В лечебных учреждениях Астраханской области применяются современные технологии

С каждым годом они совершенствуются

Когда я училась в школе, моя подруга из класса попала в больницу. Чем конкретно она болела, сейчас уже и не вспомню, но навещать ее можно было только родителям. А как быть неразлучницам, которые проводили все время в стенах учебного заведения и за его пределами вместе? В те годы гаджеты едва появлялись на рынке, причем позволить их себе могли исключительно обеспеченные люди, и мы о них могли только мечтать. Поэтому возможности общаться с подругой и поддерживать ее в непростые времена не было никакой. Тогда мы стали присылать друг другу письма. Самые настоящие, старательно выведенные модными в то время цветными гелевыми ручками. Запечатывали письма в конверты и отправляли по самой обыкновенной почте. Конечно, приходили они отнюдь не быстро, но это был единственный шанс поделиться новостями и рассказать о своих переживаниях... Современным детям, пожалуй, чуть проще: держать связь с родителями и друзьями, находясь в больницах, они могут при помощи мобильных телефонов или планшетов. Хотя, чего уж скрывать, далеко не все семьи и по сей день могут позволить себе купить такие устройства для ребёнка. Другие же опасаются давать их своему чаду в лечебные учреждения (а вдруг потеряет или кто-то украдет?) Как быть, если посещения в тех или иных отделениях больницы ограничены? На этот случай в Областной детской клинической больнице им. Н. Н. Силищевой – свое решение.

С каждым годом они совершенствуются
Онлайн-консилиум: специалисты оказывают консультативную помощь докторам из любой точки региона.

Вижу, слышу, говорю

Skype для детей – именно так можно назвать новый проект, разработанный больницей совместно с одним из крупных телекоммуникационных операторов страны. Его суть очень проста. В тех отделениях учреждения, где дети, как правило, находятся длительное время на стационарном лечении, а посещения могут быть ограничены или вовсе запрещены (например, в отделении травматологии и ортопедии, онкогематологии и др.), устанавливаются специальные пункты видеосвязи. Это рабочий стол с закрепленным планшетом с усиленным корпусом. С его помощью юные пациенты в специально отведенное время смогут связаться со своими родителями даже из самых удаленных районов совершенно бесплатно. И не только услышать близкого человека, но и увидеть его на экране. Главное условие – звонить должны именно взрослые.

– При госпитализации детей мы берем согласие родителей на пользование такой услугой, – поясняет главный врач ОДКБ им. Н. Н. Силищевой Арташес Симонян. – Взрослые должны оповестить, в какое время они будут связываться с ребенком. Пока этот проект находится в тестовом режиме, у нас оборудован один пункт связи в отделении офтальмологии. Подобного опыта в стране нет, поэтому сейчас мы на собственной практике изучаем особенности такой работы.

По словам главного врача, пользоваться услугой пациенты могут 5-10 минут в день. Если «испытательный срок» проект пройдет удачно, он будет внедряться повсеместно. Возможно, даже выйдет на всероссийский уровень. А пока в ближайших планах – оборудовать восемь пунктов связи в разных отделениях детской больницы им. Н. Н. Силищевой.

– В наше учреждение приезжают юные пациенты со всех уголков области и из соседних регионов. Многие из них вынуждены проходить здесь лечение очень длительное время. И если с малышами чаще всего остается мама, то дети постарше зачастую оказываются оторванными от привычной домашней обстановки, от семьи и товарищей. Мы рады, что теперь у наших пациентов (особенно тех, для кого современные устройства недоступны) есть возможность в любое время увидеть самых дорогих людей, – говорит Арташес Симонян.

Как отметил директор филиала телекоммуникационной компании-партнера Андрей Матвиенко, все законодательные ограничения (такие, как защита детей от нежелательной информации и пр.) в проекте учтены. Кроме того, на этих планшетах ребята смогут смотреть обучающие ролики и даже участвовать в благотворительности.

– Мы прекрасно понимаем, как сильно дети скучают по своим родителям и как тяжело семьям надолго расставаться с детьми. Но теперь каждый ребенок, не дожидаясь очередного визита близких, сможет связаться с ними. Современные технологии позволяют сделать это реальностью, проект дает равные возможности для всех, – подчеркивает эксперт.

Онлайн-консилиум

К слову, пообщаться в режиме видеосвязи могут теперь не только пациенты, но и врачи. И речь идет об обсуждении рабочих моментов. Благодаря так называемой телемедицинской технологии специалисты оказывают консультативную помощь докторам из любой точки региона. Они могут не только поговорить с лечащим врачом юных пациентов, но и ознакомиться с результатами проведенных исследований, посмотреть заключения УЗИ, снимки-рентген и т. д.

– В нашем учреждении сосредоточены ведущие специалисты по всем направлениям, – рассказывает заместитель главного врача ОДКБ им. Н. Н. Силищевой по хирургии Юрий Яснопольский. – Поэтому довольно часто врачи из сельских больниц консультируются с этими экспертами по сложным случаям, а потом решают, надо ли госпитализировать ребенка, какие предварительно сделать исследования или какое лечение назначить.

Так, прямо на моих глазах Юрий Яснопольский помог врачу Володарской районной больницы определиться с диагнозом экстренно поступившего ребенка и оказать первую помощь. Областная детская больница, в свою очередь, особо сложных пациентов «показывает» федеральным врачам: специалистам Национального научно-практического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачёва, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков и т. д. Это значительно повышает уровень оказываемого лечения.

– За прошлый год всего проведено более 700 подобных дистанционных консультаций, большая часть – с врачами из сельских районов. Кроме того, проведено порядка 50 консультаций с федеральными клиниками. Это примерно на 15% больше, чем в 2015 году, – сообщил министр здравоохранения Астраханской области Павел Джуваляков на брифинге для журналистов, который прошел на минувшей неделе.

Развитие телемедицины очень актуально не только в нашем регионе, но и в целом по стране. Проект изменений в федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан РФ», где официально вводится понятие телемедицинской услуги, пока не принят, но это должно произойти уже нынешней весной. И тогда, отмечают специалисты, можно будет вводить телемедицину в обычную практику лечебных учреждений.

– Сейчас возможность организовать телемедицинскую консультацию есть у всех медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения Астраханской области, – отметил глава профильного ведомства. – Если подходить более конкретно, то у нас 163 здания (подразделения) могут участвовать в оказании подобных консультаций. В это число не входят пока ФАПы (фельдшерско-акушерские пункты) и большая часть сельских подразделений: участковых больниц и врачебных амбулаторий. Но районные больницы подключены полностью.

Технологии в помощь

Но если такие технологии в новинку и для врачей, и для пациентов, то некоторые другие электронные услуги для астраханцев уже норма. К примеру, запись к врачу онлайн. С каждым годом этой услугой пользуется все больше пациентов: за 2016 год более 3,1 млн записей было проведено для почти 650 тысяч астраханцев. Для меня это вполне привычная процедура: нужно лишь зайти на специализированный портал, выбрать специалиста и «забронировать» удобное время. Хотя никто, разумеется, не отменял привычных способов запланировать визит к доктору: по телефону или непосредственно в медицинских организациях, – но этот, на мой взгляд, максимально удобен. В минувшем году также начало работу мобильное приложение «К врачу». Это весьма актуально, поскольку по статистике порядка 50% граждан, записываясь на прием через Интернет, используют для этого смартфоны или планшеты.

– В 2016 году мы предоставили для граждан дополнительную услугу – информирование об оказанной медицинской помощи и ее стоимости, – рассказал журналистам министр Павел Джуваляков. – Таким образом, если зайти на наш региональный портал медицинских услуг doctor30.ru и для входа использовать учетную запись портала государственных услуг, можно посмотреть, за какой медицинской помощью, в какие медицинские учреждения, работающие в системе ОМС, человек обращался. И сколько составила оплата за оказанную ему помощь для медицинской организации.

В 2017 году на Едином портале государственных услуг будет сформирован Личный кабинет пациента, с помощью которого поэтапно будут реализованы такие полезные сервисы, как запись на прием к врачу, вызов врача на дом, возможность оценить удовлетворенность работой медицинских организаций, доступ к электронной медицинской карте и другие.

Электронные медицинские карты и больничные в практику внедрили недавно, всего два года назад. Однако их плюсы уже очевидны.

– При госпитализации пациентов нет необходимости предоставлять массу документов, – поясняет главврач ОДКБ им. Н. Н. Силищевой Арташес Симонян. – Информация о каждом человеке, в нашем случае, ребенке, уже существует в региональной медицинской информационной системе. В приемном отделении родители показывают лишь паспорт. Вся информация о диагнозе, полученном лечении фиксируется в электронном виде и передается лечащему врачу. Здесь же, в электронной медицинской карте, доктор может увидеть, какие прививки делали ребенку на протяжении всей жизни, имеется ли у него аллергия на те или иные препараты и т. д. А пока пациент находится на госпитализации, его участковый педиатр может отслеживать лечение, назначаемое специалистами.

Электронные больничные в нашей области сегодня могут оформлять 65 медицинских организаций. С начала года уже оформлено более 2 000 таких листов нетрудоспособности. Главный плюс – такой документ нельзя потерять или каким-либо образом испортить. Зная номер больничного, его можно распечатывать неоднократно, а работодателю он и вовсе поступает автоматически. Но пока схема использования такого документа неидеальна, до принятия Федерального закона электронные больничные листы – это приложение к традиционным бумажным листкам. Врач обязан выдать распечатанный вариант, ведь все расчеты и начисления денежных средств по-прежнему проводятся только при предъявлении работодателю традиционного больничного листа.

Вообще же технология взаимодействия пациента и медицинского учреждения оттачивается по многим направлениям. Это не только внедрение современного оборудования, новых методик диагностики и лечения, уникальных операций и препаратов. Это касается и первых ступеней такого «сотрудничества» – обращений в поликлинику. Пожалуй, нет такого человека, который хоть раз в жизни не столкнулся с организационными проблемами в таких учреждениях. Сердитая сотрудница в регистратуре, потерянная медкарта, некорректная запись к доктору... Теперь все это в прошлом. В 2017 году введен регламент работы регистратур, на который перешли все поликлинические учреждения Астрахани. Сделано это для максимального удобства пациента, чтобы искоренить недоброжелательность медрегистраторов и повысить ответственность руководителей учреждений за работу с больными.

– Теперь в астраханских поликлиниках появятся администраторы, отвечающие за встречу пациентов и разрешение конфликтных ситуаций, а также дежурные врачи, задача которых снизить напряженность с очередностью к врачам-терапевтам, – подчеркнул глава регионального минздрава.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №6 от 1 февраля 2017

Заголовок в газете: Медицина в два клика

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру