Что роднит Астрахань с бангладешским Читтагонгом

Астраханский «берег мертвецов» не единственный в своем роде

Январским субботним утром, когда наш город заметало легким снежком, муж решил вывезти меня на прогулку. Он уверял, что как девушка я буду в ужасе, а как журналист под впечатлением. Это интриговало. Когда мы прибыли на место, я действительно ужасно впечатлилась. Ведь передо мной был берег мертвецов.

Астраханский «берег мертвецов» не единственный в своем роде

Скелеты на приколе

Мы вышли из машины, спустились к берегу. Ровная гладь льда расстилалась влево и вправо, куда хватало глаз. Дул холодный ветер, и мне казалось, что я слышу скрежет металла. В десяти метрах от нас, вмерзший в зимнюю реку, стоял ржавый остов огромного сухогруза.

Морозы в эти дни стояли крепкие, поэтому прямо на середине реки я вдруг увидела мужчину, он катил на санках дочку, а рядом с ним, о чем-то весело рассказывая, ехал мальчуган на коньках. Через минуту семья была уже далеко, а я поняла, что зимние прогулки в таком антураже для местных жителей — в порядке вещей. Я окинула взглядом окрестности. Передо мной была река Серебряная Воложка. Справа виднелся пешеходный мост, слева — автомобильный. Оба они соединяют остров Заячий с Трусовским районом Астрахани. Убедившись в крепости льда, мы с мужем решили поближе рассмотреть ржавое судно.

Если бы Год кино в России продолжался, то я бы могла подумать, что все это декорации к постапокалиптичному фильму, затеянному одним из новомодных режиссеров. Но нет. Уже полмесяца как начался Год экологии. И предстающая картина больше походит на природный коллапс, что, в общем-то, тоже не далеко от апокалипсиса.

Стоящее на приколе в середине реки судно носит гордое имя «Дагестан». Мы решили обойти сухогруз вокруг. По всему видно, что стоит он здесь продолжительное время — его задняя часть уже подтоплена, а передняя возвышается над ледяным покровом на несколько метров. Металлический гигант постепенно превращается в скелет. На борту некогда рабочего корабля сейчас полная разруха — часть конструкций разобрана, листы обшивки вырваны собирателями цветмета. Проржавевший корпус рубки покосился. Но каково же было наше с мужем удивление, когда, обойдя «Дагестан», сзади мы увидели еще два «скелета» — впритык в борту сухогруза стояла баржа, а к ней примыкало еще одно судно. На обуглившейся табличке последнего аккуратно было выведено «I. Kulibin».

Корабли в моей гавани жечь

Судно, которое пряталось за «Дагестаном», было не только ржавым. В какой-то миг в горле у меня вдруг запершило, потому что стоявший передо мной титан был наполовину обгоревшим. Жуткое зрелище, и мы не рискнули подойти ближе, чтобы посмотреть. Хотя и было понятно, что пожар здесь случился давно, обломки до сих пор висели на волосках и могли упасть в любой момент. Покореженные борта судна говорили о том, что борьба за жизнь «И. Кулибиным» продолжалась до последнего момента.

Возвращаясь к «Дагестану», мы вдруг внимательно пригляделись к рубке — здесь тоже были заметны следы пожара. Из-за разрушения и ржавчины они практически исчезли с корпуса сухогруза, но я вспомнила, как об этом пожаре в Трусовском районе сообщали сводки происшествий. Это случилось ровно год назад. Тогда был известен лишь порт приписки — Махачкала. У судна горела надстройка 3-ей и 4-ой палубы.  Пожарным потребовалось больше двух часов, чтобы ликвидировать возгорание. 

Практика поджигать корабли малоизвестна в качестве способа расправы с непригодными судами. Во всяком случае разобрать их и продать на детали обходится гораздо дешевле, чем расхлебывать результаты экологического коллапса, возникшего из-за пожара. Поэтому, скорее всего, подожгли сухогрузы вандалы.

Опасная уха

Немного оправившись от вида обгоревших остовов, мы с мужем двинулись в сторону берега. Уже садясь в машину, я вдруг обратила внимание, что между «Дагестаном» и новеньким, свежевыкрашенным носом судна «Сормовский-12» расположились местные рыбаки. Несколько мужчин с азартом закидывали лески в самодельные лунки. Серебряная Воложка с давних пор пользуется у рыбаков популярностью — улов в этом протоке Волги всегда был хорошим. Но насколько безопасна для здоровья уха из такой рыбки сегодня — большой вопрос. 

По пути домой я задумалась. Да, тема «кладбища затонувших кораблей» уже не раз поднималась моими коллегами из региональных СМИ. Жители острова Заячий забили тревогу сразу, как заметили разливы нефтепродуктов на поверхности Серебряной Воложки. Изначально предполагалось, что сухогрузы были пригнаны на ремонтные работы в СРЗ им. А. П. Гужвина, но точных данных по этому вопросу ни коллегам, ни мне узнать не удалось. Я решила расспросить своего знакомого старшего механика Антона Михайловича о том, могут ли разливаться нефтепродукты из судов, которые стоят в очереди на ремонт:

«В судоходстве есть строгое правило — поставили судно на прикол, нужно сразу же слить подсланевые воды (масла), льяльные воды, мазут. Они утилизируется в специальных контейнерах, затем идут на переработку на судоприемщики. В реку ничего не должно попадать. Это опасные, к тому же грязные жидкости. Ну а если уж попали, то экологической катастрофы не избежать».

После такого аргументированного комментария мне стало понятно, что Серебряная Воложка еще долго не может быть «клёвым» местом для рыбалки, ведь буквально месяц назад, когда речка еще не была затянута льдом, ее продолжала покрывать тонкая радужная пленка.

Автогеном по Гринпису

Астраханский «берег мертвецов» не единственный в своем роде. В мире существует несколько мест, куда буксируют старые суда. И самое известное из них — Читтагонг (Ситакунд) в Бангладеше. Здесь корабли-гиганты, отходившие свое, утилизируются с помощью автогена и ручного труда.

«Благодаря дешевой рабочей силе и менее строгим правилам по отношению к окружающей среде подобные кладбища кораблей разрослись за очень короткое время, уничтожив деревья в прибрежных зонах масляной жидкостью, вытекающей с кораблей. Опасные испарения и копоть от сжигания материалов сильно загрязнили береговую зону. При разборке кораблей машинные масла сливаются прямо на берег, там же остаются и свинцовые отходы», — пишет в своем блоге путешественник, побывавший в Читтагонге.

По этой проблеме Гринпис уже не первый год бьет в набат — океан загрязняется нефтепродуктами и прочими ядовитыми веществами. На астраханском «берегу мертвых» масштаб катастрофы пока не достиг такого уровня. Но сегодня урон экологии от попавших в реку Серебряная Воложка нефтяных отходов уже оценивается экспертами в 50 миллионов рублей.

В сухом остатке

Сухогруз «Дагестан», вокруг которого сейчас развернулись информационные бои, не первое брошенное судно, оказавшееся на астраханском берегу. Его отбуксировали в Серебряную Воложку в начале 2015 года. Но, как сообщают коллеги, ранее здесь уже стояли корабли «Веста», «Юта», теплоходы «Биолог» и «Александр Маринеску».

Владельцы ни одного из судов не найдены. Однако проблему взяли на контроль надзорные органы. В середине января прошел совместный рейд сотрудников Росрыболовства, Роспотребнадзора и КаспНИРХа. Специалисты приступили к изучению воды и почвы. Каков будет результат, предположить несложно, но вот приведет ли его обнародование к решению проблемы?

Очень хотелось бы верить в то, что Серебряная Воложка не станет источником катастрофы. Год экологии все таки.  

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 25 января 2017

Заголовок в газете: Рыбалка на берегу мертвецов

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру