Администрация Астрахани вплотную взялась за проблему с маршрутками

Теперь на 25 маршруте работают только автобусы большой вместимости

Маршрутные такси марки «Газель» в Астрахань прибыли на 444-летие. Это был своего рода подарок горожанам от администрации. В то время чиновники полагали, что маршрутные такси помогут наладить транспортную сеть и станут альтернативой «разваливающимся» автобусам. Со временем все так и произошло. Все больше и больше людей отказывается от поездок на автобусах, что уж говорить о троллейбусах. С каждым годом маршрутки, или, как их еще называют, «летучий голландец», потому что летают, вытесняют остальных игроков рынка общественных перевозок. В разные годы водители маршруток устраивали забастовки, с помощью них решались политические вопросы. Но всегда оставалось одно — противоборство с мэрией Астрахани. Если раньше все оставалось на своих местах, то в этом году администрация города вплотную взялась за проблему.

Теперь на 25 маршруте работают только автобусы большой вместимости
Фото: Юра Асадулин

1, 2, 33: в ряд становись

15 июля вступил в силу ряд норм федерального закона 20-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров».

На рабочем заседании губернатор Астраханской области заявил рабочей группе, что жалобы на транспортные пассажирские компании от населения поступают регулярно. Однако у правительства не было действующего механизма, кроме лицензирования, который мог бы помочь исправить ситуацию.

– Этот закон, который мы так долго ждали, направлен в первую очередь на то, чтобы убрать с пассажирских маршрутов нелегалов, которые создают аварийные ситуации, не заботятся о безопасности людей и забирают потоки у официальных перевозчиков, – отметил Александр Жилкин.

Реакция водителей не заставила себя долго ждать. В этот день у стен Кремля на забастовку вышли «33-ие маршрутки». С самого утра десяток транспортных средств, курсирующих по этому маршруту, стояли с табличками «Нет разрешения на работу». 15 июля стало для жителей района «Трикотажки» днем опоздания. Причиной невыхода на линию маршрутных такси стало отсутствие маршрутных карт. Однако, по словам предпринимателей, попытки получить документы для работы у них не увенчались успехом. До вступления в силу закона маршрутные такси выходили на линию без документов, что означало, что работа идет нелегально. Вступивший в силу ряд норм ужесточил эту ответственность. Для нелегалов предусмотрены штрафы: 5 тысяч на физическое лицо, 30 тысяч на должностное лицо и 300 тысяч на юридическое лицо.

Бастовали маршрутчики и еще в далеком 2012 году. Тогда более 50 машин не вышли на линию и устроили митинг около Центрального стадиона. Владельцы компаний-перевозчиков и водители были недовольны, что администрация Астрахани расторгла с ними договоры в одностороннем порядке. Конкурс же на пассажирские перевозки выиграло предприятие из Волгоградской области. Бастующие утверждали, что разрешение на перевозки было отдано без конкурса избранным мэром Михаилом Столяровым. Пикантность этой ситуации добавляло то, что предыдущий градоначальник Сергей Боженов был избран губернатором соседней Волгоградской области. По мнению перевозчиков, администрация их не предупреждала о проведении конкурса, а всего лишь выслала уведомление об окончании контракта. 

Политмаршрут

То, что политики не боялись испачкать свои руки в общественных перевозках, подтверждает и митинг 2012 г. Тогда к бастующим приехал голодающий экс-кандидат на пост мэра Астрахани Олег Шеин, а также Алексей Навальный. Они добивались отмены результатов выборов на пост градоначальника Астрахани. Также, по словам очевидцев, на 45 машинах имелись плакаты с надписью «Против мэрии и за Шеина».

604

Вступивший в силу новый закон также ужесточил наказание за остановку «по требованию». За это правонарушение водителю придется раскошелиться на 3000 рублей, а при повторном нарушении уже на 5000 рублей. Однако эта идея не понравилась общественности, хотя сами маршрутчики эту поправку поддержали. Только есть одно но – отсутствие достаточного количества фиксированных остановок. И в этом они были правы. Спустя неделю после вступления закона в силу мэрия выставила перечень наименований остановочных пунктов на регулярных муниципальных маршрутах. Количество «официальных» остановок выросло до 604. Идея наведения такого порядка на пассажирских перевозках астраханцев не обрадовала. Общество в социальных сетях бунтовало. По мнению горожан, отмена остановки «у мостика» разрушала всю философию маршрутного такси:

«Верните остановки по требованию. Как теперь ездить на дачу, если нет своего транспорта. Вы о пенсионерах подумайте», «…и в такую жару я должна идти с маленьким ребенком на руках до дому около 800 метров», – высказывали свое мнение астраханцы. Однако никого не волновал тот факт, что, останавливаясь у мостика, дерева или на пешеходном переходе, водители подвергают общество опасности.

Спустя несколько месяцев «маршрутная шумиха» в городе утихла. Общество перестало писать на формах гневные сообщения, а водители как останавливались на переходах, так и продолжают, забыв, что за такое нарушение им грозит серьезный штраф. Однако ни перевозчиков, ни пассажиров это не волнует.

Губанова и Полумордвинов на перекрестке

Готовя этот материал, я потратил день, на то чтобы проехаться по городу на маршрутах и посмотреть, как соблюдается закон. Не нужно обладать большим умом, чтобы выйти и посмотреть, что остановка продолжается там, где необходимо гражданам. Никого не волнует статистика ГИБДД, что практически ежедневно с участием общественного транспорта, а в частности с маршрутками, происходят ДТП. Получается, администрация Астрахани закон приняла, а контролировать его ход исполнения должна тоже она? Губанова и Полумордвинов должны стоять на перекрестках с полосатой палочкой? Контролировать исполнение закона должны сотрудники ГИБДД, ведь именно это ведомство занимается безопасностью на дороге. Водители, как и до принятия норм, чувствуют безнаказанность со стороны структур.

Как в столицах?

Возьмем, к примеру, Москву. В столице в ходе реформы общественного транспорта более 300 линий маршрутных такси заменили на 211 маршрутов. Да, в столице продолжают работать частные перевозчики, однако уже по общим правилам. У них единая цена, включая льготную, строгое соблюдение расписания по государственному контракту, а также увеличение вместимости транспортных средств.

В Казани же автобусы малой вместимости работают только на окраинах. Они выполняют функцию подвозки людей к метро или к крупным пересадочным узлам. На остальные маршруты выходят автобусы средней и большой вместимости. Центр города отдан электрическому транспорту. Также в городах отменили «дублерные» маршруты.

От последних в Астрахани тоже удалось избавиться, теперь на 25 маршруте работают только автобусы большой вместимости, которые принадлежат компании «АстраханьПассажирТранс». Однако и он работает на последнем издыхании. Недавно в СМИ была опубликована новость о том, что предприятие находится на грани банкротства, а у правительства просто нет средств на дотацию. Как птица Феникс, в нашем городе сгорает и вновь возрождается троллейбусное предприятие. На 13 единицах передвижного состава МУПа практически никто не передвигается. О трамваях горожане забыли еще в далеком 2007 году. Тогда действующий мэр города Сергей Боженов обещал астраханцам город без пробок, а также новые троллейбусные линии, соединяющие чуть ли не весь областной центр. Однако слова Боженова остались лишь только словами.

Как бороться?

Говорить об астраханском общественном транспорте можно вечно. Однако нужно понимать, что мы сами отвечаем за свое здоровье и безопасность. Именно мы выбираем, сядем ли мы в полуразрушенную маршрутку или выберем другой транспорт. И также от нас зависит, не собьёт ли нас машина на выходе из маршрутки на перекрестке.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру