Как развеять музейную скуку

С приходом нового директора астраханский музей-заповедник начал новую жизнь

Не так давно на нашем портале была опубликована новость с заголовком “Директор астраханского музея-заповедника задержал грабителя”. Кто-то из читателей воспринял это происшествие как забавный случай, кто-то посчитал, что это такой пиар, другие искренне удивились поступку чиновника. Но так или иначе, это событие получило большой отклик. Личность Алексея Булычева привлекла внимание. Что это за человек? Почему в таком молодом возрасте он стал директором крупнейшего регионального музея? Он что, самбист?

Редакция МК бережно собрала все комментарии и направилась прямиком в музей. Окунувшись с головой в мир древностей и инсталляций, мы выяснили, как развеять в музее скуку, какие бизнес-идеи необходимо перенимать культуре и зачем директору музея-заповедника знать наизусть “Федота-стрельца”.

Этим репортажем мы открываем серию статей о людях, чья преданность любимому делу вдохновляет и учит находить выход даже из самой сложной ситуации.

С приходом нового директора астраханский музей-заповедник начал новую жизнь

На волю случая

Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник — старейший из региональных музеев, имеет свои славные традиции и считается одним из главных культурных объектов региона. Сегодня музей-заповедник включает в себя 14 филиалов, пять из них расположены в Астрахани, девять — в районах области. Около года назад у музея-заповедника появился новый руководитель. Им стал Булычев Алексей Александрович.

Есть люди, у которых каждый шаг в жизни — это результат тщательно спланированных действий. Так вот, Алексей — не из таких. Все, что происходит с ним, — это череда спонтанных, но судьбоносных решений. Когда-то, еще в школе, он увлекся рисованием, даже не подозревая, что именно это хобби в дальнейшем станет приносить ему хлеб. В 16 лет у Алексея была весьма неординарная мечта — стать мастером головных уборов. Поэтому он даже устроился на овчинно-меховую фабрику. Там молодой человек научился выделывать шкуры, кроить и шить шапки. И в какой-то момент ему понадобилось самому вырезать деревянные болванки для изделий. Отучившись на резчика по дереву три года, он получил самый высокий, шестой разряд. Но это были как раз 90-е годы, и пока Алексей ушел в учебу, мода на шапки прошла. Люди перешли на вязаные головные уборы.

Так случай впервые повлиял на его жизнь. Имея на руках диплом, он решил устроиться на работу в Художественный фонд резчиков по дереву. Там он резал зеркала, карнизы, сувенирную продукцию. Там же познакомился с одним антикваром, который, заметив талант и профессиональный подход Алексея, предложил ему заниматься более серьезными вещами — реставрацией старинных изделий. И если в художественном фонде мастера работали вне стиля, то к антиквариату подход был иным: там приходилось восстанавливать фрагменты изделий, сделанных в стиле  барокко, рококо, ампир. Чтобы быть “в теме”,  молодой человек начал изучать литературу об эпохах  и особенностях направлений искусства. 

Со временем Алексей определил для себя новые горизонты творчества и работы, поэтому принял решение заняться своим делом, посвятить себя тому, что действительно близко и интересно.

В его жизни происходили порой странные и удивительные вещи. Например, однажды (тоже, кстати, по воле случая) Алексею выпал шанс проверить на прочность себя и свою команду. В год, когда завершались восстановительные работы в храме св. Владимира, нужно было срочно сделать центральную часть иконостаса. Никто из местных мастеров не брался за эту работу: 

“И тогда меня пригласили на встречу, потому что у меня был шестой разряд, который подразумевает, что резчик работает со всеми видами резьбы. В том числе и со скульптурной. Я согласился взяться за эту работу, пригласил в помощь знакомых ребят. Нас было пять человек, и мы сделали 1200 квадратных дециметров резьбы”.

Резьба делается именно по дециметрам, но сначала рисуется эскиз на кальке. И пока Алексей рисовал одну деталь, его помощники уже начинали вырезать. Все делалось очень быстро, так как времени катастрофически не хватало:

“И мы справились, сделали этот заказ. А вот спустя несколько лет, когда у меня уже работала большая команда из 25 человек и были станки с ЧПУ, я бы даже не взялся за такой объем работ. Потому что сделать такое в сжатые сроки было бы невозможно”.

Как же удалось справиться тогда — до сих пор загадка для него самого. Сегодня Алексей любит приходить в храм с семьей. Он рассказывает детям, что крест, который стоит на центральном иконостасе, он вырезал своими руками. По сей день считает эту работу самой значимой в своей жизни.

Сломать стереотипы

Многие связывают имя Алексея Булычева с творческой мастерской, в которой изготавливаются уникальные деревянные скульптуры на астраханскую тематику. Но работа мастерской заключается не только в этом. Если перенестись на несколько лет назад, то мы также сможем обнаружить Алексея в стенах музея-заповедника.  Только немного в другой роли. Дело в том, что мастерская Булычева работала с экспозициями. “Золотая кладовая”, залы музея “Российский арбуз” и Музея боевой славы создавались под руководством Алексея. Возможно, именно тогда между ним и музеем-заповедником  возникла какая-то едва уловимая связь. Иначе, как можно объяснить внезапный порыв получить еще одну специальность?

“Когда мы начали сотрудничество с музеем, на историческом факультете АГУ открылась новая специальность “Музейное дело – охрана памятников”. И тем, кто имел отношение к музейным экспозициям, предложили пойти туда учиться. Я получил диплом, положил на полочку. Занимаясь бизнесом, я думал, что никогда в жизни не найду ему применение”.

Но как бы не так. У случая были свои планы на Алексея. Ровно год назад губернатор предложил ему возглавить музей-заповедник. Несмотря на то что в тот момент у Алексея был успешный бизнес, несколько открытых заказов и проектов, он принял предложение. И сразу же погрузился в работу:

“Я начал свой первый рабочий день с того, что пошел в кремль. Пока никто не знал, что я директор, прошел по всем объектам. Местами меня не устроило, как со мной разговаривали, местами, как велась работа. Я сделал это, потому что мне важно было узнать отношение к клиентам, к людям. Это очень важно в нашей работе, с этого я и начал”. 

Люди часто мыслят стереотипами и предрассудками. Например, есть такое всеобщее мнение, что в музеях работают одни бабушки и что там невероятно скучно. Так вот, то, что происходит сегодня в Астраханском государственном объединенном историко-архитектурном музее-заповеднике, ломает все стереотипы. 

Как бы это странно ни звучало, но современный музей — это не только экспонаты, которые в нем хранятся и выставляются. Музей — это люди, которые в нем работают. Именно от работников музея, смотрителей и руководства зависит, вернется ли посетитель в него снова или забудет свой визит как страшный сон. Поэтому работа музея — это маркетинговая стратегия, в которой есть место эксперименту, необузданной фантазии и даже экстриму: 

“Когда я ознакомился с фондами музея, оказалось, что выставлено всего 6-7%, остальное находится на хранении. Конечно, хранение — это главная функция музея, но так получалось, что основные экспозиции практически не менялись. Я предложил делать новые выставки каждую неделю, мы их назвали “Музейные выходные”. Такая мысль была — сделать короткие выставки, то есть не на 2-3 месяца, а на три дня. Мы показываем два длинных дня — пятница и суббота — плюс воскресенье. Потом  понедельник (выходной день), и выставка демонтируется. В следующую пятницу открывается опять уже новая. Мы брали разные направления: история, палеонтология, археология. И когда запустили первый проект, поняли, что идея зашла. Люди стали больше ходить, потому что каждую неделю что-то новое”.

В своей работе Алексей делает ставку на команду. Людей, у которых глаза горят, он вычисляет сразу и тут же “вербует” в ряды музейных сотрудников. Сегодня в коллективе музея-заповедника много креативной молодежи. Ребята, так же как и руководство, не боятся экспериментировать, предлагают новые идеи, которые находят поддержку “наверху” и реализуют самые смелые проекты.

В начале работы в музее, когда Алексей еще не знал сотрудников и их потенциал, ему было очень сложно оценить уровень работы каждого. Однажды вечером в конце рабочего дня он собрал весь коллектив и дал каждому творческое задание — за одни день сделать и утром показать свое видение изменений в работе музея. На следующий день он был приятно удивлен, потому что получил огромное количество полезных и интересных идей.

«Чтобы ничего не упустить, мне пришлось завести целую папку для предложений сотрудников. Раньше мне казалось, что это просто молодые ребята, у которых пока мало опыта в музейной сфере. Но это оказалось далеко не так. Были предложения о перестановке времени работы музея и его филиалов, изменении каких-то административных моментов в работе, а также изменении в выставочном процессе».

Ни для кого не секрет, что музей имеет достаточно жесткие рамки. Например, в музее хранятся музыкальные инструменты, на которых нельзя играть. А ведь посетители хотят не просто прийти посмотреть на какую-то музыкальную шкатулку. Без звука она не производит на него никакого впечатления, потому что это по большому счету просто какой-то красивый ящик. Но стоит ее завести, и тут же появляются новые ощущения, восторг, интерес. В общем, люди хотят видеть интерактивную составляющую. Сейчас во всем мире интерактивные выставки пользуются большой популярностью. На сегодняшний день в выставочном комплексе “Цейхгауз”, филиале музея в Астраханском кремле, проходят две интерактивные выставки: “Эта занимательная наука” и “Живая механика Леонардо да Винчи”.

“Люди сначала подходят и замирают, они удивляются, что экспонаты можно трогать. Мы им объясняем, что можно их не просто держать, но крутить-вертеть как только вздумается. Конечно, невозможно сделать очень много подобных выставок, потому что для них, как правило, требуется помещение большой площади, усиленная охрана и специалисты, готовые исполнить роль аниматора. Вот, например, выставка “Эта занимательная наука”. На этой выставке постоянно присутствует сотрудник, готовый сразу показать детям то, о чем он рассказывает на примере химических и физических опытов. Это для них гораздо интереснее, чем какие-то статичные картинки”.

Музей умеет зарабатывать. Даже в кризис

По кремлю маршируют гренадеры и стрельцы, которые участвуют в разводе караула, ходят по башням и принимают участие в экскурсиях. Нет, вы видели это? Самое настоящее погружение! Алексей относится к этому проекту с особым вниманием и в дальнейшем продолжит его развитие. Ожидается, что скоро в кремле появятся еще и лучники. По словам директора, при реализации проекта продумывается график ребят, чтобы им было удобно меняться, отдыхать и не работать в самую жаркую погоду. Астраханская и иногородняя публика прекрасно реагирует на этот проект, к тому же он притягивает дополнительное внимание и к другим объектам.

За время работы Алексей уже составил карту “самых туристических объектов” музея-заповедника. Это помогает запустить новые идеи и вовлечь посетителей в интересные программы. Например, согласно наблюдениям директора, туристы всегда с большим интересом относятся к пыточной башне. Она не восстановлена и стоит практически в своем первозданном виде. Когда люди входят в артдвор, то попадают в атмосферу старины, здесь же они видят еще и переодетых стрельцов. Рядом располагается интересная  интерактивная зона и экспозиция “Открытие выстрела”. Там представлены все предметы порохового погреба от бочек до оружия. Это, конечно, усиливает впечатления от экскурсии по кремлю в целом.       

“Мы стараемся добавить больше интересного в экскурсии в любом нашем учреждении. Вот у нас в оружейной комнате есть манекен солдата, но когда переодевается наш научный сотрудник и проводит экскурсию, то для наших гостей это совсем другие впечатления, новые эмоции. Или, например, в Музее боевой славы экскурсовод достает вещмешок и вынимает из него военные вещи, детям дают все в руки, они могут потрогать, подержать, в том числе и макеты оружия. Конечно, это детей увлекает, им становится еще интересней и веселей в музее. Вдобавок они параллельно такому интерактиву больше узнают, запоминают”.

Еще одно из новшеств — это квесты. Они проводятся постоянно, и сейчас их существует огромное количество как в самом музее-заповеднике, так и в других учреждениях.

“Квесты рассчитаны на разные возраста, я протестировал их на своих детях, им все понравилось, были очень довольны”.

А недавно был запущен интересный для молодежи проект: ночная свадьба в артдворе. Недавно даже была русско-голландская свадьба. Все эти проекты послужили тому, что музей стал больше зарабатывать. Алексей уверен, что в этом большая заслуга и предыдущего руководства:

“У нас хорошая база от предыдущего руководства, и мы расширяем партнерство с бизнесом. Например, партнеры бесплатно предоставляли подарки для розыгрыша лотереи на Ночь искусств, другая компания помогла с музыкальным оформлением, бесплатно для гостей мероприятия выступила лучшая рок-группа города. И мы стараемся в свою очередь оправдать ожидания гостей и спонсоров. Потому что если мероприятие будет плохое, то на него в следующий раз придет меньше людей, спонсоры денег давать также не захотят. А сейчас выстраивается очередь просто. Эти же люди, которые стали нашими партнерами, также сейчас у нас заказывают проведение семинаров, мероприятий. Они идут именно к нам, потому что мы показали, как можем выстраивать работу и какие мероприятия можем организовывать”.

Сегодня филиалы музея имеют множество связей с региональным бизнес-сообществом. Поступает все больше предложений по партнерству. Возможно, некоторые предприниматели из-за кризиса ищут новые пути и новые площадки для своей рекламы.

Без творчества жизни нет

Вся жизнь нового руководителя музея-заповедника — это творчество. И речь идет не только об изготовлении удивительных вещей своими руками. Как оказалось, герой нашей сегодняшней статьи еще и знатный оратор. Очевидцы рассказывали, будто бы он знает наизусть весь “Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца” Леонида Филатова и своим великолепным исполнением может рассмешить любую Несмеяну. Мы решили удостовериться в этом и выяснили, что Филатов — это только цветочки. Алексей искусно декламирует “Витязя в тигровой шкуре” Шота Руставели, причем помнил даже несколько переводов.

Став директором, Алексей столкнулся с большим объемом административной работы. Ежедневно необходимо подписывать множество документов, проводить и посещать ряд совещаний. Ему как человеку из бизнеса это было поначалу не очень привычно, но теперь он втянулся и относится к этому легко и с пониманием. Только вот на творчество времени не остается. Свой тихий уголок — “Галерею современного искусства” — Алексей передал в управление супруге. А об изготовлении уникальных деревянных скульптур собственными руками и речи быть не может. 

Но Алексей находит другие способы реализации творческого потенциала. Он сам водит экскурсии по музею. Нам, например, рассказал про золото сарматов. Получилось весьма впечатляюще. Появились у директора и свои любимые места. Одно из них — проект “Погружение” в Музее боевой славы. 

Сегодня его мысли заняты дальнейшим совершенствованием музея-заповедника. Совсем скоро астраханцев ждет сюрприз. Мы приоткроем занавес и поделимся маленькой его частью — в ближайшее время в зале с рыбами появится огромный аквариум. Насколько огромный и кто там будет обитать — узнаете сами, когда придете в музей. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру