Астраханец учит детей мыслить творчески и разбираться как все работает

Юрий Николаевич Кочерга может сделать своими золотыми руками все

А знаете ли вы, что водные лыжи, меховые наушники, фруктовое мороженое на палочке и шрифт Брайля были изобретены детьми? А еще дети изобрели батут, бумажный пакет с квадратным дном, перчатки без пальцев, калькулятор и много еще других полезных вещей. Просто изобретать — это естественное состояние всех детей. Если им хотя бы не мешать. А еще лучше, хоть немного помогать.

Юрий Николаевич Кочерга может сделать своими золотыми руками все

Made in ЦДНТТ

На встречу в Центр детского научно-технического творчества (ЦДНТТ) АГАСУ я приехала чуть раньше оговоренного времени. Из-за запертой двери нужного кабинета раздавалось лишь какое-то душещипательное мяуканье. Решив, что это рингтон на телефоне, зашла скоротать время в выставочный зал Центра. И… забыла обо всем. Здесь можно было провести не один час, и все равно не рассмотреть всей экспозиции в подробностях. В явно тесном для такой выставки помещении некуда было ступить от творческих  работ детей и подростков. Уже через несколько минут  меня просто раздувало от гордости за нашу Астрахань, за то, какие талантливые у нас растут дети. Чего там только нет, в этом выставочном зале! Да любой заграничный салон Hand made уже бы озолотился на эдаком эксклюзиве. Художественные работы, какие-то  технические приспособы, робот практически в рост человека, спортивное багги, модели всего, что может двигаться, летать и плавать. Причем все можно потрогать руками, завести, запустить и включить. Когда подошел Юрий Николаевич, я даже пожалела, что придется оторваться от столь увлекшего меня занятия. 

— Не пугайся, у меня тут временно животина на реабилитации. Подлечу, и уйдет по своим кошачьим делам, — предупредил он, пропуская в кабинет. Вот кто издавал жалостные мявы! Под ноги нам метнулся некогда белый, повидавший жизнь кот с редким именем Васька. Пострадавшему от нападения собак и ночного мороза, Василию пришлось пройти через ампутацию подушечки задней лапы, теперь залечивает жуткую рану на бедре, заодно пугая мышей, которые обитают в очень старинном особняке, где расположен ЦДНТТ, — отрабатывает лечение и кормежку. 

И это все о нем

Я знаю Юрия Николаевича Кочергу больше двух десятков лет. Но ни разу не видела его на рабочем месте. А он всегда, как говорится, в одной поре: скуп на внешние проявления эмоций, обстоятелен, неспешен в движениях. Облик  все тот же:  один темный свитер толстой вязки сменяет другой,  окладистая борода, длинные волосы, стянутые на затылке в «богемный» хвост: то ли приходской священник, то ли последователь стиля Хемингуэя. На самом же деле сотни астраханцев мужского пола от 5 до 60 лет считают его своим. Кто другом, но большинство — Учителем, Мастером. Не в состоянии, как гуманитарий, в полной мере оценить его знания и опыт, даже я знаю, что Кочерга может сделать своими золотыми руками ВСЁ. Дал же Господь такой талант человеку!  Когда задачи поставлены, а цели ясны, ему нужно только какое-то время, чтобы то и другое обмозговать, найти оптимальное решение. Не зря же он вот уже более двенадцати лет заведует отделом прикладных технических видов спорта Центра детского научно-технического творчества АГАСУ. 

Юрий Николаевич не только классный инженер, закончивший в свое время Московский институт инженеров железнодорожного транспорта с красным дипломом, но по совместительству слесарь, столяр и т. д.  Такой наш астраханский вариант «Юры, Гоши, Гоги», у которого любой механизм начинает служить верой и правдой. Нет, пожалуй, ни одной технической профессии, в которой он бы не разбирался. Бывший спортсмен-гонщик, собиравший всевозможные призы на соревнованиях в автокроссах, мотокроссах, ралли, он двадцать лет жизни отдал воспитанию молодежи в ДОСААФ и сейчас не теряет связи с этой организацией. Его активно приглашают в судейские коллегии и жюри всевозможных автомобильных соревнований, проходящих в Астрахани. К примеру, совсем недавно на трассе ЦДНТТ по ул. Свердлова 37,  прошли открытые областные соревнования по мотовелотриаллу, посвященные «Дню автомобилиста» и организованные  Федерацией мотоциклетного спорта, ЦДНТТ и  Астраханской автошколой ДОСААФ России. Главный судья соревнований — Кочерга Юрий Николаевич, ветеран ДОСААФ России.

— Довелось побывать в составе жюри на соревнованиях по многоборью среди подразделений инкассации и безопасности, — улыбается он в густую бороду. — Ничего, и бег с мешками «отжюрили» тоже по полной. 

Без «умелых» стране нельзя

Отсчет своей учительской стезе он ведет еще со службы в армии. Досрочно из разряда зеленых призывников перешел в наставники-сержанты. Сказались  серьезное, вдумчивое отношение к любому порученному делу, и, безусловно,  любовь и знание техники, без явных педагогических задатков  тоже не обошлось — ровесники прислушивались к нему, не считали зазорным подчиниться его решениям. Роль учителя, наставника, а затем и беспристрастного судьи пришлась впору Юрию Кочерге и на работе в ДОСААФ.

Теперь рядом с его кабинетом в Центр детского научно-технического творчества, где проходят занятия с мальчишками, висит необхватных размеров «Доска почета», а в ней, налезая друг на друга, теснятся грамоты, благодарственные письма, дипломы. Лично его вперемешку с теми, что заслужили ученики.

— Сколько же у тебя всего всяких наградных листов? Считал когда-нибудь?

— До трехсот досчитал, а потом бросил. Не это главное.

А главным для него стала работа с зелеными пацанами, которые толком еще сами не знают, чего хотят и что могут.

— Ты знаешь, что с латыни «механик» переводится, как «умелый»? Я всегда первым делом у «молодого бойца» спрашиваю: «Чего хочешь и что умеешь?». Иногда приходится долго разговаривать, чтобы ребенок сам для себя сформулировал свои интересы. Сюда пришел работать, когда понял, что все взрослые дяди, педагоги, которые занимались спортивным моделированием, которые  могли молодых чему-то научить, а не просто реализовывать себя, как спортсмены, ушли, — объясняет Юрий Николаевич свое решение. — У нас сегодня в стране школа высококлассных инженерно-технических работников практически утрачена. Производство держится на спецах, выращенных еще в СССР, которые пока не вышли в тираж. Очень нужно восполнять этот пробел, воспитывать технически грамотную, умеющую абстрактно, творчески мыслить молодежь. 

Не навязывать, а наблюдать и направлять

Его кабинет — он же класс, мастерская, мини-полигон — рай для пацанов, которым в любой игрушке или гаджете важно разобраться, «как это работает». Он под завязку забит станками и станочками, чертежами и схемами, стендами для испытаний. Впрочем,  действующие модели, к примеру ракеты, болида или подводной лодки, язык не повернется назвать игрушкой. Строгая, пожелтевшая от времени надпись под стеллажом с ними «Модели руками не трогать» тут вряд ли кого останавливает. На  гигантском  рабочем столе, за которым мы расположились для беседы, мешает делать записи в блокнот какая-то мельчайшая металлическая то ли стружка, то ли  крошка. Впрочем, мешает только мне. Юрий Николаевич все время находится в движении: периодически заходят коллеги с вопросами, какими-то бумагами, отчетами, заглядывают в дверь мальчишки. 

— Я крайне редко помогаю ребятам сам в их работе над конструированием моделей самолетов, машин, кораблей. Моя задача — подсказать им направление, каких знаний не хватает. Если парень может и хочет сделать что-то сам, то пусть делает. В следующий раз он сделает лучше.

Юрий Николаевич ведет две группы мальчишек, которые занимаются спортивно-техническим направлением конструирования. Всего два десятка пацанов. Но есть в его отделе прикладных технических видов спорта еще шесть педагогов, которые работают по другим направлениям. Для многих молодых людей знания, полученные на занятиях в ЦДНТТ, стали стартом в профессии. К себе в группы Юрий Кочерга берет не всех желающих.

— Приводят родители мальчишку, которого просто хотят оторвать от компьютера, да чтобы по улицам без дела не болтался. А я сразу вижу, если ему здесь не интересно, не будет ходить, просто займет чье-то место. Тут же важно, чтобы дело зацепило, чтобы заставило думать, искать решение, получать знания. За ребенком наблюдать надо, увидеть, что именно ему интересно! И направить…

Когда его дочь чуть подросла, родители заметили, что Настя не играет в куклы, ее не впечатляют плюшевые игрушки, девочка предпочитает…машинки. И они не просто занимают ее внимание. Она их настырно разбирает, а потом пытается собрать снова. К себе в группу спортивного автомоделирования Юрий Николаевич привел Настю в одиннадцать лет. Случай, прямо скажем, уникальный. Миловидная, женственная Настя вскоре собрала свою «Стрекозу» — вполне себе работающее транспортное средство, с которым она заняла немало призов на соревнованиях. В том числе и одну из двух золотых медалей привезла с соревнований из Москвы плюс президентский грант. Сейчас Насте уже двадцать лет и она одна из двух девочек, заканчивающих в этом году механическое отделение автодорожного колледжа. Строит планы на дальнейшую учебу. 

А поговорить?

Ее отец-педагог по-прежнему гоняет своих учеников за неправильную речь и плохие оценки по русскому языку и литературе.

— Ну по математике и физике я могу понять. А словесность-то тут причем?

— Они должны уметь не только что-то сделать своими руками, но и рассказать об этом так, чтобы всем было интересно, — поясняет он свою позицию. Кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Кстати, Юрий Николаевич когда-то записывал, в какие учебные заведения поступали его ученики. Потом перестал — понял, что и это не главное. Среди его выросших подопечных есть не только инженеры, но и профессиональные музыканты, люди других творческих профессий, но которые по-прежнему остались неравнодушными к автоспорту.

Уже сами ставшие родителями, многие его ученики и товарищи по спорту теперь отдают своих сыновей в руки Мастера. Многие не теряют связи с ним: кто-то продолжает заниматься автоспортом, кто-то спортивным моделированием, но уже «по-взрослому», кто-то забегает просто так — поговорить о наболевшем, похвалиться успехами. Просто потому, что уже состоявшимся мужчинам до сих пор важно его мнение, его оценки, да просто человеческое внимание и участие.  А может потому, что и он может рассказывать о своих учениках часами, помня их всех не только по именам и фамилиям, но и в каком году, с какой работой, кто из них какое место занял на соревнованиях. Он их слышит, а они слышат его. И неважно,  сколько его «ребятам» будет лет. Он всегда будет для них Мастером. А они — его детьми.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 25 января 2017

Заголовок в газете: Мастер и его дети

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру