Директор Догадинки Ирина Игоревна: «Музей не имеет права быть бедным»

Откуда у астараханцев тяга к культуре?

Все посетители Астраханской картинной галереи имени П. М. Догадина уходят из нее под большим впечатлением, а многие возвращаются еще не раз. О том, как это удается Догадинке в век повального прагматизма и Интернета, рассказала нашему корреспонденту ее директор Ирина Игоревна Перова.

Откуда у астараханцев тяга к культуре?

— Догадинка, надо понимать, по аналогии с Третьяковкой? Зачем, по вашему мнению, вообще нужно было трижды переименовывать картинную галерею?

— Пожалуй, начну с того, что каждый поход в картинную галерею должен быть событием для астраханцев, потому что это развивает художественный вкус и формирует гражданское самосознание. А эти понятия вневременные. На них не влияют ни экономические трудности, ни технический прогресс. Судите сами, музей открыт 15 декабря 1918 года как «Картинная галерея и музей Совета Профессиональных Союзов Астраханского края имени основателя П. М. Догадина». Согласитесь, не самые простые времена тогда были. Павел Михайлович Догадин происходил из купеческого сословия, инженер-механик, получивший образование в Москве, передал в дар родному городу свое собрание, включавшее более 100 произведений графики и живописи, коллекцию автографов, библиотеку, мебель и небольшой особняк на набережной р. Кутум №39, где и размещалась галерея первоначально. Через три года галерея  переехала в одно из красивейших в городе зданий, где находится и поныне. Спустя два года после открытия художественного музея имя Догадина уходит из названия.  Через сорок лет, в 1958 году,  галерее было присвоено имя  Бориса Кустодиева, известного художника-земляка, и лишь в 2006 году было возвращено имя ее основателя Павла Догадина. На мой взгляд, вполне справедливо и заслужено. А «Догадинка» пришло, что называется, из народа — так короче и «роднее», что ли. 

Спасенные шедевры

— Правда, что наша галерея обладает уникальной коллекцией живописи конца XIX—начала XX веков, в том числе и русского авангарда? Или это PR-ход?

— Не думаю, что это большое преувеличение. Художественные поиски рубежа XIX—XX веков воплощены в полотнах Нестерова, Жуковского, Петровичева, Серова, Врубеля, Борисова-Мусатова, Головина, Сомова, Судейкина, Коровина, Рериха. Есть у нас работы художников, входивших в объединения «Бубновой валет» и «Голубая роза» — Кончаловского, Фалька, Машкова, Экстер, Кузнецова, Милиоти. Коллекция русского авангарда из произведений Кандинского, Малевича, Лентулова, Шагала и многих других является  гордостью галереи. Они поступали  с 1918 года и по 1932 год, в основном из Государственного музейного фонда. Однако в связи  с  развернувшейся в СССР борьбой с «формализмом в искусстве» работы  художников-авангардистов в 1938 были изъяты из экспозиции галереи. Но не были утрачены, и это главное! Сотрудники музея, сняв картины с подрамников, несколько десятилетий бережно их хранили.  Ни  одна  из  этих работ  не  была  ни  уничтожена  в   1940-е  годы,  ни  списана,  как  требовалось позже,  в 1954 году. Все они остались  в фондах  галереи  и  спустя  несколько  десятков  лет  вновь  украсили  экспозицию  и  принесли нашему художественному музею заслуженную славу. 

Быть культурным модно

— И все же Догадинка не входит в сотню лучших музеев России, где собрались столичные и околостоличные музеи. Это вопрос финансирования или культурного уровня населения?

— Основной показатель рейтингов — посещаемость. Нельзя ставить региональные музеи в один ряд со столичными. Априори музеи провинции будут в проигрыше, но не потому, что хуже работают или менее богаты экспонатами и громкими именами, а скорее, по статистическим причинам. У нас очень хорошая посещаемость для регионального музея благодаря активной работе в соцсетях, работе с блогерами, волонтерами. Хорошо поддерживают местные СМИ. За последние годы значительно укрепилась материально-техническая база Догадинки, что делает ее  привлекательной не только для профессионалов, но и для обычных посетителей. Это позволяет проводить музейные мероприятия с использованием современных технологий, что привлекает молодежь. Музей не имеет права быть жалким, бедным. В него не пойдут!  По счастью, уже наметилась ощутимая  тенденция возвращения тяги у россиян к культуре, искусству, качественной литературе. За последние 20 лет выросло целое поколение прагматиков, которые культурное наследие считали «балластом», если оно не приносит личной выгоды. Теперь, когда ходить в музеи и на выставки снова становится «модным», многие постепенно втягиваются, начинают изучать экспозицию,  посещать  наши вернисажи, мастер-классы, арт-площадки.  Но главные посетители сегодня — дети, которые будут управлять страной через 20-30 лет. Привить им художественный вкус,  интерес к  искусству мы и стремимся через  большое количество специально разработанных программ. Это музейные занятия,  конкурсы  детских творческих работ,  проект «Детская картинная галерея», в котором за пять лет  приняли участие более 50 учреждений образования и культуры, рассмотрено более 2500 работ юных художников не только из Астраханской области, но и других регионов и государств,  прошло 20 выставок. 

Мы стараемся привлекать не только, и даже не столько  тех, кто уже занимается в школах искусств, но и ребят из обычных школ. За детьми «подтягиваются» и родители. Для молодежи постарше у нас проводится научно-практическая конференция «Догадинские чтения». Студенты — будущие историки, филологи, культурологи, да и просто увлеченные культурой активно пользуются нашей библиотекой с редким собранием книг по искусству, готовят  курсовые, дипломные работы. О том, какая работа проводится сотрудниками галереи с молодежной аудиторией можно рассказывать много. В качестве примера  один показатель:  с каждым годом увеличивается посещаемость в нашем музее и расширяется круг партнеров и желающих с нами сотрудничать. Так,  все больше участвует волонтеров в акциях «Ночь в музее» и «Ночь искусств», а наши «Музейные дворики» уже просто  не вмещают всех гостей.

Есть меценаты в наше время

— А знатоки и благотворители такого уровня, как Павел Догадин в Астрахани нынче есть? Или вся культура держится на плечах государства? 

— Есть и знатоки, и меценаты, и коллекционеры… Например, Марианна Сергеева предоставляла нам для выставки свою уникальную коллекцию географических карт Каспийского моря и передала во временное хранение несколько картин. Владимир Гусев  неоднократно экспонировал коллекцию открыток.  Очевидно, что не все коллекционеры готовы показывать широкой публике свои собрания. Это их право. Но наши фонды постоянно пополняются. Скажем, у нас проходят выставки  современных художников. И уже становится традицией по окончании проекта передавать в дар галерее авторские произведения. А еще у нас есть друзья в разных уголках мира. В Израиле много лет живет наша землячка искусствовед, доктор филологических наук Галина Подольская. Она на собственные средства привезла нам в дар около 60 работ членов Творческого объединения профессиональных художников Израиля. Надеюсь, в скором времени мы их представим широкой публике. С большим успехом недавно открылась выставка работ канадского художника и большого друга галереи Микаэля Клоза, автора более 70 выставок по всему миру. Художник передал в дар Астраханской картинной галерее около 200 работ! Так что процесс пополнения фондов музея идет постоянно. И меценаты у нас, по счастью, есть. Так, при поддержке благотворительного фонда ЛУКОЙЛ прошла  выставка из собрания музеев Московского кремля «Охота при царском дворе». Кроме того, фонд помогает нам в приобретении специального музейного  оборудования, в проведении реставрационных работ предметов искусства из знаменитой коллекции Сапожниковых. Общество «Газпром добыча Астрахань» давно и плодотворно сотрудничает с  галереей в рамках реализации совместных культурных проектов: при поддержке фонда «За достойную жизнь» прошла с огромным успехом выставка «Россия Ильи Глазунова». Не отказывает нам в помощи и «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть». Мы безмерно благодарны нашим  благотворителям и партнерам за поддержку и рассчитываем  на дальнейшее тесное сотрудничество на благо астраханцев.

Сохранить и приумножить

— Лет 30 назад картины, скажем, Кустодиева, Машкова, Кончаловского, Сомова, Бакста можно было увидеть в столичных комиссионках по  вполне доступным для среднего класса ценам. Теперь полотна этих авторов стоят миллионы долларов и спрос только растет. Насколько наша галерея защищена от проникновения и подделок?  У нас есть свои реставраторы  или эксперты?

— Могу вас заверить, что Астраханская картинная галерея оснащена самым современным и надежным оборудованием. У нас есть все системы защиты, так как приоритетное направление работы музея — сохранить художественное наследие для будущих поколений. Мы самым тесным образом сотрудничаем с Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени академика И. Э. Грабаря, Государственной Третьяковской галереей как в плане проведения реставрационных работ, так и в рамках совместных выставочных проектов и обмена информацией по атрибуции экспонатов.  Кроме того, мы ежегодно  участвуем в Федеральной целевой программе «Культура России». Именно благодаря финансированию в рамках программы в «мастерской Грабаря» отреставрировали икону Астраханского гренадерского полка начала XVIII века «Умиление», принятую на хранение самим Догадиным. То, как выполнили свою работу реставраторы, — настоящее чудо! Многие наши сотрудники (да что там скрывать, и я в том числе!) не удержались от слез, когда увидели ее обновленной. «Умиление» стало настоящей жемчужиной  экспозиции иконного зала. Ею восхищаются люди разных вероисповеданий. В этом, наверное, и состоит сила искусства — оно трогает душу вне зависимости от национальности, социального статуса, религиозных убеждений, уровня образования и благосостояния. Сохранить и преумножить эту силу — миссия музея.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №8 от 15 февраля 2017

Заголовок в газете: «Музей не имеет права быть бедным»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру