 века, я выяснил, что 200 лет назад с открытием бизнеса было все несколько сложнее. Накладывало отпечаток сословное разделение — даже после отмены крепостного права далеко не каждый мог взять и начать заниматься своим делом. В соответствии с законодательными актами, принятыми в середине 19 века, купеческие права предоставлялись всем подданным, уплатившим патентные и билетные торгово-промышленные сборы. Так, открывать и содержать торговые и промышленные заведения можно было только после того, как человеком было получено гильдейское свидетельство. 

Настольная книга предпринимателя

Мой дед был купцом второй гильдии — в семейном архиве даже сохранились  кое-какие письма и фотографии. По современным меркам после получения ИП я тоже могу считать себя купцом второй гильдии — права и обязанности у меня практические такие же, как и у предка. Буду работать  в рамках одного региона, принимать заказы на средние суммы, но при желании смогу запустить небольшое производство. Вся эта радость мне пока обошлась в 800 рублей — именно столько составляет госпошлина на открытие ИП, которую я заплатил в кассе МФЦ. Но в дальнейшем я должен буду платить 6% от дохода — такую систему расчета я выбрал.

«Запомни, сын, — провел со мной очередную беседу отец, — после ГК РФ важную роль в осуществлении предпринимательской деятельности играет Налоговый кодекс. Он должен стать твоей настольной книгой. Все будешь делать по правилам — и спать спокойно будешь, как в той рекламе».

В том, чтобы мой сон был крепким и беззаботным, я тоже решил положиться на многофункциональный центр. Дело в том, что пока я подавал документы на открытие предпринимательства, обворожительная специалистка центра «Мои документы» рассказала об интересной услуге центра, которую я сразу взял на заметку.

«Бесплатное информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц (в части приема запроса и выдачи справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов)». Такое длинное название у этой услуги. Но она невероятно облегчает будни бизнесменов, ведь в круговерти дел можно иногда что-то случайно и упустить. Вот в такие моменты и бывает некрепким сон.

Интересно, а прадед спал спокойно? Как я выяснил, каждый желающий заниматься каким-либо видом предпринимательской деятельности в 19 веке обязан был ежегодно приобретать свидетельство. Но за соответствующую плату в казну. То есть это был своеобразный налог на ведение бизнеса, ну а налог с конкретных доходов отдельно ежемесячно взимался государством. Вот только о размере своего торгового имущества купец должен был заявлять сам, «по совести». В 21 веке такое доверие к гражданам может привести к разорению государства. Все-таки наши предки были честнее.

Заверено лично

Получив на руки свидетельство ИП (в срок, как и обещали) и подав сведения об этом во все инстанции, я начал выполнять первые шаги по реализации своего бизнес-плана. Все закрутилось: заказы, договоры, акты, счета. Признаюсь, эта бумажная волокита даже захватила меня — теперь в квартире сидят два человека, не поднимающих носы от бумаг. И хотя мой бизнес сейчас находится в зародышевом состоянии, я стараюсь цепляться за любые возможности оптимизировать все процессы. Моя природная кропотливость в этом плане помогает не только мне. Например, интересную вещь нашел для отца — электронную подпись. 

Усиленная квалифицированная подпись является полным аналогом собственноручной подписи. Ключ электронной подписи позволяет совершать юридически значимые действия в электронном виде. Так, можно автоматически зарегистрироваться на сайте госуслуг, подтвердить авторство электронных документов, направляемых для получения государственных и муниципальных услуг, подключиться к различным сервисам и многое другое. Эту услугу я снова нашел в перечне центра «Мои документы», посчитал, что с загруженностью отца такая технология поможет избавиться от лишних поездок. Сегодня, кстати, торговыми электронными площадками даже рассматриваются условия использования ключа электронной подписи индивидуальными предпринимателями для участия в аукционах. Во как!

Пока я мониторил сайт МФЦ и готовил для отца исчерпывающую информацию о пользе электронной подписи, изучил и другие возможности для бизнеса. Оказалось, что таких опций в центре достаточно много: это и услуга по подбору по заданным параметрам информации о недвижимом имуществе, и предоставление по заданным параметрам информации об организации участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках, и услуги в сфере бухгалтерского учета, и многое другое. Взял на заметку. Технологии не стоят на месте, это точно. И если два столетия назад моему прадеду приходилось считать доходы-расходы от предприятия вручную, по десять раз на дню подписывать кипы бумаг и отправлять письма с конными экипажами, то сегодня его потомки могут вести дела и заключать сделки, не выходя из дома.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №14 от 29 марта 2017

Заголовок в газете: Машина бремени

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру